Консультация для педагогов "Как учить стихи играючи"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Титова Антонина Павловна

Использование различных методов и приёмов, при заучивании стихотворных текстов, позволяют детям запомнить стихи быстро и легко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_stikhi_igrayuchi.docx314.35 КБ

Предварительный просмотр:

КАК УЧИТЬ СТИХИ ИГРАЮЧИ

Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.

Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Для детей дошкольников особенно важна игровая мотивация деятельности. Малыши с восторгом воспринимают короткие рифмованные потешки, сопровождающиеся элементами пальчиковой гимнастики или движениями для развития общей моторики.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами.

Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.

Чем меньше ребенок, тем чётче должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным при выборе стихотворений.

На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

А требования эти таковы:

1) простота и четкость ритма,

2) краткость самого стишка и отдельных строк,

3) простота и ясность знакомых детям образов,

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.

При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:

  • рисуем (кодируем) стихотворение;
  • изображаем в действии;
  • показываем;

РИСУЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ

Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, выучить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».

Медведь

image002

Как под горкой –

Снег, снег.

И на горке

Снег, снег.

image004

Как под елкой –

Снег, снег.

И на елке

Снег, снег.

image006

А под снегом

Спит медведь.

image008

Тише! Тише!

Не шуметь!

(И. Токмакова)

Воспитатель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.

Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению.

Приставалочка

1. Отчего у мамочки

на щеках две ямочки?

4. Почему у птичек

нет рукавичек?

2. Отчего у кошки

вместо ручек ножки?

5. Почему лягушки

спят без подушки?

3. Отчего шоколадки

не растут на кроватке?

6. Да оттого, что у моего сыночка

ротик без замочка!

С. Черный

image009

ИЗОБРАЖАЕМ В ДЕЙСТВИИ

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.

Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.

Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.  

 Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков.

Пять малышей.

Один малыш качается в саду.

(Показывает указательный палец. Опускает его вниз и покачивает им.)

Два малыша купаются в пруду.

(Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)

Три малыша ползут к дверям в квартире,

(Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указательным пальцами изображает мелкие шажки.)

А в эту дверь стучат еще четыре.

(Указательным пальцем правой руки стучит по раскрытой левой ладони. Выставляет четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец.)

С пятью другими тоже все в порядке.

(Показывает пять пальцев. Сжимает ладонь правой руки в кулак, поднимает большой палец.)

Им весело, они играют в прятки.

(Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)

Где притаились, ясно и ежу,

(Прижимает указательный палец к губам. Делает «ежика» из пальцев обеих рук.)

Но я глаза зажмурил и вожу:

«Один, два, три, четыре, пять,

Ну, берегитесь, я иду искать!»

(Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягивает руки вперед.)

С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения с воспитателем.

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

Логоритмические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:

  • разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;
  • определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
  • среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
  • насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
  • сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
  • при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего возраста.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.

УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

Мы – шоферы

Вкусный арбуз

Едем, едем на машине,

image034

Мы большой арбуз купили

Нажимаем на педаль.

И домой скорей пошли.

Газ включаем, выключаем,

Там его мы долго мыли,

Смотрим пристально мы вдаль.

Обтирали, как могли,

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Разрезали вдоль полосок,

Волосы ерошит ветер.

А потом и поперек.

Мы шоферы – хоть куда!

По рукам и подбородку

Сладкий сок арбузный тек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Учим стихи играючи"

Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Данный материал позволит родителям и педагогам  помочь детям  в игровой форме запомнить любое стихотворение, сделает ваше общение с ребенком интересным и содержательным....

Консультация для родителей - Как учить стихи играючи

Консультация для родителей средней группы...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"...

Консультация для родителей «Как учить стихи… играючи»

При заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают стихотворения. Использование приемов мнемотехники поможет при заучивании  стихотво...

Консультация для родителей "Как учить стихи... играючи"

Приемы запоминания стихотворных текстов...

Консультация для родителей "Учим стихи ...играючи" .Средняя группа

Оказать помощь родителям в разучивании стихов с детьми. Познакомить с  легкими и простыми приемами разучивания....