Консультация для педагогов "Как учить стихи играючи"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Использование различных методов и приёмов, при заучивании стихотворных текстов, позволяют детям запомнить стихи быстро и легко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 314.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК УЧИТЬ СТИХИ ИГРАЮЧИ
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Для детей дошкольников особенно важна игровая мотивация деятельности. Малыши с восторгом воспринимают короткие рифмованные потешки, сопровождающиеся элементами пальчиковой гимнастики или движениями для развития общей моторики.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами.
Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.
Чем меньше ребенок, тем чётче должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.
При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:
- рисуем (кодируем) стихотворение;
- изображаем в действии;
- показываем;
РИСУЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ
Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, выучить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».
Медведь
Как под горкой – Снег, снег. И на горке Снег, снег. | |
Как под елкой – Снег, снег. И на елке Снег, снег. | |
А под снегом Спит медведь. | |
Тише! Тише! Не шуметь! |
(И. Токмакова)
Воспитатель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.
Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.
Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению.
Приставалочка
1. Отчего у мамочки на щеках две ямочки? | 4. Почему у птичек нет рукавичек? |
2. Отчего у кошки вместо ручек ножки? | 5. Почему лягушки спят без подушки? |
3. Отчего шоколадки не растут на кроватке? | 6. Да оттого, что у моего сыночка ротик без замочка! |
С. Черный
ИЗОБРАЖАЕМ В ДЕЙСТВИИ
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.
Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.
Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.
Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков.
Пять малышей.
Один малыш качается в саду. | (Показывает указательный палец. Опускает его вниз и покачивает им.) |
Два малыша купаются в пруду. | (Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.) |
Три малыша ползут к дверям в квартире, | (Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указательным пальцами изображает мелкие шажки.) |
А в эту дверь стучат еще четыре. | (Указательным пальцем правой руки стучит по раскрытой левой ладони. Выставляет четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец.) |
С пятью другими тоже все в порядке. | (Показывает пять пальцев. Сжимает ладонь правой руки в кулак, поднимает большой палец.) |
Им весело, они играют в прятки. | (Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.) |
Где притаились, ясно и ежу, | (Прижимает указательный палец к губам. Делает «ежика» из пальцев обеих рук.) |
Но я глаза зажмурил и вожу: «Один, два, три, четыре, пять, Ну, берегитесь, я иду искать!» | (Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягивает руки вперед.) |
С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения с воспитателем.
РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Логоритмические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;
- определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
- при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего возраста.
Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.
УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»
Мы – шоферы | Вкусный арбуз | ||
Едем, едем на машине, | Мы большой арбуз купили | ||
Нажимаем на педаль. | И домой скорей пошли. | ||
Газ включаем, выключаем, | Там его мы долго мыли, | ||
Смотрим пристально мы вдаль. | Обтирали, как могли, | ||
Дворники счищают капли. Вправо, влево. Чистота! | Разрезали вдоль полосок, | ||
Волосы ерошит ветер. | А потом и поперек. | ||
Мы шоферы – хоть куда! | По рукам и подбородку | ||
Сладкий сок арбузный тек. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/05/picture-398955-1391620200.jpg)
Консультация для родителей " Учим стихи играючи"
Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-655703-1440098047.jpg)
Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"
Данный материал позволит родителям и педагогам помочь детям в игровой форме запомнить любое стихотворение, сделает ваше общение с ребенком интересным и содержательным....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/04/picture-614906-1664903085.jpg)
Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"
Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/27/picture-1025727-1522167371.jpg)
Консультация для родителей «Как учить стихи… играючи»
При заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают стихотворения. Использование приемов мнемотехники поможет при заучивании стихотво...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/16/picture-1299273-1608141778.jpg)
Консультация для родителей "Учим стихи ...играючи" .Средняя группа
Оказать помощь родителям в разучивании стихов с детьми. Познакомить с легкими и простыми приемами разучивания....