Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.
статья по логопедии

Лытаева Ирина Валериевна

В статье приводится сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.

Дифференциальная диагностика детей с алалией и детей с интеллектуальной недостаточностью очень сложна, особенно в случаях разового обследования ребенка в раннем возрасте.

По мнению Н. И. Жинкина, на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая проблема о соотношении мышления и речи.

Принимать за умственную отсталость результаты запущенного речевого состояния, даже при значительных соматических дефектах, как подчеркивает Н. И. Жинкин (1972), нельзя.

Сравнительная характеристика

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

Связная речь

Нарушение программирования речевого высказывания у детей с алалией

Тоже характерно нарушение речевого программирования, но больше нарушается смысловое программирования (когда слово теряет образ-представление)

Лексика

Неумение использовать знакомые слова, когда это нужно, из-за неустойчивости звуковых образов слов, трудности их припоминания и удержания слогового ряда.
значительные трудности в овладении звуковым обра­зом глагола.

Речь может быть очень бедная, но ребенок в состоянии использовать знакомые слова, когда это необходимо.

Грамматический строй речи

Моторные алалики не усваивают, а затем неправильно используют падежные, числовые, родовые и другие окончания, т.е. в их речи имеет место множественный аграмматизм — неправильное использование грамматических форм, ошибки в построении предложе­ний

У умственно отсталых те же ошибки, но грамматические стереотипы усваиваются быстрее. Ошибки заметны при обследовании ребенка, и менее заметны в самостоятельной речи

Понимание речи

Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу

Нередко дети из-за нечеткости звукового восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру.

Трудности в назывании предметов которых нет перед глазами.                 

 У детей понимание речи оказывается более дефектным, чем собственная речь. Поэтому эти дети могут без больших затруднений повторить вслед за педагогом то или иное предложение (в отличие от детей с алалией), не понимая его смысла.

 Эта диспропорция очень показательна и поэтому имеет диагностическое значение

Фонетико- фонематическая сторона речи

Резкая диссоциация между качеством повторения изолированных звуков (приближающегося к норме) и их использованием в собственной спонтанной речи или при повторении слогов и слов.

  особенности просодики.

 умея называть почти все звуки родного языка дети не могут длительное время называть слова (то есть трудности комбинирования отдельных элементов речи)

К 5—6 годам звуковые образы слов являются у них в целом сформированными, и если они допускают ошибки, то лишь отдельные фонетические элементы речи — т.е. неправильно произносят наиболее сложные по биомеханике звуки речи.

Моторная сфера

Общая моторную неловкость детей с моторной алалией, неуклюжесть, раскоординированность, заторможенность или расторможенность движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Можно говорить о частых у моторных алаликов левшестве и амбидекстрии.

Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль

Психопатологические нарушения

- речевой негативизм (дети критичны к своей речи, переживают ее неполноценность

Малокритичны к своей речи

Раннее речевое и психомоторное развитие

Соответствует возрасту

Задержка сроков гуления, лепета

Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким

Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким

С раннего возраста при исчезновении предмета или игрушки из поля зрения не теряют к ней интерес

При исчезновении предмета из поля зрения теряют к нему интерес.

Другие отличия

Дети заинтересованы в получении новых знаний

Слабо развита потребность в новых знаниях и любознательность.

Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности.

Плохо принимают помощь взрослого

Имеет место явление «переноса»: после объяснения способа выполнения действия дети осуществляют аналогичные действия на другом материале спонтанно

«Перенос» не характерен, спонтанно не формируется: необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения задания

Достаточно критичны к своим недостаткам и ошибкам

Некритичность, неспособность самостоятельно оценивать свою речь

Отсутствует психическая инертность

Пониженная активность психической деятельности

Эмоции дифференцированы

Эмоции поверхностны, малодифференцированы.

Принципиальное отличие алалий от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью, состоит в том, что алалия — это результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности неязыковых психических процессов, тогда как олигофрения — результат нарушения познавательной деятельности.

 Список литературы: 

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 2.        

Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. ¬ М.: Просвещение, 1951. 

Соботович, Е. Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении / Е. Ф. Соботович // Нервно-психические и речевые нарушения. – Л., 1982.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей, студентов / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002. 8.        

Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.

Поливара З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста: учеб.пособие / З. В. Поливара. - 2-е изд., стер. -М.: ФЛИНТА, 2013. - 140 с.

 Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –СПб.: Речь, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха. Таблица....

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма. Таблица....

Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии. Таблица....

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР....

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Критерии сравнения моторной алалии с другими нарушениями ....

Дифференциальная диагностика моторной алалии

В статье отражена дифференциальная диагностика моторной алалии и а)с сенсорной алалии, б) нарушений слуха, в) ЗРР, г) анартрии (дизартрии), д) детской моторной афазии, е) нарушений речи, вызванных инт...

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний

Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний...