«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Сапунова Анна Владимировна

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра:

«ОТГАДАЙ ИМЯ»

Цель: Развитие фонематического синтеза.

Задачи: Учить выделять первый звук в словах, удерживать его в памяти, составлять из этих звуков слово.

Ход игры: Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

а) Волк — абрикос — сирень — ананас.

б) Торт — облако — лиса — аист.

в) Вилка — игла — тюбик — арбуз.

г) Астра — ноты — тополь — ослик — новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

а) Обруч — лимон — аист.

б) Арбуз — незабудка — актер.

в) Танец — артист — нитки — астра.

           г) Носки — автобус — самолет — телевизор — Африка.

Дидактическая игра:

«ВОЛШЕБНИК»

Цель: Развитие фонематического синтеза.

Задачи: Учить детей по первым звукам в словах угадывать новое слово.

Ход игры: Сегодня к нам придут гости. Я научу тебя одному фокусу. Покажем гостям, чтобы не скучали. Вот два набора картинок:

             а) кот, лук, слон, рак, мак, мост;

б) кукла, ослик, топор, ложка, утюг, стул, молоток, автобус, роза.

В то время, когда ты выйдешь из комнаты, я попрошу гостей загадать картинку из первого набора. А сама в это время незаметно составлю слово по первым звукам названий предметов картинок второго набора.

Когда ты вернешься, то без труда по моей подсказке догадаешься, какое слово загадано.

           Например, слово «кот» задумали. Как я могу тебе помочь? (кукла, ослик, топор). Давай потренируемся.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

Дидактическая игра:

«ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»

Цель: Учить детей определять последний звук в слове.

Ход игры:

а) Лист 3х3. Жетоны алого и оранжевого цветов. Оранжевые жетоны назовите «квадраты цвета осени».

Слова: кино, молоко, пальто, окно, парта, звезда, метро, река.

б) Лист 4х4. Жетоны малиновые и голубые. Голубые жетоны назовите «квадраты цвета неба». Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, сон, паром, загон, дом, бутон, батон, гром, шлем.

Дидактическая игра:

«ЭХО»

Цель: Учить детей определять последний звук в слове.

Ход игры:

    — Эхо лесное, спросить я могу?

    — Агу, агу, гу, гу, у, у.

  • Что за цветы на том берегу?
  • Эти цветы очень красны?
  • Первые вестники скорой весны?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО И КОНЕЧНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

Дидактическая игра:

«ЦЕПОЧКА»

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ

ЗВУКИ [Л], [Л']

Дидактическая игра:

«ЧТО Я ЗАГАДАЛА»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры:

1. Добавляя в конце каждого слова звуки [л] или [л*], догадайся, что я загадала:

сто..., го..., мо..., со..., ба..., вокза..., дяте..., апре..., ию..., футбо..., подва..., за... .

2. Начни слово звуком [л] ([л']):

...ось, ...ипа, ...уна, ...ебедь, ...адонь, ...ук, ...ошадь, ...оскут, ...ето, ...асточка, ...андыш.

3. Я буду рукой показывать тебе на предметы, а ты произноси вслух названия тех, в которых есть звуки [л] или [л']:

стена, пол, потолок, туфли, мишка, кукла, стул,

платье, рука, пальцы, мыло, штора, мальчик,

девочка, клоун...

Дидактическая игра:

«ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: Назови по три «живых» и «неживых» слова, которые начинаются с [л] ([л']).

1. Выбери из игрушек те, в названии которых есть звуки [л] и [л']:

мышь, кошка, слон, лягушка, осел, козлик, черепаха, лось, суслик, заяц, олень, лошадь, лиса, лев.

2. Нарисуй 5 животных, в названии которых есть звуки [л], [л'].

3. В названии какого цвета есть звуки [л], [л']?

Что бывает голубым?

Что бывает белым?

           Что бывает зеленым?

Что бывает желтым?

Что бывает черным?

ЗВУКИ [Р], [Р']

Дидактическая игра:

«УГАДАЙ СЛОВО»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: 1.Угадай слово:                              

 хо..., дво..., ла..., па..., кома..., да..., бампе... янва..., база..., ба..., маля..., штопо..., мото... .

        2. Угадай слово:

...ыба, ...от, ...укав, ...ека, ...уль, ...едиска, ...иск, ...ак, ...убль, ...едкий, ...оща, ...екорд.

Дидактическая игра:

«ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: Лист 3х3. Жетоны розовые, малиновые. Если слово оканчивается звуком [р], клади розовый жетон. Если звуком [м] — малиновый.

Слова: запер, лом, пар, не дам, бугор, бегом, забор, гном,мухомор

Дидактическая игра:

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: Разбери картинки так, чтобы в одной группе были предметы с [ор], а в другой с [ро];

помидор, топор, роза, брошка, горы, пробка, норы, крот, торт, бутерброд.

Дидактическая игра:

«УСЛЫШЬ И НАЗОВИ»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: Сколько слов со звуком [р] (р'] ты услышишь в стихотворении В. Кривошеева?

Считалка о рыбаке           

Повезло опять Егорке!               Но смотрите – у ведерка

У реки сидит не зря:                   появился хитрый кот.

пять карасиков в ведерке           Сколько рыб домой Егорка

и четыре пескаря.                       На уху нам принесет?

ЗВУКИ [З], [3', [С], [С']

Дидактическая игра:

«УГАДАЙ СЛОВО»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры:

1. Закончи слово, добавляя звуки [с] или [с']:

ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., гу..., космо..., кла..., пала... .

2. Угадай слово, которое начинается звуками [с] или [с']:

...он, ...ом, ...тул, ...ушка, ...иний, ...нег, ...олнце, ...евер, ...такан, ...лон.

3. Угадай слово, которое начинается звуками [з] или [з']:

...олото, ...аяц, ...елень, ...лой, ...има, ...нак, ...аноза, ...ной, ...ритель, ...верь, ...адача, ...яб-лик, ...вук.

Дидактическая игра:

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: Слушай стихотворение и хлопай в ладони каждый раз, как услышишь звуки [с] и [с']. Заметил ли ты слово со звуком [з]?

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

         Посмотри на свою руку. Как называются пальчики? (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Сколько пальчиков произносится с З и З*, а сколько с С и С*.

Дидактическая игра:

«ПАРОВОЗИКИ»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: К паровозам синего и зеленого цвета нужно «прицепить» вагончики-карточки с нарисованными предметами. Если в слове есть звуки [с] или [с'] — к синему паровозу, если [з] или [з'] — к зеленому. Когда карточки будут разобраны, попросите ребенка поставить вагончики «по номерам»: сначала те вагоны, в которых нужные нам звуки в начале слова, следом — те, где они в середине, и в конце состава — те вагоны, где звуки [с], [с'] в конце слова. На карточках: слон, осел, змея, собака, обезьяна, лиса, страус, зебра, коза, гусь, кузнечик, заяц, рысь.

Дидактическая игра:

«ЦВЕТНЫЕ ЗАГАДКИ»

Цель: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Ход игры: Положи перед собой карточки «зебра» и «слон». У зебры и слона сегодня дни рождения. Им подарили подарки: зебре — в зеленых коробках, слону — в синих. Но и подарки, и поздравления перемешались. И даже гости перепутались. Чтобы разобраться во всем, тебе просто нужно отгадать загадки. Если в ответе есть звуки [с] и [с'] — клади синий жетон слону, это его подарок или гость. Если в слове-отгадке прозвучат звуки [з] или [з'] — это поздравление зебре, клади рядом с ней зеленый жетон.

Летом серый, зимой белый, (заяц)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут  ... (сорока)

Серебристые подвески — след январского мороза

Надевает в перелеске белоствольная ... (береза)

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал ... (сахар)

Золотое решето черных домиков полно.

Сколько черненьких домков, столько беленьких ЖИЛЬЦОВ, (подсолнух)

Снег на полях, лед на реках, иней сверкает. Когда это бывает? (зимой)

Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (весной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...

Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...

Памятка для родителей «Формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Памятка для родителей «Формирование звукового  анализа  и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»...

«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...