"Теории и технологии развития речи детей"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Леонова Елена Александровна, Воспитатель МБДОУ д/с № 1 г.Вязьмы Смоленской области
ПЛАН 1. Определение понятия «Звуковая культура речи». 2. Задачи по воспитанию звуковой культуры речи. 3. Возрастные особенности воспитания у дошкольников звуковой культуры речи. 4. Проблемы звукопроизношения и их последствия.
Звуковая культура речи
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.
Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
Младший дошкольный возраст Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребенок учится : воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, Передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе), воспроизводить ритм стихотворения.
Особенности усвоения детьми звукопроизношением (ранний и младший дошкольный возраст) Вначале дети усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести: первым осваивается звук «а» , затем звуки «и» и «у» , которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга; потом в их речи появляются звуки «э» и «о» . Наибольшую трудность из гласных вызывает «ы» .
Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки (например, звук «с» переходит в «ш» через стадии: «с» - «сь» - «ш» ). Особенности усвоения детьми звукопроизношением (ранний и младший дошкольный возраст)
Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из них либо пропускаетс я , либо искажается (хотя изолированно ребенок этим звуком владеет). Часто встречаются искажения за счет сокращения слов, пропуска труднопроизносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: «тамвай», «бабан», «тефон» Дети делают в слове перестановки звуков или целых слогов: «клювка», «карам», «каратан».
Работа по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков): шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы») потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами») упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков : речевые задания : четкое произнесение фраз со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши?») Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Планируемые результаты работы К концу младшего дошкольного возраста дети овладевают следующими умениями: - воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием; - читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие; - слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание; - слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук; - слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его; - с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук (а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п).
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие голосового аппарата, развитие речевого дыхания, развитие умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Особенности усвоения детьми звукопроизношением ( средний дошкольный возраст ) В этом возрасте полностью исчезает смягчение согласных. У большинства детей в речи появляются шипящие звуки. Большинство детей уже произносят звук «р» , однако они еще не владеют им прочно. Дошкольники уже могут вслушиваться в слова, пытаются найти сходство звучания некоторых слов. Дети способны повышать и понижать громкость голоса , ускорять и замедлять темп речи.
Особенности усвоения детьми звукопроизношением ( средний дошкольный возраст ) Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции . В среднем дошкольном возрасте у многих детей наблюдается смазанная, неясная речь за счет недостаточной артикуляции мышц речедвигательного аппарата (энергичного тонуса и точной координации движений). Так же необходимо большое внимание уделять работе над развитием у ребенка фонематического слуха для правильного восприятия звуков речи.
Ребенок учится : овладевать произношением наиболее трудных звуков — свистящих, шипящих, Л, Р к пяти годам чисто произносить все звуки говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.
Работа по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста звуковой культуры речи Детей знакомят с терминами «звук», «слово» , с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения : «Как слово звучит», «Найди первый звук» В этих играх и упражнениях дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове.
Средства, влияющие на правильное звукопроизношение детей: Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей; Чтение и прослушивание стихотворений, сказок, коротких рассказов; Ролевые игры. Музыкальные игры. Проговаривание (пение) слоговых цепочек с сохранными звуками( ПА, ПО, ПУ, ПЫ; БА, БО, БУ, БЫ), чистоговорок, скороговорок; Развитие фонематического слуха и силы голоса: Игры: «Скажи тихо-громко», «Скажи медлено-быстро», «Угадай, что звучит», «Угадай, кто как разговаривает», «Отхлопай ритм» и мн. др.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи , детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции , четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения , которые произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе .
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Работа по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно , но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро).
«Что такое звук?» Цель: уточнить представления детей о звуковой стороне слова. Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие). «Найди звук» -Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а»? - Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный, на мягкий согласный - Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звук «Едем, летим, плывем» Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Рисунок с шестью картинками, изображающие транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай . — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет) и т.д.
К концу дошкольного возраста ребенок в норме должен овладеть правильными произносительными качествами речи (слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением). Элементы звуковой выразительности речи и элементы культуры речевого общения должны быть достаточно сформированными.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: - он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание - особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте , правильной письменной речи
Проблемы звукопроизношения Недостатки речи могут быть обусловлены поражением или неправильным развитием речевого аппарата - его периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия, обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими , а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и вр ача.
Проблемы звукопроизношения Гораздо чаще, чем с органическими формами косноязычия, встречаются с функциональным косноязычием , когда недостаток речи возникает при отсутствии каких - либо грубых анатомических нарушений речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика для тренировки мышц языка
Артикуляционная гимнастика для тренировки мышц языка
Артикуляционная гимнастика для тренировки мышц языка
Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа) Дыхательные игры и упражнения Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик) Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! Буль-буль
Игры с пуговицами Сортировка Весёлый счёт
Литература 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2006. 2. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009 3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста М., 2007. 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006. 5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...
Технология развития речи детей с интеллектуальными нарушениями
Презентация для педагогов...
Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...
Современные технологии развития речи детей. Типичные синтаксические и морфологические ошибки детей, их причины.
О методе морфрлогического анализа - Круги Луллия, типичных морфологических ошибках детей, их причинах и способах преодаления....
Современные технологии развития речи детей ДОО (из опыта работы воспитателя детей среднего возраста)
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых...
Теория и технологии развития речи детей
Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребёнка умение мобилизовать свою память, более осознанно изменять слов...
Теория и методика развития речи детей
Теория и методика развития речи детей...