Конспект ООД по развитию речи с элементами мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кребс Любовь Владимировна

I. Тема: «Пересказ и составление рассказа с опорой на схему-модель»

 

II. Цель: развивать связную речь детей.

 

III. Задачи:

1. Образовательные:

- закреплять знания детей о диких животных, готовящихся к зиме;

- упражнять в умении связно пересказывать рассказ по схеме-модели;

- учить составлять рассказ по аналогии.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать умение соотносить знакомые символы с образами;

- развивать память, внимание, наглядно-образное мышление;

- развивать словарный запас по теме «Дикие животные зимой», учить подбирать определения к словам «медведь», «еж», «белка».

3. Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них;

- побуждать эмоциональную отзывчивость детей (пожалеть, утешить, подарить);

- закреплять умение слушать других детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mnemotehnika.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Кстовского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32

2 микрорайон, дом 5а, г. Кстово, Нижегородская область,

Россия, 607650

тел. (83145)770-23, 205-13, тел/факс (83145) 770-23

е-mail: ds32_kst@mail.52gov.ru

Конспект ООД по развитию речи

 с элементами мнемотехники

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятие подготовила и провела:

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 32

Кребс Л.В.

Кстово 2021г.


I. Тема: «Пересказ и составление рассказа с опорой на схему-модель»

II. Цель: развивать связную речь детей.

III. Задачи:

1. Образовательные:

- закреплять знания детей о диких животных, готовящихся к зиме;

- упражнять в умении связно пересказывать рассказ по схеме-модели;

- учить составлять рассказ по аналогии.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать умение соотносить знакомые символы с образами;

- развивать память, внимание, наглядно-образное мышление;

- развивать словарный запас по теме «Дикие животные зимой», учить подбирать определения к словам «медведь», «еж», «белка».

3. Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них;

- побуждать эмоциональную отзывчивость детей (пожалеть, утешить, подарить);

- закреплять умение слушать других детей.

IV. Оборудование.

Игрушка-зайчик, демонстрационные и разрезные картины с дикими животными, схемы-модели к рассказам о медведе, белочке и ежике.

V. Пропедевтическая работа:

- составление описательных рассказов о животных с помощью схем;

- чтение стихов, рассказов, загадок про диких животных;

- рассматривание иллюстраций и картин с дикими животными;

- дидактические игры «Кто где живет?», «Кто что ест», «Большие и маленькие», пазлы «Дикие животные зимой».


Ход занятия

Речь и действия педагога

Речь и действия детей

I. Вводная часть.

1. Организация детей на занятие.

- Сегодня мы с вами поговорим о диких животных. Где они живут? Каких диких животных вы знаете?

2. Психогимнастика «Зайчата»

- А сейчас я превращу вас в маленьких зайчат:

Крутись, вертись – в зайчат превратись

Устали зайчата бегать по лесу, легли они под кустики в снег и уснули. Им было хорошо и уютно. Но вдруг подул холодный ветер, он пробрался под кустики, и зайчата стали замерзать. Они сжались в маленькие комочки, чтобы согреться. Прошло время – выглянуло солнышко, зайчатам стало тепло и они легли поудобнее.

Крутись, вертись – в ребят превратись.

Дети стоят на ковре

Ответы детей

Дети выполняют действия

Дети садятся за столы

II. Основная часть.

  1. Встреча гостя. Слышен плач зайца.

- Но что я слышу: как будто кто-то плачет?

Появляется игрушка-зайка. Дальше воспитатель говорит и за зайку.

Лог.: - Здравствуй, зайчик. Очень рады видеть тебя у нас в гостях. А почему ты плачешь?

З.: - Здравствуйте, ребята. У меня в лесу появились друзья. Мы сними часто играли, но в конце осени они убежали готовиться к зиме. А мне без них так грустно и одиноко.

Лог.: - А кто был твоими друзьями?

З.: - Один мой друг был большой и неуклюжий.

Лог.: - Ребята, так кто же был другом зайчика? А что еще мы можем сказать о медведе, какой он?

З.: - Да он такой, такой. Второй была подружка – она маленькая и рыженькая.

Кто же это?

Что еще можно сказать о ней, какая она?

- А еще я дружил  с ежиком. А знаете ли вы, какой он?

2. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Зайчик раздает детям конверты с разрезными картинками диких животных.

Лог.: - Ребята, а вы знаете, как эти животные готовятся к зиме?

З.: - Когда я расставался со своими друзьями, то каждый из них рассказал мне свою историю о том, почему они начали готовиться к зиме. Вот история мишки.

3. Рассказ о медведе.

По небу летел лебедь. Лебедь уронил белое перышко. Белое перышко увидел медведь. Медведь подумал, что это снежинка. Если это снежинка, то скоро наступит зима. А если придет зима, то надо искать берлогу. Нашел медведь берлогу и уснул в ней до весны.

Педагог задает вопросы по содержанию рассказа:

- Кто летел по небу?

- Что уронил лебедь?

- Почему медведь решил, что наступила зима?

- Что нашел медведь? Что он сделал дальше?

4. Разбор схемы-модели к рассказу: лебедь, перо, снежинка, медведь, зима, берлога.

5. Физминутка

Крутись, вертись – в медвежат превратись.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так –

Головой своей крутили. И т.д.

6. Рассказ про белочку.

Лог.: - Ребята, а какие изменения произошли с белочкой с наступлением зимы? Посмотрите теперь на схему к рассказу о белочке, попробуйте теперь по ней придумать рассказ.

Схема-модель: лебедь, перо, снежинка, белочка, зима, рыжая шубка, серая шубка.

7. Рассказ про ежика.

Лог.: - А как ежик зимует? Теперь по этой схеме придумайте рассказ про ежика: лебедь, перо, снежинка, зима, ежик, пень.

Зайка благодарит детей за интересные рассказы.

Дети встречают гостя

Ответы детей

Сильный, огромный, коричневый, бурый, косолапый, мохнатый, толстопятый и т.д.

Ловкая, быстрая, длиннохвостая и т.д.

Серый, колючий, маленький и т.д.

Дети собирают картинки, называют, какое животное у них получилось.

Ответы детей

Дети слушают рассказ.

Ответы детей

Пересказ рассказа несколькими детьми с опорой на схему-модель.

Дети выполняют соответствующие движения.

Ответы детей

Составление рассказа несколькими детьми с опорой на схему-модель.

Составление рассказа несколькими детьми с опорой на схему-модель.

III. Заключительная часть.

  1. Прощание с зайчиком.

  1. Сюрпризный момент. Зайка угощает детей печеньем, прощается.

Дети прощаются с зайчиком, просят его не грустить, потому что скоро зима закончится, придет весна, и зайка вновь увидит своих друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами мнемотехники «Наши сказки» в старшей группе коррекционной направленности

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами мнемотехники «Наши сказки» в старшей группе коррекционной направленности...

Конспект совместной образовательной деятельности с элементами мнемотехники и здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы по речевому развитию. Тема «Лес».

Закреплять знания детей о лесе, характерных особенностях деревьев, временах года. Развивать слуховую, зрительную память, внимание, логическое мышление, воображение и фантазию. Использовать мнемотехнич...

Конспект по речевому развитию с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: «Осень»

Развитие психических процессов, формирование интереса к окружающему миру, речевой деятельности.Закрепить знания детей об осенних признаках в различные месяца осени.Упражнять детей в составлении переск...

Конспект НОД по речевому развитию с элементами мнемотехники «Пришла весна» (старшая группа)

Конспект НОД  по речевому развитию с элементами мнемотехники  «Пришла весна» (старшая группа)...