ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
4-5 лет (средняя группа)
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Игра «Шофер идет в гараж» Цель: формировать единственное и множественное число имен существительных (мужского, женского, среднего рода). Оснащение: игрушечные машины или предметные картинки с их изображением. Ход игры: поставьте в ряд игрушки (или разложите предметные картинки): легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор. Предложите ребенку ответить на ваши вопросы. Как называется человек, который водит автобус, троллейбус, легковой автомобиль? (Водитель или шофер.) Как называется место, где стоят машины? (Гараж.) Назови автомобили, стоящие около гаража. (Автобус, легковая машина, грузовая машина.) Создайте игровую ситуацию-расставьте игрушки или разложите картинки в соответствии с описанием игры. Попросите ребенка: «Рассмотри автомобили, стоящие в гараже справа. Скажи, как можно назвать их, одним словом. (Автобусы.) Назови автомобили, стоящие слева. (Грузовые автомобили.)» Предложите поиграть в игру «Один - много». Попросите ребенка образовывать множественное число по образцу. Если одно, то колесо, а если много, то ...(колеса). Если один, то троллейбус, а если много, то ... (троллейбусы). Если один, то трактор, если много, то... (тракторы). Если один, то шофер, а если много, то ... (шоферы). | Игра «Найди, угадай, назови» Цель: дифференцировать имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. Оснащение: парные картинки Ход игры: предложите ребенку найти картинку, на которой изображен мужчина-врач. Попросите подобрать к ней парную картинку — на которой изображена женщина-врач. Спросите у ребенка: «Кто изображен на второй картинке?» (Женщина-врач.) «Подумай и скажи, как можно назвать женщину-врача одним словом» (Она.) «Кто изображен на первой картинке? (Мужчина-врач). «Как можно назвать врача-мужчину одним словом? (Он.)» С предложенным лексическим материалом проведите игру по аналогии. Лексический материал Мужчина-повар. Женщина-повар. Мужчина-водитель. Женщина-водитель. | Игра «В кабине, в кузове» Цель: формировать окончания имен существительных в винительном падеже. Оснащение: сюжетная картинка Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите назвать недостающие детали грузовой машины. Задайте вопросы: «Чего нет у грузовой машины?» (Дверцы, борта.) «Как открывается дверь кабины? Кто сидит в кабине?» (Водитель сидит в кабине.) «Как называется человек, который едет с водителем в машине?» (Пассажир.) «Где сидит пассажир?» (Пассажир сидит в кабине около водителя.) Вырежьте в нижней части листа дверцу от кабины грузовой машины и боковой борт. Приклейте их к нарисованной грузовой машине таким образом, чтобы можно было их отогнуть. Если у ребенка есть набор «Лего», предложите ему сконструировать грузовой автомобиль. Попросите посадить в кабину пассажира и водителя. Спросите, кто и где сидит в кабине автомобиля? Игру с кузовом проведите по аналогии. В кузове лежит песок, кирпичи.) Вы можете вместе с ребенком нарисовать любой груз для изображенного на рисунке грузовика. |
Игра «Кто, что, для кого?» Цель: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже. Оснащение: предметные картинки Ход игры: предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его определить и назвать их профессии. Затем спросите, что изображено на предметных картинках в нижней части листа. Наклейте стикеры с липким слоем над изображенными людьми разных профессий. Показывайте поочередно на пианино, кастрюлю и шапочку врача и спрашивайте: «Кому этот предмет нужен для работы?» Задайте вопросы. Чем повар режет овощи? (Ножом.) Чем врач делает уколы? (Шприцем.) На чем играет музыкант? (На музыкальных инструментах.) Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару.) Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу.) «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю.) «Кто работает с детьми?» (Воспитатель.) | Игра «Грустный, веселый, сердитый» Цель: понимать и различать категории рода имен прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния людей; согласовывать имена прилагательные в роде и числе. Оснащение: предметные картинки Ход игры: подготовьтесь к игре заранее: вырежьте в нижней части листа вуаль, маску, шарф. Приклейте их справа от каждого героя. Покажите ребенку картинки. Предложите внимательно их рассмотреть. Попросите назвать профессии изображенных на картинке людей. Поиграйте в игру «Я начну, а ты продолжи». Попросите ребенка рассмотреть выражение лица каждого гостя и назвать его эмоциональное состояние. Начните фразу и предложите ребенку ее продолжить, вспомнив выражение лица человека данной профессии. Музыкальный руководитель ... веселый. Попросите проверить правильность ответа, поднять приклеенную на шляпке вуаль. Врач ... сердитый. Попросите проверить правильность ответа, приподняв приклеенную маску. Воспитатель ... огорченный. Предложите так же проверить правильность своего ответа, приподняв шарф, закрывающий лицо на прогулке. Предложите ребенку рассмотреть в нижней части листа схематично изображенные лица. Попросите его выбрать то эмоциональное состояние, в котором находится ребенок в данный момент, и рассказать вам об этом. «Я сегодня грустный». Расскажите о том, в каком эмоциональном состоянии находитесь сегодня вы: «Я сегодня веселая». | Игра «Повар готовит обед» Цель: пополняет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия профессий; согласовывать имена числительные «два», «пять» с именами существительными. Оснащение: натуральные овощи. Ход игры: предложите ребенку вспомнить, как называется профессия человека, который готовит вкусные обеды. (Повар.) Расскажите, что повар решил приготовить овощной салат. Для этого он взял... Разложите овощи на столе. Предложите ребенку рассмотреть выложенные перед ним овощи. Попросите его сосчитать их. Затем попросите рассказать, сколько картошек, морковок, огурцов, помидоров и луковиц взял повар для приготовления овощного салата. Накройте овощи красивой салфеткой. Две картошки, пять морковок, два огурца, пять помидоров, две луковицы, много зеленого горошка. Попросите ребенка нарисовать рецепт салата. (Последовательность, в которой повар будет складывать в салатницу нарезанные на мелкие кусочки овощи.) Поднимите салфетку и еще раз попросите ребенка перечислить количество овощей, которые он положил в овощной салат. |
Игра «Хвастуны» Цель: образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Жили-были два мальчика. Жили они оба на одной улице, в одном доме. Ходили они в один детский сад. Но один мальчик был старше второго на один год, поэтому ходили они в разные группы. Да и воспитатели у них тоже были разные, а любили они их одинаково—очень сильно. Сидят мальчики на скамейке и спорят». Предложите ребенку закончить начатую вами фразу: «„Моя воспитательница красивая" „А моя еще ... красивее". „Моя воспитательница добрая"… «А моя еще ... добрее". „Моя воспитательница милая". „А моя еще ... милей". „Моя высокая". „А моя еще ... выше". Долго спорили ребята, а к общему мнению так и не пришли. А мне кажется, что все, кто работает с детьми, добрые, красивые и милые!» | Игра «Закончи предложение» Цель: согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать начатую вами фразу и продолжить ее. Он лечил. Она...лечила. Они...лечили. Он варил. Она... варила. Они... варили. Он воспитывал. Она ...воспитывала. Они ...воспитывали. Он тормозил. Она... тормозила. Они... тормозили. Он выгрузил. Она... выгрузила. Они... выгрузили. Он пел. Она...пела. Они...пели. Усложнение: используйте в игре глаголы, характерные для разных профессий. | Игра «Продавец обувного магазина» Цель: формировать категории множественного числа родительного падежа. Оснащение: сюжетные картинки Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы. В каком магазине работает продавец? (В обувном.) Почему ты так решил? (Потому, что на полках стоит много обуви.) Попросите ребенка: «Рассмотри картинку и скажи, что держит в руке продавец». (Один сапог.) «Найди сапоги на второй полке. Скажи, что стоит на второй полке?» (Две пары сапог.) «Найди и покажи на второй полке высокие сапоги. Скажи, сколько пар высоких сапог стоит на второй полке?» (Одна пара.) «Сколько пар женских сапог стоит на второй полке?» (Две пары.) Спросите ребенка, сколько туфель стоит на верхней полке. (Много туфель.) «Сколько пар из них женских? (Семь пар.) А сколько мужских?» (Ни одной.) «Как называется человек, продающий обувь?» (Продавец обувного отдела.) «Как называется человек, покупающий обувь в обувном магазине?» (Покупатель.) |
Игра «Что кому!» Цель: понимать и использовать в речи обобщающее слово «профессия». Расширяет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия транспортных профессий (водитель, летчик, машинист) и творческих (композитор, писатель, художник). Оснащение: предметные картинки Ход игры: предложите ребенку рассмотреть на картинке разные виды транспорта (грузовую машину, легковую машину, самолет, поезд). Предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его рассказать, как называется профессия каждого человека. Попросите ребенка соединить цветным карандашом человека определенной профессии с тем видом транспорта, на котором он работает. Летчик летает на самолете. Машинист водит паровоз. Водитель водит легковую, грузовую машину. Предложите ребенку послушать рифмовку: Летчик рукой прижимает штурвал, Водитель справляется ловко с рулем, А машинист как ведет паровоз? Он рычаги нажимает, В дальний путь паровоз отправляет! | Игра «Без чего!» Цель: закреплять в речи формы родительного падежа имен существительных. Оснащение: предметные картинки ); цветные карандаши или фломастеры. Ход игры: расскажите ребенку, что прежде чем отправиться в дальний путь, необходимо проверить техническое состояние транспорта. Предложите ребенку посмотреть внимательно и сказать, что неисправно у паровоза, легковой машины, самолета, вертолета. Чего нет у паровоза? (Трубы.) Чего нет у легковой машины? (Дверцы.) Чего нет у самолета? (Крыла.) Чего нет у вертолета? (Лопастей.) Чего нет у парохода? (Кормы.) Предложите ребенку найти в нижней части листа недостающие детали. Попросите соединить их цветными карандашами с теми видами транспорта, которые их «потеряли». Назовите профессии людей, которые чинят транспорт. Паровоз чинит... (ремонтник). Корабль чинит... (судоремонтник). Легковую машину чинит... (автослесарь). Самолет и вертолет чинит... (механик). |
Игра «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: закреплять в речи форму дательного падежа имен существительных, обозначающих предметы, характерные для определенных профессий. Оснащение: предметные картинки ; цветные карандаши или фломастеры. Ход игры: предложите ребенку рассказать, людей каких профессий он видит справа (продавец, крановщик), слева (каменщик, плотник, кассир). Попросите ребенка назвать предметы, находящиеся в нижней части листа. Попросите его определить и сказать, кому какой предмет необходим для работы. например: Каменщику нужен мастерок. Плотнику нужен ... (рубанок). Крановщику нужен ... (подъемный кран). Продавцу нужны ... (весы). Кассиру нужна ... (касса). Предложите ребенку закончить начатую вами фразу. Попросите его соединить предмет с человеком, которому этот предмет необходим для работы. |
Игра «Чем лечат!» Цель: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку поиграть в «доктора». Прочтите стихотворение: Под землей копая ход, как-то лапу ранил крот. Дятла просит: «Помоги! Вдруг останусь без ноги?» - Лапу вылечить несложно, вот совет мой от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи. Задайте ребенку вопросы по тексту. Чем лечил дятел кроту лапу? (Подорожником.) Предложите ребенку взять на себя роль врача, а на себя возьмите роль больного. Врач принимает больных с разными болезнями и советует, как лечиться. например: Больной: У меня болит палец. Я его порезал. Врач: Промойте рану ... перекисью водорода. Смажьте ... зеленкой (йодом). Перевяжите ... бинтом. Больной: У меня болит горло. Врач; Завяжите горло теплым ... шарфом. Полощите ... лечебным раствором. Усложнение: придумайте другие игровые ситуации. | Игра «Отгадай загадку» Цель: развивает смекалку, абстрактное мышление; закреплять в речи форму имен существительных в предложном падеже. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать текст загадки. Попросите его рассказать, о чем она. Предложите назвать отгадку и рассказать, как он догадался. Кто в дни болезней всех полезней, излечит нас от всех болезней? (Доктор) Ходит он по этажам, вести в дом приносит нам, Телеграммы, письма, бланки, Сумка у него на лямке... Угадай, кто же он? Ну, конечно... (Почтальон.) Очень сложная работа — Всех доставить на работу. Чтоб никто не опоздал, чтобы день прекрасным стал. (Шофер.) Кто в самолете всех главней, Кто мчится выше туч, и пассажиров вмиг доставит туда, где их сегодня ждут? (Летчик) Кто в магазине день-деньской продает продукты - овощи и фрукты? (Продавец) Усложнение: подберите другие загадки о профессиях | Игра «Что мы умеем!» Цель: образовывать новые слова из словосочетаний. Оснащение: не требуется. Ход игры: повторите с ребенком названия профессий. Начните фразу, предложите ребенку продолжить начатую вами фразу. Летает на самолете ... (летчик). Водит паровоз ... (машинист). Водит машину ... (водитель, шофер). Предложите ребенку вспомнить и назвать характерные для каждой профессии действия. Начните фразу. Предложите ребенку ее закончить. Если ребенок затрудняется, задайте вопрос (что делает?). Водитель нажимает на тормоз - он ... (что делает?) тормозит. Водитель крутит руль - он ... (что делает?) рулит. Летчик отправляется в путешествие - он ... (что делает?) путешествует. |
Игра «Идем в магазин» Цель: образовывать имена прилагательные от существительных. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку: Очень рад продавец! Много днем работы! Он игрушки продает, веселится весь народ! Грузовик заводной, Пес пушистый, смешной! Неваляшки - пестрые рубашки! Счастлив малый народ! Каждый что-то унесет! Предложите ребенку вспомнить, как называются магазины, в которые он ходит с родителями покупать игрушки. Вспомните вместе с ним, что магазины бывают разные. Предложите поиграть - назвать их. Начните фразу, предложите ребенку ее закончить: «Магазин, в котором продаются овощи - овощной магазин». Лексический материал Магазин, в котором продают молочные продукты - молочный магазин. Магазин, в котором продают книги - книжный магазин. Магазин, в котором продают игрушки - игрушечный магазин. | Игра «Вязальщица» Цель: образовывать имена прилагательные от существительных. Оснащение: не требуется. Ход игры: вспомните вместе с ребенком, как называется человек, который вяжет разные предметы одежды (вязальщица). Объясните, что вы будете называть материал, из которого вы будете вязать, в ребенок расскажет, что из него он будет вязать. например: «Свитер из шерсти (какой?) - шерстяной свитер». Лексический материал Носки их пуха (какие?) - пуховые носки. Кофта из льна (какая?) - льняная кофта. Шарф из шелка (какой?) - шелковый шарф. | Игра «Послушай, найди, покажи» Цель: образовывать слова с помощью приставок. Оснащение: предметные картинки Ход игры: покажите ребенку картинки. Попросите его показывать вам ту картинку, которая соответствует произнесенному вами предложению. например: «Покупатель входит в магазин. Покупатель выходит из магазина». Лексический материал Продавец подходит к витрине. Продавец отходит от витрины. Продавец складывает игрушки (в коробку). Продавец выкладывает игрушки (на прилавок). Кассир отдает чек. Кассир передает чек. |
Игра «Самое-самое» Цель: образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку закончить начатую вами фразу. например: «Кондитер испек не просто вкусный торт, а (какой?) вкуснейший торт». Лексический материал Почтальон принес не просто красивый журнал, а (какой?) красивейший журнал. Врач лечил не просто хитрого мальчика, а (какого?) хитрейшего мальчика. Летчик летел не просто на быстром самолете, а (на каком?) на быстрейшем самолете. Усложнение: придумайте свой лексический материал. | «Подбери слово» Цель: образовывать имена существительные из двух слов. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку составить сложные слова из двух предложенных слов. Лексический материал Пашет землю - землепашец. Выращивает лес - лесовод. Выращивает сад - садовод. Копает землю - землекоп. Рубит лес - лесоруб. Прочтите стихотворение: Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют. Задайте вопросы. Как называют человека, который выращивает хлеб? (Хлебороб.) Как называют человека, который печет хлеб? (Хлебопек.) Усложнение: придумайте свой лексический материал. | Игра «Я — летчик» Цель: образовывать новые слова при помощи приставок. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку: Я летчик, лечу высоко Взлетаю в синие дали, Пролетаю над городом сонным, Подлетаю к взлетной полосе, И меня увидят все! Из дома я улетаю, И опять домой прилетаю! Голосом подчеркивайте выделенные слова. Попросите его объяснить значение выделенных в тексте слов. |
Игра «Многозначность слов» Цель: понимать многозначность слов. Оснащение: предметные картинки Ход игры: расскажите ребенку о том, что многие слова могут употребляться в разных ситуациях и обозначать разные предметы. Прочтите рифмовки. Предложите ребенку найти на картинке и показать соответствующий предмет Они обычно для шитья, и у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке. А называются... иголки. Груз поднимают краны на стройке, Кран для воды починил нам сосед. Так починил, что воды дома нет улетает время безвозвратно, Улетают дни, недели, годы, Улетает птица в небо высоко, Улетает камень в пропасть глубоко. | Игра «Мы такие разные» Цель: подбирать антонимы. Оснащение: сюжетные картинки Ход игры: покажите ребенку картинки с изображенными на них мальчиками. Объясните, что один из этих мальчиков — строитель, а второй—разрушитель. Спросите ребенка, кем он хочет быть в игре. На себя возьмите оставшуюся роль. Укажите на любую картинку. Назовите изображенное на ней действие. Предложите ребенку найти картинку с противоположным действием и назвать его. Лексический материал Созидатель - разрушитель. Добрый - злой. Храбрый - трусливый. Большой - маленький. Строить - ломать. Смеяться - плакать. Стоять - бежать. Старый - новый. Горячо - холодно, Усложнение: придумайте свой лексический материал. | Игра «Как сказать иначе!» Цель: употреблять в речи причастия. Оснащение: не требуется. Ход игры: попросите ребенка составить по предложенному вами образцу словосочетание. Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно задавать ему вопросы какой? какай? какое? «Летчик летит в самолете - Какой летчик? - Летчик, летящий в самолете». Лексический материал Капитан плывет на пароходе. Какой капитан? - Капитан, плывущий на пароходе. Лесоруб рубит лес. Какой лесоруб? - Лесоруб, рубящий лес. Усложнение: увеличьте количество лексического материала. |
Игра «Кто больше скажет о профессии» Цель: соотносить действия людей с их профессией; образовывать соответствующие глаголы. Оснащение: не требуется. Ход игры: повторите вместе с ребенком значение слова «профессия». Расскажите ему, что каждый взрослый выполняет на своей работе определенные действия, характерные для его профессии. Объясните ребенку правила игры: «Я буду рассказывать о действиях человека, а ты назови его профессию «Как называется человек, который учит детей?» (Учитель.) «Как называется человек, который ухаживает за полем?» (Землепашец.) «Как называется человек, который выращивает хлеб?» (Хлебороб.) «Как называется человек, который выращивает лес?» (Лесник.) «Как называется человек, который печет кондитерские изделия?» (Кондитер.) «Как называется человек, который строит дома?» (Строитель.) Усложнение: придумайте свой лексический материал. | Игра «Зимние забавы» Цель: употреблять в речи инфинитив глаголов (кататься, бегать, играть, лепить, плясать, кружиться); отвечать на вопросы. Оснащение: предметные картинки Ход игры: расскажите ребенку: «Зима не только красива. Зима - веселое время года. Зимой можно...» Попросите ребенка помочь вам рассказать, что можно делать зимой. Рассматривайте вместе с ребенком предметные картинки и говорите: «Зимой можно кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков и разных зверей, плясать и кружиться вокруг новогодней елки». Спросите ребенка, какая из зимних забав ему больше нравится. | Игра «Раз, два, посчитай» Цель: согласовывать имена существительные женского рода с числительными «один», «два», «три», «четыре», «пять»; игра способствует развитию зрительного внимания. Оснащение: 5палочек, 5 шишек; предметные картинки Ход игры: положите перед ребенком 5 палочек и предложите их сосчитать. (Одна палочка, две палочки, три палочки, четыре палочки, пять палочек.) Предложите ребенку внимательно рассмотреть нарисованные снежинки. Попросите его найти 2 одинаковые. |
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Цель игры. Учить детей называть действие словом правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит. Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» - спрашивает он у детей. - «Дрова пилите». - «Давайте все будем пилить дрова». Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?» - спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего. Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др. Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит: вы танцеваете, рисоваете», воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? - спрашивает воспитатель. - Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем». «Вова скажи, что делают дети», - предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют». | игра «Мыши» Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), а будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой». Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут - вот напасть! Доберемся мы до вас. Берегитесь вы, плутовки! Как поставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг. | игра «Воробушки и автомобиль» Цель игры. Упражнять детей в правильном звукопроизношении, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит: «Дети, это - руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?» - «У-у-у» - повторяют дети. «Сейчас мы поиграем так, - продолжает воспитатель. - Я - автомобиль, а вы все — воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение: Воробей с березы На дорогу- прыг! Больше нет мороза, Чик-чирик! Когда я скажу слово «прыг», вы встаете со с попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу: «чик-чирик!», вы полетите, кто куда хочет, будете махать крылышками и чирикать: «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки». После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится выполнять движения первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения. Игра повторяется 2-3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно. |
игра «Кто в домике живет?» Цель игры. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5), Дети изображают знакомых им птиц или животных. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му -му-му», «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «И-го-го», «Га-га-га», «Ко-ко-ко». Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет?» — дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», — воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и т. п. Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается. Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого им надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них. | игра «Гуси» Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями. Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «Щипать травку»), а в этом углу будет мой дом». Воспитатель объясняет детям ход игры. Слова воспитателя Действия детей: Тет-тет-тет, Гуси белые, гуси серые Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, Ступайте домой! Машут руками. Гуси шеи длинные вытянули Все вместе произносят: «Га –га –га» Не хотим Лапы красные растопырили домой. Нам и здесь хорошо!» Крыльями машут, Носы раскрывают. Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей. | игра «Гуси-гуси» Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной. Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка - в другом, волк - в стороне. Слова хозяйки гусей Ответы гусей: Гуси! Гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да! Ну, летите! Нам нельзя! Почему? Серый волк под горой, Не пускает нас домой! Ну, летите как хотите, Только крылья сберегите! Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает. |
игра «Так бывает или нет?» Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы воспитателя: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям». «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать». Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех. | игра «Зеркало» Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей. Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет, Будем дружно выполнять. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их. | игра «Коршун» Цель игры. Упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят. «Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном» - говорит воспитатель. - Коршун, коршун, что ты делаешь? - спрашивает наседка. - Ямочку копаю, — отвечает коршун. - Что в ней ищешь? - Камешек. - Зачем тебе камешек? - Чтобы носик точить. - Зачем тебе носик точить? - Чтобы твоих детушек клевать. «Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, — продолжает воспитатель. Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну». Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна и наседку выбирают из числа играющих. |
игра «Карусель» Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова: Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кругом, кругом — Все бегом, бегом, бегом. Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова: Тише, тише, не спешите, Карусель остановите, Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра. Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель». При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст. | игра «Что сажают в огороде?» Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает». — Морковь. -Да! — Огурцы. -Да! — Свекла. -Да! — Сливы. — Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др. | игра «Какое время года» Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают. Загадки Дел у меня немало — Я соткано из зноя, Я белым одеялом Несу тепло с собою. Всю землю укрываю, Я реки согреваю, В лед реки убираю, «Купайтесь!» — приглашаю. Белю поля, дома И любите за это Зовут меня... Вы все меня. Я... Зима Лето Я раскрываю почки, Несу я урожаи, В зеленые листочки Поля вновь засеваю, Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю, Посевы поливаю, Деревья раздеваю. Движения полна. Но не касаюсь сосен Зовут меня...
(Весна) (Осень) |
игра «Когда это бывает?» Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года. Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. например - весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами. | игра «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?» Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления. Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать. - Длинный, - говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему. - Дорога, — отвечает тот и передает камешек соседу. - Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети. - Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово. Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др. Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов. Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит: - Красный. Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или: - Круглый. Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали больше слов, следует похвалить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ4-5 лет (средняя группа)ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...
Дидактические игры для развития речи (средняя группа)
развитие речи дошкольников через игру...
Дидактические игры по познавательному развитию (средняя группа)
Дидактические игры по познавательному развитию (средняя группа)...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 5-6 лет (старшая группа) ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ5-6 лет(старшая группа)ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
Дидактические игры с использованием Лего - конструктора, как эффективное средство развития речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры для детей среднего возраста по развитию речи с использованием Лего - конструктора....