Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.
статья по логопедии
В статье приводится сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью.
Дифференциальная диагностика детей с алалией и детей с интеллектуальной недостаточностью очень сложна, особенно в случаях разового обследования ребенка в раннем возрасте.
По мнению Н. И. Жинкина, на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая проблема о соотношении мышления и речи.
Принимать за умственную отсталость результаты запущенного речевого состояния, даже при значительных соматических дефектах, как подчеркивает Н. И. Жинкин (1972), нельзя.
Сравнительная характеристика
Моторная алалия | Интеллектуальная недостаточность | |
Связная речь | Нарушение программирования речевого высказывания у детей с алалией | Тоже характерно нарушение речевого программирования, но больше нарушается смысловое программирования (когда слово теряет образ-представление) |
Лексика | Неумение использовать знакомые слова, когда это нужно, из-за неустойчивости звуковых образов слов, трудности их припоминания и удержания слогового ряда. | Речь может быть очень бедная, но ребенок в состоянии использовать знакомые слова, когда это необходимо. |
Грамматический строй речи | Моторные алалики не усваивают, а затем неправильно используют падежные, числовые, родовые и другие окончания, т.е. в их речи имеет место множественный аграмматизм — неправильное использование грамматических форм, ошибки в построении предложений | У умственно отсталых те же ошибки, но грамматические стереотипы усваиваются быстрее. Ошибки заметны при обследовании ребенка, и менее заметны в самостоятельной речи |
Понимание речи | Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу Нередко дети из-за нечеткости звукового восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Трудности в назывании предметов которых нет перед глазами. | У детей понимание речи оказывается более дефектным, чем собственная речь. Поэтому эти дети могут без больших затруднений повторить вслед за педагогом то или иное предложение (в отличие от детей с алалией), не понимая его смысла. Эта диспропорция очень показательна и поэтому имеет диагностическое значение |
Фонетико- фонематическая сторона речи | Резкая диссоциация между качеством повторения изолированных звуков (приближающегося к норме) и их использованием в собственной спонтанной речи или при повторении слогов и слов. особенности просодики. умея называть почти все звуки родного языка дети не могут длительное время называть слова (то есть трудности комбинирования отдельных элементов речи) | К 5—6 годам звуковые образы слов являются у них в целом сформированными, и если они допускают ошибки, то лишь отдельные фонетические элементы речи — т.е. неправильно произносят наиболее сложные по биомеханике звуки речи. |
Моторная сфера | Общая моторную неловкость детей с моторной алалией, неуклюжесть, раскоординированность, заторможенность или расторможенность движений. Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Можно говорить о частых у моторных алаликов левшестве и амбидекстрии. | Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль |
Психопатологические нарушения | - речевой негативизм (дети критичны к своей речи, переживают ее неполноценность | Малокритичны к своей речи |
Раннее речевое и психомоторное развитие | Соответствует возрасту | Задержка сроков гуления, лепета |
Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким | Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким | |
С раннего возраста при исчезновении предмета или игрушки из поля зрения не теряют к ней интерес | При исчезновении предмета из поля зрения теряют к нему интерес. | |
Другие отличия | Дети заинтересованы в получении новых знаний | Слабо развита потребность в новых знаниях и любознательность. |
Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности. | Плохо принимают помощь взрослого | |
Имеет место явление «переноса»: после объяснения способа выполнения действия дети осуществляют аналогичные действия на другом материале спонтанно | «Перенос» не характерен, спонтанно не формируется: необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения задания | |
Достаточно критичны к своим недостаткам и ошибкам | Некритичность, неспособность самостоятельно оценивать свою речь | |
Отсутствует психическая инертность | Пониженная активность психической деятельности | |
Эмоции дифференцированы | Эмоции поверхностны, малодифференцированы. |
Принципиальное отличие алалий от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью, состоит в том, что алалия — это результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности неязыковых психических процессов, тогда как олигофрения — результат нарушения познавательной деятельности.
Список литературы:
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 2.
Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов / Р. Е. Левина. ¬ М.: Просвещение, 1951.
Соботович, Е. Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении / Е. Ф. Соботович // Нервно-психические и речевые нарушения. – Л., 1982.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей, студентов / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002. 8.
Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.
Поливара З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста: учеб.пособие / З. В. Поливара. - 2-е изд., стер. -М.: ФЛИНТА, 2013. - 140 с.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –СПб.: Речь, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха.
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушения слуха. Таблица....
Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма.
Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма. Таблица....
Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии.
Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии. Таблица....
Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР.
Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР....
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Критерии сравнения моторной алалии с другими нарушениями ....
Дифференциальная диагностика моторной алалии
В статье отражена дифференциальная диагностика моторной алалии и а)с сенсорной алалии, б) нарушений слуха, в) ЗРР, г) анартрии (дизартрии), д) детской моторной афазии, е) нарушений речи, вызванных инт...
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний...