Дидактические игры для развития речи (средняя группа)
картотека по развитию речи (средняя группа) по теме
развитие речи дошкольников через игру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Ветерок Цель: развитие фонематического слуха. Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например [у], поднимите руки и медленно покружитесь. Произносит звуки: у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук [у], делают соответствующие движения. | Отгадай что звучит? Цель: развивать слуховое внимание. Ход. Педагог за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. |
Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей. Ход: Педагог показывает иллюстрации домашних животных, дети называют их детенышей, образовывают множественное число. | Где позвонили? Цель: развивать слуховое внимание. Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, сзади ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление. |
Так ли это звучит? Цель: развивать фонематический слух, умение подбирать слова, схожие по звучанию. Ход. Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов. | Эхо Правило. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо. Ход. Педагог громко говорит: «а-а-а», ребенок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласных звуков: «а-у, у-а, э-а» и т. д. |
Веселые картинки Цель: учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж]. Ход. Дети берут из корзинки предметные картинки, называют слово и определяют, какой в нем слышится звук: [ш] или [ж]. | Что делает? Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному Ход. Педагог показывает игрушку, картинку (предлагает детям сказать, что делает этот предмет). Педагог обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному. |
Чего не хватает девочке, чтобы пойти на прогулку? Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса. Ход: Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю, а затем зимнюю. | Вот так произносят звуки. Цель: развивать фонематический слух у детей. Ход. На фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комары). Педагог предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук [з] или [з'], поставить картинку возле соответствующего комара. |
Моторчики Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание детей. Ход. Педагог называет разные слова. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу на каждое слово. Если дети услышат песенку большого моторчика [р], то перебрасывают мяч педагогу. Потом перебрасывают мяч, когда в слове услышат звук [р']. | |
А что у вас? Цель: продолжать учить детей измерять длину слова. Ход. Педагог называет слово, показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую. | Скворечники для птиц Цель: учить детей измерять длину слов. Ход. Педагог показывает детям 3 скворечника (на каждом из них разное количество окон - от 1 до 3). Дети измеряют длину слова, и в соответствии с количеством слогов распределяют птиц. |
Назови предметы Цель: упражнять детей в четком произношении слов. Ход. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находятся в поле их зрения). Следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, педагог может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д. | Какое это бывает? Цель: учить детей выделять признаки предмета. Ход. Педагог (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он? » |
Закончи фразу Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход. Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу. Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу). Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели). А возле этой елки бродили злые ... (волки). Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица). Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)». Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили). Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу). Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок). Как у нашей дочки розовые ... (щечки). Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи). Кто что делает? Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Оборудование: картинки - предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей - подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
Что можно сказать о дожде? (Идет, капает, льет, моросит, стучит по крыше) и т. д. | Когда это бывает? Цель: ориентироваться в значении глаголов. Оборудование: кукла Буратино. Ход. Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в какой комнате детского сада или на улице он побывал. Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. Зевают, отдыхают, спят... Танцуют, поют, кружатся... Был Буратино в детском саду, когда дети: Приходят, здороваются... (Когда это бывает?) Обедают, благодарят... Одеваются, прощаются... Лепят снежную бабу, катаются на санках. Разбуди кота Цель: активизировать в речи детей названия детенышей животных. Оборудование: элементы костюма животных (шапочка). Ход. Один ребенок получает роль кота. Он садится на стул в центре круга, закрывает глаза (спит), а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детеныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом педагог, подает голос (издает звукоподражание, соответствующее персонажу). Задача кота - назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок ит. д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается. |
Козлята и волк Цель: заканчивать сказку по ее началу. Оборудование: фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик. Ход. Педагог рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей. - Слушайте, что было дальше. Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/... (Дети договаривают: зайчик). Педагог: зайчик говорит ... Дети: не бойтесь меня, это я — маленький зайчик. Педагог: Козлята угостили его... Дети: морковкой, капустой... Педагог: потом они стали... и т. д. | Когда это бывает? Цель: ориентироваться в значении глаголов. Оборудование: кукла Буратино. Ход. Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в какой комнате детского сада или на улице он побывал. Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. Зевают, отдыхают, спят... Танцуют, поют, кружатся... Был Буратино в детском саду, когда дети: Приходят, здороваются... (Когда это бывает?) Обедают, благодарят... Одеваются, прощаются... Лепят снежную бабу, катаются на санках. |
Вот так произносят звуки. Цель: развивать фонематический слух у детей. Ход. На фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комары). Педагог предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук твердый или мягкий, поставить картинку возле соответствующего комара. | У кого – кто? Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей. Ход: Педагог показывает иллюстрации домашних животных, дети называют их детенышей, образовывают множественное число. |
Кто это, что это? Цель: формировать умение у детей правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам природы.. Ход: воспитатель показывает предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети – задают вопрос кто? если предмет неживой природы – что? | Чудесный мешочек. Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др. Ход игры: Предложить достать из мешочка предмет, но сначала его ощупать, назвать его характерные признаки и сферу применения |
Куда что положить? Цель: формировать умение группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, овощи, одежда и т.д.), формировать умение различать предметы по цвету. Материал: поднос, шкаф, корзина, посуда (тарелка, ложка, чашка, кастрюля и т.д.); одежда (платье, трусы, носки, куртка и т.д.); овощи (морковь, картошка, свекла, лук, и т.д.) Ход: По одному достает три предмета (тарелку, платье, морковь), спрашивая, что это за предмет и каково его назначение. Выслушав ответы детей, уточнить их. Объяснить, что посуду надо ставить на поднос. Один и много. Цель: Учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа, согласовывать числительное с существительным. Материал: карточки, изображающие один и много предметов. Ход: ребёнок сопоставляет карточки, правильно называет один предмет и его множественное число, взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе. | Чей домик? Цель: Расширить знания детей о различных видах животных и их жилищах, закреплять умение соотносить изображение живого существа с местом его обитания. Материал: иллюстрации животных, их мест обитания. Ход: Предлагает каждому животному найти свой домик, объяснить свой выбор. Добавь слово. Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Ход. Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу. Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу). Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели). А возле этой елки бродили злые ... (волки). Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица). Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)». Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили). Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу). Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок). Как у нашей дочки розовые ... (щечки). Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи). |
Назови одним словом Цель: Формировать умение классифицировать предметы. Материал: карточки по лексическим темам. Ход: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)». |
Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук. Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки. Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук. |
Скажи наоборот. Цель: формировать умение образовывать и правильно использовать в речи слова-антонимы. Материал:карточки с противоположным значением предметов. Ход: Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д. | Назови ласково Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Материал: предметные картинки. Ход: Педагог показывает картинки и просит изменить слово. Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … . |
Что звучит? Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему. | Подбери разные слова. Цель: учить правильно согласовывать названые слова с заданным родом и числом Ход: Педагог побуждает детей подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши правильно согласовывали названые слова с заданным родом и числом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ4-5 лет (средняя группа)ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1183341-1572754837.jpg)
Игры по развитию речи средняя группа
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-867657-1603891007.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ4-5 лет (средняя группа) ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/10/picture-895506-1615371822.jpg)
Консультация для родителей "Игры на развитие речи" Средняя группа
Консультация для родителей "Игры на развитие речи" Средняя группа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/10/picture-1070106-1586533227.jpg)
картотека дидактических игр по развитию речи (средняя группа)
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1278088-1602617160.jpg)
"Дидактические игры на развитие речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
В статье представлен практический материал исползования дидактических игр для развития речи детей...