Конспект Фестиваля к Международному дню родного языка
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Познакомить детей старших и подготовительных групп ДОУ с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка, воспитание любви, интереса и уважения к родному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект мероприятия22.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Фестиваль «День родного языка»

 

Цель: Познакомить детей старших и подготовительных групп ДОУ с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка, воспитание любви, интереса и уважения к родному языку

Задачи: 
          1.  Познакомить детей с праздником. Расширить представления детей о всероссийских праздниках.

2. Воспитывать положительное отношение и интерес к родному языку.

3. Развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам.

4. Развивать умение логически мыслить, отвечать на вопросы полным предложением, развивать речь детей.

5. Продолжать воспитывать инициативность, любознательность, волю, способность действовать самостоятельно.

Предварительная работа: за 1 неделю до проведения фестиваля каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10x10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова.  Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком. Воспитатели групп №2,7,8,9,10,11, 12 подготавливают видео-презентации стран. (Россия, республика Татарстан, Казахстан, Молдова, Германия,Армения)

Ход занятия

Логопед: Сегодня, ребята, мы собрались с вами в зале не просто на праздник, а на фестиваль родного языка.

- Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

 -  Что это? (Глобус)

А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)

- Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

(голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.)

    - На  глобусе мы можем увидеть все страны.

Логопед:  Ребята,  в какой стране мы живём?  В каком городе?

На каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы - украинском.

белорусы - белорусском.

поляки - польском.

немцы - немецком, и т.д.

- Дети, чтобы вы слышали, как русский язык отличается от другого языка. Сейчас мы послушаем, как Черницкая Ульяна со своей сестричкой Полиной поют песню на татарском языке (включаю презентацию)

 В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о языке, как о средстве общения неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа - свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поем им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье!

С Днем родного языка

Мы вас поздравляем,

Констатируем тот факт,

Что язык мы знаем!

Стихи  

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Нет!

Загадки:

Логопед:  Ребята, а загадки вы знаете?

Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

- Ребята, мы с вами живем в Калининграде, а он очень дружелюбный и многонациональный, в нем живут народы разных государств, которые говорят на своем родном языке.

-Послушайте русскую-народную песню «Во кузнице», которую поют Мироненко Нина со своим папой (презентация видео)

- Лусинэ Вердян расскажет стихотворение на армянском языке

          - Илья Воробьев из группы №2 расскажет про Казахстан – Родина, в которой он родился. (включаю презентацию)

          - Гумарова Майя умеет говорить на немецком языке, и она прочитает вам стихотворение о временах года. (включаю презентацию)

          - Наталья Юрьевна –учитель-логопед нашего детского сада с детьми группы №11 подготовила для вас танец Августин (включаю музыку и Наталья Юрьевна рассказывает о национальном немецком костюме и танцует танец)

        - А теперь, Нелли Николаева - наш музыкальный руководитель расскажет о своей стране, в которой она родилась и выросла. Это страна Молдова. (видео заставка Молдовы)

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)  

русский…(народ, язык, холод, мороз, дом, дух)

- Сейчас вы будете составлять пары слов с противоположным значением – эти слова называются антонимы.

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло: широкий - узкий, здоровый – больной, высокий – низкий, молодой – старый, широкий – узкий, толстый - худой, горячий -холодный, громкий – тихий, день-ночь, хорошо – плохо, длинный - короткий и т.д.

Логопед: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться. Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура - жура - журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края.

                               (П.Воронько)

Игра «Многозначные слова» (игра в презентации - слайды)

- Ребята, в русском языке есть слова, которые имеют одинаковое звучание, но разные значения, обозначают разные предметы, действия, признаки, у которых нет сходства. Эти слова называются – омонимы. Например, лук – огородное растение и оружие для метания стрел, ключ – родник и дверной. 

Многозначные слова!

Их необычность такова:

Они – двойняшки, близнецы,

Озорные хитрецы!

Эти шустрые ребятки

Поиграть решили в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходите их искать!

 - Вы увидите на экране слово, прочитайте его и подберите к нему  подходящие предметы.

Коса (прическа у девочки, косить траву)

Кисть (часть руки; для рисования; кисть рябины)

Лук (овощ; то, чем стреляют)

Кран (в ванне стоит; строительный)

Коса (прическа;  то чем траву режут)

Нога (гриба, стула, человека)

Перо (луковое, птичье, ручки)

Ключ (дверной, ручей)

Русская-народная игра: «Вейся, капустка!»

- Выходи, честной народ, становись в хоровод!

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся, завейся капустка,

Вейся, завейся белая

Как же капустке не виться

Белою-белою не ломиться!

 «Пословицы и поговорки»

- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

- Язык острее бритвы.

- Язык до Киева доведёт.

- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают  для просмотра в группе. - Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.  

Дарите добрые слова,
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
Дарите добрые слова
Всем — незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Дети исполняют песню Е. Зарицкой «Росиночка-Россия».

Много разных танцев есть,

Но от русской пляски

Никому ни лечь, ни сесть,

Пляшут без опаски

Голубые небеса,

Голубые небеса,

Где во поле роса.

ПРИПЕВ:

Росиночка-Россия -

Похожие слова.

Росиночка-Россия -

Высокая трава,

Росиночка-Россия -

Широкие края.

Росиночка-Россия -

Родная ты моя.

2. Много разных песен есть,

Но от русской песни

В небо хочется залезть

И плясать, хоть тресни.

Пляшет девичья коса,

Пляшет девичья коса,

Где во поле роса.

ПРИПЕВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Конспект образовательной деятельности "Международный день родного языка"

Цели:1. Познакомить детей с праздником. Расширить представления детей о всероссийских праздниках.2. Воспитывать положительное отношение и интерес к родному языку.3. Развивать эмоциональную с...

Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"

Конспект занятия к  Международному  дню  родного языка   " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"...

Конспект занятия для детей 6-7 лет «Наш родной язык», посвященный международному дню родного языка

В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. П...

Конспект занятия - развлечения "Международный день родного языка"

Конспект занятия - развлечения«Международный день родного языка»      Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный ...

Конспект образовательного мероприятия «Международный День родного языка» для подготовительной группы

Конспект образовательного мероприятия. Календарный праздник  в соответствии с программой воспитания:  "21 февраля - Международный День родного языка»....

Фестиваль "Международный день родного языка"

Цель: Познакомить детей старших и подготовительных групп ДОУ с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей ...