Проект по самообразованию "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Гудкова Анна Николаевна

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_mnemotekhnika.docx529.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области.

План по самообразованию педагога

Тема: «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Мнемотаблицы для составления рассказов “Времена года” | Занимательные факты  по развитию речи на тему: | Образовательная социальная сеть

Выполнила: воспитатель

Гудкова А.Н.

2022-2023 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
  • познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

        

        Актуальность

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время занятий и в режимных моментах стало понятно, что проблема развития связной речи касается почти всех воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т.д.

Из всего вышеперечисленного  понятно, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.

Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная

методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

 Методы работы:

  • Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя, чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
  • Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
  • Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Мнемотаблицы для развития связной речи дошкольниковМнемотаблицы для развития связной речи дошкольниковРазвитие связной речи посредством мнемотехники у детей старшего дошкольного  возраста

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки, брошюры).

Ожидаемые результаты для детей:

  • расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
  • умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
  • появится интерес к заучиванию стихов;
  • дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

Ожидаемые результаты для педагога  и  родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация педагога по теме самообразования.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение методической литературы по теме самообразования

1.

 Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь- октябрь

Составление плана работы

2.

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, мнемотаблиц.

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.

3.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Накопление практического материала по теме

В течение года

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

2.

Подготовка материала к информационным стендам.

В течение года

Перспективное планирование

деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники

Месяц

                      Тема

                   Цели

Сентябрь

Подбор методического материала

Октябрь

Рассматривание  игрушки( котенок)

Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида.

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д)

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Осень

Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени

Ноябрь

Рассказывание об игрушках(собака)

Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы;

Развивать навыки диалогической речи.

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Заучивание стихотворения «Маша варежку надела»

А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

Продолжить заучивание стихотворения «Маша варежку надела».

А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

Декабрь

Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

Любимые сказки

Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность

Заучивание стихотворения И.З. Сурикова «Детство»

Заучивание стихотворения с опрой на мнемотаблицу

Продолжить заучивание стихотворения И.З. Сурикова «Детство»

 С помощью мнемотаблицы

Январь

Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Красавица зима

 

Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

Продолжить составлять рассказы о зиме

Учить детей составлять рассказы с использованием мнемотаблиц

Февраль

Рассказывание по набору предметов.

Упражнять:

 в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;

упражнять в образовании названий посуды.

Заучивание стихотворения В. Егорова «Снеговик»

Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы

Составление описательного рассказа «Веселая зим» по картине (61 картина)

Учить составлять описательный рассказ по картине с использованием мнемотаблиц

Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду».

Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине;

тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Март

Заучивание стихотворения А.Н.Плещеева «Весна» (отрывок)

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Продолжить заучивать стихотворение А.Н. Плещеева «Весна».

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу

Беседа о транспорте, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о транспорте;

- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.

Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.

 «Правила движения для ребят и зверят»

 Закреплять представление детей об улице,  перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники.

Апрель

Составление описательного рассказа по картине «Весна».

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.

Составление рассказа «Зарядка в детском саду» по картине (12 картина)

Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы

Составление описательного рассказа об игрушках.

Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.

Май

Беседа о птицах, составление описательного рассказа.

Обогатить и уточнить:

- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц;

Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы.

Составление описательного рассказа по картине «Лето».

составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по теме самообразования

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

 Самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

Взаимодействие с родителями воспитанников

                                                               

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие детей.

Родительское собрание

Октябрь

Развиваем речь.

Папка-передвижка

Ноябрь

 «Создание условий в семье для речевого развития ребенка».

Консультация для родителей

Декабрь

Что такое мнемотехника?

«Что такое мнемотехника?»

Папка-передвижка

Буклеты

Январь

«Развитие речи у детей 4. Метод мнемотехники».

Консультация  

Февраль

« Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Семинар-практикум

Март

Составляем и используем мнемотаблицы дома .

Папка передвижка

Апрель

«Рассказываем сказки с помощью  с мнемотаблиц».

Индивидуальные

консультации

Май

«Наши успехи».

Родительское собрания

В течение года

 изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования

Перспективное планирование  самостоятельной деятельности детей

организованной педагогом

 

   Вид деятельности

               Задачи

Игра «Копилка слов»

Обогащать словарь, развивать долговременную память.

Игра «Волшебники»

Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

Дидактическая игра"Профессии"

Рассказать о какой – либо профессии по предложенной  воспитателем таблице.

Дидактическая игра"Мое любимое животное"

Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащать словарь глаголами

Игра «Фотоаппарат»

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра"Времена года"

Составить описательный рассказ о временах года

Театрализованная деятельность

по любимым сказкам

Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация).

Дидактические игры на развитие

вкусовой, зрительной, тактильной,

слуховой памяти.

Развитие различных видов памяти

Дидактическая игра"Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник)

Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности

Дидактическая игра"Нарисуй слово"

Создавать образы на основе схематического изображения

Дидактическая игра"Птицы»

Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу"

Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать  коллажами

 

     

Мнемотаблицы на тему "Времена года" | Календарно-тематическое  планирование по развитию речи (средняя группа) по теме: | Образовательная  социальная сеть

Мнемотаблицы как эффективное средство развития речи дошкольников. - Раннее  развитие - Форум Родителей Детского Центра ЛОГОС

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников -  «Дошколёнок.ру»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Представлен проект по использованию мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников.Использование мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц и электронных мнемотаблиц как в непрерывной обра...

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»...

Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)

Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)...

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников 4-5 лет»

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало о...

Проект "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников с ОНР"

В проекте рассматривается понятие мнемотехники, раскрываются сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования в процессе коррекционно–развивающего обучения детей дошкольного возраст...