консультация для педагогов "Моторная алалия. Работа над речью"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для педагогов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
онсультация для педагогов "Моторная алалия. Работа над речью | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Моторная(экспрессивная) алалия. Работа над речью.
На первом уровне недоразвития речи , характеризующимся её полным отсутствием, одной из первых задач является преодоление речевого негативизма (отрицательного отношения ребёнка к самому процессу общения при помощи речи) и развитие речевой активности. В этот же период ставится задача формирования первичного словаря и самых первых словосочетаний.
Создаётся эмоциональная игровая ситуация. Если во время игры удастся вызвать у ребёнка непроизвольные эмоциональные возгласы, то это уже будет большая победа. Затем стараются получить по подражанию «лепетные» слова( типа- АВ-АВ, МЯУ,МУ…), соотнося их с названиями соответствующих животных. Различению и узнаванию голосов животных ребёнка учат специально, привлекая тем самым его внимание к слуховому восприятию речи и к последующему подражанию ей.
В дальнейшем переходят к заучиванию коротких и доступных для произношения названий предметов и действий с постепенным введением этих названий в активный словарь ребёнка. Понемногу в его речи начинают появляться и самостоятельно усвоенные слова. Однако звуко- слоговой состав этих слов чаще всего искажён, имеются замены и перестановки звуков и слогов, причём, число таких искажений резко возрастает по мере увеличения словаря. Появляются и первые аграмматизмы. Но несмотря на всё это нужно хвалить ребёнка за любую речевую «продукцию» и всемерно поощрять его к речи.
Работая над уточнением звукослогового состава слов, не следует побуждать ребёнка к их правильному повторению- это лишь оттолкнёт его от речи.
Особое внимание уделяется заучиванию коротких фраз, необходимых для повседневного речевого общения. Это важно по трём причинам. Во – первых, приобретённая ребёнком возможность выразить таким путём хотя бы самые насущные свои потребности значительно облегчает жизнь не только ему самому, но и всем членам семьи. Во- вторых, систематическое употребление этих фраз приучает его общаться с окружающими при помощи речи ( а не жеста или «мычания»), что принципиально важно для преодоления речевой недостаточности. И в – третьих, такие фразы с уточнённым и прочно усвоенным ребёнком звуко- слоговым составом явятся теми первыми островками здоровой речи, на которые в дальнейшем нужно будет равняться.
Предпринимаются и первые попытки использования вопросно- ответной формы речи. Здесь важно прежде всего научить ребёнка вслушиваться в вопрос и понимать, что на каждый вопрос должен даваться ответ. Сначала это может быть ответ в форме жеста или кивка головой, затем ответ одним словом (нередко просто повторённым за логопедом) и , наконец, полный ответ на вопрос.
Учитывая крайнюю бедность словарного запаса ребёнка, занятия необходимо строить так, чтобы он не страдал из- за отсутствия нужных слов. По этой причине многое вместо ребёнка приходится говорить логопеду, который должен быть постоянно готов без промедления подсказать недостающее слово.
На втором уровне речевого недоразвития, когда ребёнок уже владеет некоторым запасом искажённых по своей структуре слов и начинающей развёрнутой, но аграмматичной речи, задачи логопедической работы существенно меняются и сводятся в основном к следующему:
1 Продолжение уже начатой работы по обогащению и уточнению словаря, по усовершенствованию звуко- слоговой структуры слов.
2 Работа по формированию грамматических систем, направленная на преодоление аграмматизмов.
3 Коррекция звукопроизношения.
4 Работа над развитием связной речи.
Работа над обогащением словарного запаса ребёнка, важно ввести в его активный словарь все части речи, но самое основное внимание при этом должно быть уделено глаголам. Так как для этой категории детей характерна крайняя бедность глагольного словаря, чем во многом объясняется и трудность овладения ими фразовой речью ( в русском языке почти ни одна фраза не обходится без глагола).
Знакомя ребёнка с новым словом, сначала просим его показать соответствующий предмет или действие, что позволит убедиться в понимании им значения этого слова. Далее предложите ему повторить название предмета (действия, признака) и, наконец, назвать его самостоятельно.
На разных этапах коррекционного воздействия можно использовать такие, например, приёмы работы по обогащению словарного запаса:
- Называние ребёнком предметов, действий, признаков (изображённых на картинках или предъявлённых в натуральном виде);
- Подбор к названному действию соответствующих предметов, например: Кто летает?- Птица, стрекоза, жук, бабочка…(ребёнок отвечает на вопрос);
- Подбор действий к названным предметам: Что делает собака? – Лает, бегает, играет, охраняет…;
- Подбор признаков к названным предметам: Яблоко какое?- Большое, румяное, сочное, сладкое…;
- Называние частей целого предмета: Что это у куклы? – Голова, глазки, носик, ротик, волосы…;
- Подбор однокоренных слов: стол- столик- столовая…;
- Подбор синонимов (слов, близких по значению): хороший- добрый, ласковый, красивый…
- Подбор антонимов (слов с противоположным значением): хороший- плохой, добрый- злой, горячий- холодный;
- Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов: дом- домик, рука- ручка;
- Образование глаголов при помощи приставок: шёл- ушёл- пришёл- вышел- перешёл…
В ходе работы над обогащением словарного запаса обращается внимание на уточнение звуко- слоговой структуры слов и на выработку у ребёнка умение употреблять слово в определённой грамматической форме( например, единственное и множественное число существительных, глаголов).
Работа над грамматическим строем речи, которому при втором уровне речевого недоразвития уделяется особенно большое внимание, проводится параллельно с обогащением словаря и овладением ребёнком фразовой речью. Ему, естественно не сообщается никаких сведений по грамматике- он чисто практически знакомится с наиболее часто встречающимися способами словоизменения и словообразования и старается научиться пользоваться ими в собственной речи.
Сначала необходимо добиться понимания ребёнком грамматических форм слов и связей между словами в предложении. Можно начать с разграничения единственного и множественного числа имён существительных и глаголов: «Где дом»? «Где дома»? «Где пишет»? «Где пишут»?- в порядке ответа на вопросы ребёнок должен показать соответствующие картинки. До тех пор, пока своим правильным показом он не обнаружит полного понимания различий тех или иных грамматических форм, он не сможет научиться правильно употреблять эти формы и в собственной речи.
Важно дать ребёнку какие- то определенные эталоны, образцы словосочетаний, на которые он мог бы ориентироваться при построении собственных речевых высказываний. В частности, даются однотипные окончания имён существительных, глаголов, прилагательных. Например: на столе, на окне, на горе…; под столом, под окном, под ведром…; рыбы плавают, птицы летают, дети играют…; шар голубой, лента голубая…
После усвоения некоторых грамматических форм на уровне отдельных слов и словосочетаний необходимо далее помочь ребёнку осознать смысловые связи между словами в предложении- только после этого он сможет строить предложения самостоятельно, опираясь на уже усвоенные образцы. Осознанию связи слов в предложении способствуют целенаправленно задаваемые вопросы. Например, по картинке, на которой изображён мальчик во время еды, могут быть заданы такие вопросы: «Кто ест»? (ребёнок указывает на мальчика); «Что ест»? (указывает на тарелку с кашей); «Чем ест»? ( указывает на ложку). Лучше сразу использовать косвенные падежи имён существительных.
Приучая ребёнка к правильному употреблению грамматических форм ( в частности, падежных окончаний имён существительных), полезно использовать предложения с однородными членами, где предметы перечисляет сам ребёнок, например: В коробку положили КУКЛУ, БЕЛКУ, МАШИНКУ, МИШКУ, СОБАЧКУ… ( ребёнок укладывает названные игрушки).
При работе над фразовой речью используется приём распространения предложений, например:
Мальчик читает.
Мальчик читает книгу.
Мальчик читает интересную книгу.
Мальчик читает интересную книгу о путешествиях.
Большой мальчик читает интересную книгу о путешествиях.
Большой мальчик читает интересную книгу о морских путешествиях.
Работа над преодолением аграмматизмов в речи ребёнка с алалией обычно растягивается на несколько лет и требует систематичности, настойчивости и терпения.
Работу над связной речью нужно начинать с побуждения ребёнка к такой речи, с формирования отсутствующего у него внутреннего мотива высказывания, желания о чём- то рассказать взрослому. Большое внимание уделяется и работе над планированием речи, поскольку даже нормально развивающимся детям 4-5 летним возрасте ещё трудно бывает выдерживать последовательность мысли. Значительно облегчает эту задачу составление рассказов по серии картин, которые предварительно раскладываются в нужном порядке и представляют собой как бы наглядный план рассказа.
На третьем уровне недоразвития речи, когда ребёнок уже владеет развёрнутой речью, используются те же самые методы и приёмы работы, что и на предыдущих уровнях. Однако здесь в каждом конкретном случае уже дорабатывается только то, что осталось, пока недостаточно усвоенным ( преодолеваются ещё сохранившиеся дефекты в произношении звуков, устраняются конкретные виды аграмматизмов и т. п.). При этом важно учитывать, что эти «частные» и на первый взгляд иногда уже мало заметные дефекты носят устойчивый характер и что для их преодоления необходима систематическая и настойчивая работа с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Алалия"
В материале дано понятие " алалия", её формы, характеристика детей с данным диагнозом. Кратко рассмотрена методика работы с этими детьми....
Консультация для родителей "АЛАЛИЯ"
Алалия – тяжелые расстройства речевой функции, причиной которых являются органические поражения мозга. Они требуют применения комплекса лечебных и учебных мер, которые должны осуществлятьс...
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.
В статье приводится сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности....
Сенсомоторная алалия (нарушение восприятия речи)
Каждый логопед в своей практике не раз сталкивался с тяжелыми речевыми расстройствами: сенсомоторная алалия (нарушение восприятия речи), моторная алалия (нарушение речи при сохранении ее понимания), д...
Сенсомоторная алалия (нарушение восприятия речи)
Каждый логопед в своей практике не раз сталкивался с тяжелыми речевыми расстройствами: сенсомоторная алалия (нарушение восприятия речи), моторная алалия (нарушение речи при сохранении ее понимания), д...
Консультация для педагогов: "Алалия"
Консультация для педагогов: " Алалия"...
Дифференциальная диагностика алалии и нарушений речи при тугоухости и слухонемоте
Дифференциальная диагностика алалии и нарушений речи при тугоухости и слухонемоте...