Консультация для родителей "АЛАЛИЯ"
консультация по логопедии на тему
Алалия – тяжелые расстройства речевой функции, причиной которых являются органические поражения мозга. Они требуют применения комплекса лечебных и учебных мер, которые должны осуществляться совместными усилиями специалистов и родителей. Только при этом условии можно рассчитывать на существенное продвижение в речевом развитии, а иногда и «выравнивание» его до нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Наиболее тяжелым расстройством речи, возникающим вследствие органического поражения ЦНС, является алалия. Чаще всего здесь «виноваты» родовые травмы, а также травмы головного мозга в доречевой период развития ребёнка (до 1,5 лет). В отличие от дизартрии при алалии нет параличей или парезов речевых органов. Картина речевого расстройства сводится к общему недоразвитию речевой функции, т.е. у ребёнка или совсем не развивается речь или же развивается с грубыми отклонениями. Ребенок плохо понимает речь других людей. При нормальном развитии дети, слушая речь взрослых, обучаются говорить. Именно слух, способность понимать то, что говорят другие, обеспечивает развитие речи ребёнка. Если же такое понимание затруднено, то ребёнку не на что опереться, неоткуда взять образец того, как и что надо говорить. Однако следует подчеркнуть, что дети с алалией не глухие, т.е. физический слух, способность слышать вообще, у них есть. Они не различают, не распознают именно звуки речи: слышат. Что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы слышим, но не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке.
Алалии, при которых в первую очередь нарушено понимание речи, а затем уже устная речь. Носят название сенсорных. Детей с сенсорной алалией часто путают с глухими детьми. Правильный диагноз в этом случае имеет большое значение, так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличается от лечения и обучения алалика. Существует также опасность того, что сенсорный алалик может быть расценен как умственно отсталый, ведь речь – важный показатель развития интеллекта. Не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребёнка с алалией действительно могут привести к непоправимому отставанию в умственном развитии. Пока же этого не произошло, ребенка-алалика отличает от умственно неполноценного «живость» эмоций, заинтересованность в событиях жизни, привлекающих обычно внимание детей: новая игрушка, общение с животными. Картинки в книжках, радость по поводу прихода в дом родных, друзей и т.д.
Дети с сенсорной алалией встречаются нечасто. Более распространена другая форма этого недуга – моторная алалия. Дети с моторной алалией могут (хоть и не в полном объёме) понимать речь окружающих, но сами не говорят. Родители, как правило, недоумевают: ребёнок слышит, в общем понимает речь, может совершать движения губами, языком, но сам не говорит. Это действительно трудно понять. Участки мозга моторного алалика, которые воспринимают речь (слуховая кора, расположенная в левой височной доле), не могут передать информацию тем участкам. Которые преобразуют слуховые сигналы в артикуляционные движения (речедвигательная кора). Нарушен «транспорт» необходимых сведений. Отсутствуют и согласованные действия зон мозга, обеспечивающие речь. Виноваты в этом нервные пути, связывающие участки мозга. Они, по разным причинам, обладают плохой проводимостью.
Как же быть?
- Нужно попытаться наладить необходимую связь между зонами мозга, т.е. повысить проводимость нервных путей (связей).
- «Обойти» неполноценно работающие участки мозга, передав их функции другим – непострадавшим.
И то, и другое достигается путём медикаментозного лечения и специального обучения.
Специалисты вынуждены обращаться к различным доречевым навыкам ребёнка. Это – жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных; это и различные трудовые операции, сопровождаемые жестами. По мере овладения этими «древними» навыками ребенка подводят к звукам. Издаваемым голосом и похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется, подобно тому, как усложнялось само человеческое мышление. Приёмы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь, но не заменить их.
При переходе к вызову собственно речи алалика учат грамоте и, в первую очередь, чтению. Это обусловлено тем, что при алалии не страдает зрительная (затылочная) кора мозга, на неё и делается ставка. И здесь дело не в том, чтобы обучить его правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку.
Налицо некий парадокс: ребенка, у которого речь развивается нормально, не следует слишком рано учить грамоте, а ребенка с алалией надо. Таковы закономерности компенсации, которые действуют в мозге. Помимо теоретических доводов, это подтверждает практика.
Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии. В любом случае отсутствие речи к двум годам – уже тревожный сигнал. Большое значение имеет постоянное общение родителей с ребенком, начиная буквально с первых дней его появления на свет. Дети должны слышать человеческие голоса, различать интонации, улавливать эмоции, передаваемые речью. Эти начальные уроки играют фундаментальную роль в речевом развитии ребенка.
Итак, алалия – тяжелые расстройства речевой функции, причиной которых являются органические поражения мозга. Они требуют применения комплекса лечебных и учебных мер, которые должны осуществляться совместными усилиями специалистов и родителей. Только при этом условии можно рассчитывать на существенное продвижение в речевом развитии, а иногда и «выравнивание» его до нормы.
Используемые источники:
- Т. Г. Визель «Аномалии речевого развития ребёнка», М.: В.Секачёв, 2010.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....