Перспективное планирование игр и упражнений на формирование грамматического строя речи (средняя группа)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
В планировании представлены игры и упражнения на формирование грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_igr_po_razvitiyu_rechi_srednyaya_gruppa.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Перспективное планирование игр и упражнений на формирование грамматического строя речи (средняя группа)
воспитатель
Паршенкова Е.А.
Санкт-Петербург
2015
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | «Ласковые имена» Цель: способствовать практическому усвоению способа словообразования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «У меня и у тебя» Цель: формировать умение употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа. | «Мишка в магазине игрушек» Цель: упражнять в употреблении существительных в винительном падеже; формировать умение составлять предложения с однородными членами. «Цветная игра» Цель: формировать умение согласовывать имена прилагательные, обозначающие названия цветов, с именами существительными в роде, числе. | «Назови одним словом» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. «Каких игрушек не хватает на нижней полке?» Цель: упражнять в образовании форм имен существительных в родительном падеже. | «Угадай дерево по листу» Цель: упражнять в употреблении имен существительных в форме единственного и множественного числа в родительном падеже. «Найди листок» Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных. |
Октябрь
| «Что происходит в природе?» Цель: активизировать глагольный словарь, закреплять навык согласования слов в предложении. «Что нам осень принесла?» Цель: упражнять в умении составлять предложения с однородными членами. | «Что из чего получается» Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии. «Я готовлю сам!» Цель: упражнять в употреблении имен существительных в форме единственного и множественного числа в родительном падеже. | «Игра в загадки» Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде. «Скажи со словом «пара»» Цель: упражнять детей в образовании имен существительных, обозначающих названия предметов обуви, в форме множественного числа в родительном падеже. | «Ателье» Цель: знакомить детей с неизменяемыми словами. «Для кого и для чего?» Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии, обогащать речь однокоренными словами. «Я сам» Цель: формировать умение правильно употреблять глаголы одеть и надеть. |
Ноябрь | «Осень» Цель: формировать умение образовывать наречия. «Играем в слова» Цель: упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. | «Собери семью» Цель: закреплять умение образовывать названия детенышей домашних животных, активизировать употребление в речи звукоподражательных слов. «Маша обедает» Цель: формировать умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов. | «Кто у кого?» Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом а. «Гуси» Цель: обогащать речь однокоренными словами.
| «Где спрятался зайка?» Цель: активизировать в речи детей конструкции, обозначающие местоположение предметов, формировать умение правильно использовать пространственные предлоги, согласовывать с ними существительные и прилагательные. «Скажи со словом «электрический»» Цель: упражнять в умении согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе. |
Декабрь | «Что увидели из окна Ежик и Лисенок?» Цель: упражнять в составлении простых распространенных предложений. «Какая погода зимой?» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. | «Назови одним словом» Цель: формировать умение подбирать обобщающие слова, обозначающие группу предметов. «Веселый счет» (с опорой на наглядность) Цель: формировать умение соотносить имена существительные с числительными в роде, числе (в пределах 5). | «Накрываем праздничный стол» Цель: формировать умение образовывать слова с помощью суффикса –ниц- (сахар – сахарница, хлеб – хлебница, конфеты – конфетница, салфетка - салфетница), формировать умение употреблять в речи имена существительные с предлогами на, в, употреблять в речи наречия слева, справа. «Что было бы, если бы...» Цель: формировать умение самостоятельно образовывать формы сослагательного наклонения глаголов, различать их в речи. | «Было – будет» Цель: упражнять в использовании глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. «Украшаем елочку» Цель: упражнять в употреблении имен существительных в форме множественного и единственного числа, способствовать практическому усвоению предлогов на, под. |
Январь |
| «Подбери другие слова» Цель: упражнять в образовании однокоренных слов от слова «снег». «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?» Цель: закреплять умение образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа имени существительного. | «Цветочный магазин» Цель: формировать умение описывать комнатные растения, находить их по описанию. «Что хочет делать Маша?» Цель: формировать умение употреблять глаголы в прошедшем и будущем времени, использовать глаголы в повелительном наклонении. | «Угадай и назови» Цель: упражнять детей в умении соотносить название профессии с названиями трудовых действий, закреплять умение правильно образовывать формы глаголов третьего лица единственного и множественного числа. «Закончи предложение и подбери к нему картинку» Цель: упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений, формировать умение подбирать подходящее по смыслу слово, согласовывать его с другими словами в предложении. |
Февраль
| «Исправь ошибки лисенка» Цель: формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу. «Длинные и короткие слова» Цель: продолжать знакомить детей со слоговой структурой слов, формировать умение вслушиваться в их звучание. | «Чей хвост?» Цель: упражнять детей в образовании форм родительного падежа единственного числа существительных. «Домик для зверят» Цель: закреплять умение детей образовывать названия детенышей животных. «Кто кем нарядился?» Цель: упражнять в употреблении существительных в творительном падеже. | «Разведчики» Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных (по аналогии). «Зайка делает зарядку» Цель: упражнять в образовании форм второго лица единственного числа глаголов. | «Угадай, кто это» Цель: активизация глагольного словаря. «Вставь словечко» Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.
|
Март | «Моя мама» Цель: формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что. «Вы хотите? – Мы хотим» Цель: формировать умение правильно употреблять в речи формы глагола хотеть. | «Подумай и скажи» Цель: формировать умение подбирать слова-определения к существительным, описывать состояние погоды. «Подбери похожие слова» Цель: развивать слуховое внимание, формировать умение подбирать и различать близкие по звучанию слова. | «На чем дети катаются» Цель: формировать умение составлять сложносочиненные предложения. «Поезд» (с предметными картинками) Цель: формировать умение устанавливать семантические отношения между словами в предложении, мотивируя свой выбор; активизировать словарь детей, развивать связную речь. | «Кто внимательный?» Цель: формировать умение различать и выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы), обогащать ими речь детей. «Кто каким транспортом управляет?» Цель: упражнять в употреблении существительных в творительном падеже. |
Апрель | «Скажи, как на улице?» Цель: формировать умение образовывать наречия от прилагательных. «Здравствуйте, я – Петрушка!» Цель: формировать у детей умение вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, выделять в них заданные звуки. | «Пропущенные слова» Цель: упражнять в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида. «Какое слово потерялось?» Цель: формировать у детей интерес к слову, уточнить понятие «слово», формировать умение выделять отдельные слова в предложении, показать важность соблюдения определенной последовательности слов в высказывании. | «Что за птица?» Цель: формировать умение составлять описание птиц по плану, узнавать знакомых птиц по описанию. «Чье гнездо?» Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. | «Четвертый лишний» Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что. «Уменьшаем и увеличиваем» Цель: формировать навык словообразования существительных с помощью суффиксов –ик-, -ищ-. |
Май | «Придумай предложение» Цель: формировать умение строить распространенное предложение, придумывать предложение с заданным словом. «Как сказать по-другому?» Цель: познакомить с переносным значением слов и словосочетаний, формировать умение подбирать к ним близкие по смыслу слова. | «Добавь слово» Цель: упражнять детей в употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени, формировать умение составлять словосочетания с ними. «Интересные слова» Цель: формировать у детей представления о многозначности слов, показать, как меняется значение слова в зависимости от контекста. | «Отгадай-ка!» Цель: упражнять детей в описании предметов по представлению, формировать умение выбирать наиболее значимые характеристики и свойства объектов для составления загадок. «Найди и покажи» Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, формировать умение произносить многосложные слова, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. | «Скажи со словом «городской»» Цель: упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе. «Мой или моя» Цель: формировать умение правильно согласовывать местоимение с именем существительным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста...
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.
Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Образование относительных прилагательных (какой по материалу).
формировать навыки словообразования, учить образовывать относительные прилагательные от существительных (какой по материалу).развитие слухового и зрительного внимания и памяти. Развитие понимание речи...
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа.
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи.Средняя группа.Цель. Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК.Задачи.- Расширен...