Учим стихи играючи
консультация по развитию речи (старшая группа)

Моторина Наталья Васильевна

Рекомендации для родителей и педагогов для повышения эффективности разучивания текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_stihi_konsultatsiya.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

УЧИТЬ СТИХИ ИГРАЮЧИ

Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.

Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Для детей дошкольников особенно важна игровая мотивация деятельности. Малыши с восторгом воспринимают короткие рифмованные потешки, сопровождающиеся элементами пальчиковой гимнастики или движениями для развития общей моторики.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами.

Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.

Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным при выборе стихотворений.

На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

А требования эти таковы:

1) простота и четкость ритма,

2) краткость самого стишка и отдельных строк,

3) простота и ясность знакомых детям образов,

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.

При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:

•    рисуем (кодируем) стихотворение;

•    изображаем в действии;

•    показываем;

•    играем;

•    используем серию картинок;

•    используем один рисунок;

•    считаем.

РИСУЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ

Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, выучить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».

Медведь

Как под горкой –

Снег, снег.

И на горке

Снег, снег.

Как под елкой –

Снег, снег.

И на елке

Снег, снег.

А под снегом

Спит медведь.

Тише! Тише!

Не шуметь!

(И. Токмакова)

Взрослый, вместе с детьми, воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.

Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению.

Приставалочка

Отчего у мамочки

на щеках две ямочки?    

Отчего у кошки

вместо ручек ножки?    

Отчего шоколадки

не растут на кроватке?  

Почему у птичек

нет рукавичек?

Почему лягушки

спят без подушки?

Да оттого, что у моего сыночка

ротик без замочка!

С. Черный

ИЗОБРАЖАЕМ В ДЕЙСТВИИ

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.

Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и пока-зать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.

Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.  

Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков.

Пять малышей.

Один малыш качается в саду.    (Показывает указательный палец. Опускает его вниз и покачивает им.)

Два малыша купаются в пруду.    (Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)

Три малыша ползут к дверям в квартире,    (Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указательным пальцами изображает мелкие шажки.)

А в эту дверь стучат еще четыре.    (Указательным пальцем правой руки стучит по раскрытой левой ладони. Выставляет четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец.)

С пятью другими тоже все в порядке.    (Показывает пять пальцев. Сжимает ладонь правой руки в кулак, поднимает большой палец.)

Им весело, они играют в прятки.    (Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)

Где притаились, ясно и ежу,    (Прижимает указательный палец к гу-бам. Делает «ежика» из пальцев обеих рук.)

Но я глаза зажмурил и вожу:

«Один, два, три, четыре, пять,

Ну, берегитесь, я иду искать!»    (Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягивает руки вперед.)

С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения с воспитателем.

Снегирёк

Сел на ветку снегирёк.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

Сел    на ветку    снегирёк  

Брызнул    дождик – он промок

Руки к плечам, руки в стороны, помахать руками – «крылышками», соединить пальцы вместе, затем будто оттолкнуть ими что-то, разжать, перебирать пальчиками сверху вниз, сжаться в комочек.

Ветерок, подуй слегка,  

 Обсуши    нам    снегирька

Плавно помахать руками над головой из стороны в сторону, обмахнуться, как веером, сделать ветерок, перебирать пальцами перед собой, вдоль тела  руки к себе, помахать «крылышками»

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

Логоритмические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в раз-ных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

–    разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;

–    определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

–    среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

–    насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

–    сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

–    при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего возраста.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.

ПОКАЗЫВАЕМ СТИХИ

Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный театры, «театр игрушек» и фланелеграф. Малышам воспитатель «показывает» стихотворение несколько раз, чтобы они могли его вместе с ним повторить. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стихи, а другой «показывает».

Ты – хомяк,

А ты – хорек,

Ты – зайчишка –

Прыг да скок.

Ты – лисица,

Ты – куница,

Ты – бобриха-мастерица.

Ты – охотник…

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Походу чтения педагог выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой «живет» новое стихотворение.

ИГРАЕМ СТИХИ

Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Мой мишка

Я рубашку сшила мишке.    (Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.    (Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить    (Показывает карман.)

И платочек положить.    (Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.    (Берет кастрюлю с плиты.)

– Где большая ложка наша?    (Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,    («Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,    (Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,    (Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей    («Поит» молоком.)

И гулять пойдем скорей!    (Берет мишку за лапку и идет гулять.)

З. Александрова

ИСПОЛЬЗУЕМ СЕРИЮ КАРТИНОК

Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании стихотворения З. Александровой «Новая столовая» сначала воспитатель показывает изображение птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, гонец весенний – путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь сосед,

Будет вам зимой обед!    (Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,    (Синица и карточка с цифрой 1.)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.    (Снегири и карточка с цифрой 2.)

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,    (Вороны и карточка с цифрой 3.)

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.    (Воробьи и карточка с цифрой 4.)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.    (Голубь и карточка с цифрой 5.)

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок!    (Сорока и карточка с цифрой 6.)

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник-скворец…

Вот и песенки конец!    (Скворец и карточка с цифрой 7.)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (Снег.)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (Снежинки.)

На посёлки, на лужок

Всё снижается… (Снежок.)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка – …(Снегурка.)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… (Снег.)

Потом дети читают текст хором, по группам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспитатель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.

ИСПОЛЬЗУЕМ ОДИН РИСУНОК

Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.

Существует и другой вариант этого метода. Воспитатель читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.

Я сова – большая голова,

На суку сижу,

Во все стороны гляжу,

Жуков и мошек – всех вижу.

Затем задает вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?

Детям из младших групп воспитатель задает эти вопросы несколько раз (ответы могут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: «Послушайте, как я вам про сову расскажу». Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для лучшего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий – «сова», дети – «насекомые».

СЧИТАЕМ

Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания – в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, – дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку.

Любят дети «сонные» считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспитателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном.

Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке. Иногда они приносят «свои» считалки и знакомят с ними друг друга. Дети знают много таких считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:

Тыры-пыры, две гантыры,

Бухты-барахты, лебедь крахты.

Солнце, бронце, луковка.

При заучивании считалок совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного.

Литература.

1.    Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М., 2005.

2.    Большая книга для малышей. Я и мир вокруг меня. – М.,2002. (Т.Ю. Бардышева. Развитие мелкой моторики. Разговорчивые пальчики.)

3.    Журнал «Ребенок в детском саду». № 2, 2004 (с. 59 – 62).

4.    Нищева Н.В. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. – СПб., 2004.

5.    Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить стихи играючи

При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки»....

Мастер-класс "Как учить стихи играючи?"

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторЧугина Елена АлександровнаДолжностьУчитель-логопедКвалификационная категорияПервая категорияНазвание работыМастер...

Консультация для педагогов "Как учить стихи играючи"

Использование различных методов и приёмов, при заучивании стихотворных текстов, позволяют детям запомнить стихи быстро и легко....

Консультация для родителей " Учим стихи играючи"

Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...

учим стихи играючи

учим стихи играючи...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Данный материал позволит родителям и педагогам  помочь детям  в игровой форме запомнить любое стихотворение, сделает ваше общение с ребенком интересным и содержательным....

Мастер-класс "Как учить стихи играючи"

Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми дошкольного возраста...