Опыт работы по теме: "Использование схем предложенных Ефименковой Л. Н. в работе с дошкольниками"
материал по развитию речи
Использование схем заметно облегчает детям работу при составлении описательных рассказов. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemy_efimenkovoy.docx | 335.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №2 городского округа города Райчихинска
Опыт работы по теме:
«Использование схем предложенных Ефименковой Л.Н. в работе с дошкольниками»
Подготовила: воспитатель Смышляева Е. М.
2019 г.
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.
А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.
Дар слова — важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь — это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.
Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения. Умение связно передавать свои мысли — один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.
Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые, и разработали множество методик. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания».
Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация.
В книге Л.Н. Ефименковой « Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение , 1985) представлена схема составления рассказа об овощах. Взяв её за основу, я несколько изменила символику, увеличила количество пунктов плана рассказа, а затем разработала аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде. Одежде, домашних и диких животных и временах года.
Необходимый материал для составления и использования рекомендуемых нами схем.
- лист картона размером 45 на 30 см разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов либо времён года, о которых надо рассказать).
Предлагаю вам схемы.
Описание игрушек
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Цвет. В первом квадрате нарисовано красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет-форма.
Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход, медведь), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть закрывается листом белой бумаги.
Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мяч. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятий « большой - маленький», надо использовать понятия « высокий -низкий, «длинный -короткий», « широкий -узкий», «толстый -тонкий».
Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и плёнки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.
Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы отдельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листом белой бумаги. Причем закрывать нужно только на одном-двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.
Воспитателю не составит труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы. К примеру от самых простых (пирамидка, матрёшка, коробка с мозаикой, коляска для кукол и т.п.), до более сложных (машина, кукла и т.п.) Когда дети освоят хорошо схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты, например: мяч, скакалка, кубик, мишка, кукла.
Описание предметов одежды.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Цвет. В квадрате 3-4 цветных пятна: красное, жёлтое, синее и зелёное.
Материал: На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк или капрон) одинаковой формы и размера. Естественно, до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.
Части одежды: изображён сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т.п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей знакомят заранее с названиями всех деталей костюма.
Сезонность одежды. В квадрате нарисовано - солнце, подснежник, жёлтый лист и несколько снежинок, которые символизируют соответственно лето, весну, осень и зиму.
Для кого предназначена одежда: Символические изображения мужчины, женщины, ребёнка.
Действия с одеждой: Изображена кисть руки с разведёнными пальцами.
Пример описания платья по этой схеме: Это платье красное с белыми горошками. Оно очень красивое. Оно по–моему шерстяное. У платья длинные рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки … и на манжетах кружева, и кармашки с кружавчиками. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой…. Носить это платье можно и зимой, и весной, и осенью …. Ну и летом можно, когда не жарко. Лучше всего в гости его надевать …. Это платье для девочки. А что делать с ним можно? На вешалку вешать, гладить, если помнётся, а если испачкаешь – постирать.
Описание предметов посуды
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Цвет. В квадрате 3-4 цветовые пятна.
Форма. Начерчено квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объёмными формами – на листе изображения цилиндра, шара и т.п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.
Величина. Нарисовано - большая и маленькая посуда.
Материал. На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и плёнки под дерево. Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора - материалов, которые отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная , пластмассовая посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.
Части посуды. Изображён чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т.д.
Действия с посудой. Изображена часть руки.
Пример описания чайника: Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины… и ещё золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды налить можно, наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашку гостям. С этим чайником надо аккуратно… ну… носить его, а то разобьёшь и ещё ноги обожжёшь.
Описание овощей и фруктов
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.
Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал.
Величина. Изображены 2 контрастные по величине плода, например большое и маленькое яблоки.
Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.
Место произрастания. Изображено дерево и грядка.
Как употребляется в пищу. В квадрате изображено тарелка, вилка, ложка и нож. Проводится предварительная работа по уточнению с детьми, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят и т.д.
Пример рассказа. Капуста зелёного цвета, круглая. Она бывает очень большая и маленькая. По вкусу она немного горькая. У неё много одёжек и все без застёжек. Едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит. Ещё варят борщ и начинку делают в пирожки.
Описание времён года
Составлению рассказов по этой теме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателем на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт , слова, обозначающие абстрактные понятия , связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т. п. – необходимо повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.
| |||
|
Солнце. На первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определённое время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т.п.
Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т.п.
Земля. Нарисован клочок земли с травой на нём. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и жёлтая или на ней появляется первая травка и т.п.
Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, т.к. их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года.
Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления.
Звери. Нарисованы контурно два знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребёнок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года.
Птицы. Изображены контурно два знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц.
Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года.
Использование схем заметно облегчает детям работу при составлении описательных рассказов. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".
Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...
Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....
Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"
Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...
Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков на пр...
Опыт работы по теме "Использование нетрадиционного оборудования в работе с дошкольниками"
Опыт работы по теме "Использование нетрадиционного оборудования в работе с дошкольниками"...
Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....
Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...