Проект по самообразованию "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_mnemotekhnika.docx | 529.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области.
План по самообразованию педагога
Тема: «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Выполнила: воспитатель Гудкова А.Н. |
2022-2023 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
- познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время занятий и в режимных моментах стало понятно, что проблема развития связной речи касается почти всех воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т.д.
Из всего вышеперечисленного понятно, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная
методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы работы:
- Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя, чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
- Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
- Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки, брошюры).
Ожидаемые результаты для детей:
- расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
- умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
- появится интерес к заучиванию стихов;
- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
- Презентация педагога по теме самообразования.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
Месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
Сентябрь | Развитие детей. | Родительское собрание | |
Октябрь | Развиваем речь. | Папка-передвижка | |
Ноябрь | «Создание условий в семье для речевого развития ребенка». | Консультация для родителей | |
Декабрь | Что такое мнемотехника? «Что такое мнемотехника?» | Папка-передвижка Буклеты | |
Январь | «Развитие речи у детей 4. Метод мнемотехники». | Консультация | |
Февраль | « Мнемотехника в разучивании стихотворений». | Семинар-практикум | |
Март | Составляем и используем мнемотаблицы дома . | Папка передвижка | |
Апрель | «Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». | Индивидуальные консультации | |
Май | «Наши успехи». | Родительское собрания | |
В течение года | изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования |
Перспективное планирование самостоятельной деятельности детей
организованной педагогом
Вид деятельности | Задачи |
Игра «Копилка слов» | Обогащать словарь, развивать долговременную память. |
Игра «Волшебники» | Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление. |
Дидактическая игра"Профессии" | Рассказать о какой – либо профессии по предложенной воспитателем таблице. |
Дидактическая игра"Мое любимое животное" | Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем. |
Игра «Цветик-семицветик» | Обогащать словарь глаголами |
Игра «Фотоаппарат» | Развитие зрительной памяти |
Дидактическая игра"Времена года" | Составить описательный рассказ о временах года |
Театрализованная деятельность по любимым сказкам | Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация). |
Дидактические игры на развитие вкусовой, зрительной, тактильной, слуховой памяти. | Развитие различных видов памяти |
Дидактическая игра"Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник) | Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности |
Дидактическая игра"Нарисуй слово" | Создавать образы на основе схематического изображения |
Дидактическая игра"Птицы» | Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем. |
Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу" | Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать коллажами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Представлен проект по использованию мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников.Использование мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц и электронных мнемотаблиц как в непрерывной обра...
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»...
Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)
Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)...
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников 4-5 лет»
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало о...
проект "Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"
проектная деятельность с детьми 5-7 лет...
Проект "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников с ОНР"
В проекте рассматривается понятие мнемотехники, раскрываются сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования в процессе коррекционно–развивающего обучения детей дошкольного возраст...