Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи

Чернова Елена Геннадьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

ООД  по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»

Цель: развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

Программные задачи:

1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.

2. Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к сочинительству.

3. Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.

4. Упражнять в умении составлять предложения из деформированного текста, согласовывая слова (род, число, падеж) в предложении.

5. Закреплять умение определять первый и последний звук в словах, чтении коротких слов.

6. Способствовать составлению связных высказываний - рассуждений, используя сложноподчиненные предложения с союзами.

7. Продолжать закреплять умение образовывать словосочетания из предложенных слов.

8. Поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка.

9. Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.

10. Формировать умение работать в малых группах, договариваться, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей, оценивать себя.

Материалы и оборудование:

Игровое поле, фишки, кубик, карточки с заданиями.

1

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

 Воспитатель: Ребята, а вы любите играть? У меня есть очень интересная игра для вас, называется она «Знатоки родного языка».

Хотите в нее поиграть?

А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)

А что такое родной язык? (Ответы детей.)

Прежде чем начать игру выберите каждый по одной карточке.

Дети выбирают каждый по одной карточке

А теперь разделитесь на две команды. У вашей команда картины совы. Это мудрая птица, значит вы мудрецы. А у вас книга, источник знаний, значит вы знатоки.

(Дети стоят  по разным сторонам  стола с игровым полем.)

А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Перед вами игровое поле с заданиями. Каждая команда по очереди бросает кубик, количество точек на котором и определяет, на сколько клеток передвинуть фишку и какое задание надо выполнить.  За правильно выполненное задание вы будите получать фишку. Если фишка попадет на одно и тоже задание, то кубик перекидывается.

Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество фишек.

1. «Теннис» (быстрые ответы)

Вам необходимо быстро и правильно ответить на вопросы. За правильный ответ команда  получает фишку.

- Что видят люди, когда спят? (Сон.)

- У кошки шерсть, а у рыбы? (Чешуя.)

- Как называется утренний прием пищи? (Завтрак.)

- Где растет пшеница?  (В поле).

- Масло хранится в масленке, а хлеб? (В хлебнице.)

- Как называется куча снега? (Сугроб.)

- Чем богаты овощи и фрукты? (Витаминами.)

- Что остается после того, как срубили дерево? (Пень.)

- У зверя шкура, а у дерева? (Кора.)

- Из мяса варят суп, а из фруктов? (Компот или варенье.)

- Чем рубят дрова? (Топором.)

- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)

- Какой инструмент предназначается для забивания гвоздей? (Молоток.)

- Какова на вкус вода морей и океанов? (Соленая.)

- Что необходимо для утоления жажды? (Вода.)

- Чем покрыто тело животных? (Шерстью.)

2. «Бинокль» (будь внимателен) – (составление предложений из деформированного текста).

Это задание на внимание и сообразительность. Из набора слов вам надо составить предложение (команды по очереди отвечают, за правильный ответ получают фишку).

- Таня и Саша пойти в лес гулять. (Таня и Саша пошли погулять в лес.)

- Рядом, в, плакать, трава, кто-то. (Рядом в траве кто-то плакал.)

- У, белочка, лапка, на, быть, ранка. (У белочки на лапке была ранка.)

- Дети, взять, белочка, домой. (Дети взяли белочку домой.)

- Белочка, они, стали, лечить. (Они стали белочку лечить.)

- Дети, здоровая белочка, отпустить, лес. (Дети отпустили в лес здоровую Белочку.)

3. «Логический поезд» - «Что из чего сделано?»

Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.

- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.

- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.

- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.

- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

- Платье из шелка – шелковое платье.

- Мяч из резины – резиновый мяч.

- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.

- Шуба из меха – меховая шуба.

- Пюре из картофеля – картофельное пюре.

- Сок из земляники – земляничный сок.

- Сумка из кожи – кожаная сумка.

- Стена из камня - каменная стена.

4. «Вопрос»

В этом задании вам предлагаются загадки. И вы, в зависимости от содержания, называете сказку или героя.

1.Чуть женой крота не стала

И усатого жука.

Вспомни, как она летала

С ласточкой под облака. (Дюймовочка.)

2.Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовется… (Бабою Ягой.)

3. Летела стрела и попала в болото,

А в болоте поймал ее кто-то.

Она распростилась с зеленою кожей

И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)

4. Красна девица грустна,

Ей не нравиться весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)

5. В сказке небо синее,

В сказке птицы странные.

Печенька, спаси меня,

Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди.)

6. Он с виду кажется простым,

А ведь бывает золотым.

Не зря его Тортилла

На дне пруда хранила. (Золотой ключик.)

5. «Шанс» - шанс выбрать команде любое задание на игровом поле по своему желанию.

6. «Черный кот» – «Расшифруй слово».

Вам дорогу перешел черный кот, его задание сложное. Необходимо расшифровать слово и прочитать его, расположив буквы по порядку.

(За правильный ответ – фишка. Команды выполняют задание за столом).

7. «Палата мер и весов» - игра «Хорошо» и «Плохо»

Назовите, что «хорошо» и что «плохо» в изображённых предметах. Сначала одна команда будет говорить, что «хорошо» а другая – «плохо».

1. Роза – хорошо, потому что …, плохо – потому что …

2. Мороженое – хорошо, потому что…, плохо – потому что…

3. Солнце - хорошо…, плохо….

4. Дождь - хорошо, плохо…

5. Укол –

6. Молоток -

За каждое слово команда получает фишку.

8. «Айболит» - физминутка.

Мы весёлые ребятки, ------------------Шагают на месте
Дружно делаем зарядку.

Вправо раз, влево раз, ------------------Руки на пояс, поворот  в стороны.    
Улыбнёмся всем сейчас.                                                                                                           
На носочки дружно встанем- ---------На носочках потянуться вверх.
Руки к солнышку потянем.
Загляни  к нам солнышко  
И погрей нам горлышко!-----------------Прыжки с хлопками.
Ну а если заболеем -
Нам поможет Айболит---------------- ---Ладони к щекам, наклоны головы.
Витаминки нам пропишет ---------------Колечки каждым пальцем.
И микстурой угостит.-----------------------Ладошки мисочкой.

9. «Театр» - составление рассказов по сюжетным картинкам от лица героев.

Здесь лежат сюжетные картинки, надо разложить их по порядку. А сейчас рассмотрим, что же здесь изображено.

Работа по первой картине.

- Обратите внимание на первую картинку и скажите, что здесь необыкновенного? (Мышка одета как девочка в сарафан, играет с шариком, как человек…)

- Какая мышка? (Веселая, добрая, маленькая, нарядная, красивая.)

- А что же она делает? (Играет шариком, подбрасывает его, подпрыгивает, ловит шар.)

- Мышка подбрасывала шар и говорила. Что же говорила?  (Ах! Какой ты,  красивый, как мне нравится с тобой играть).

- Мышка, играя с шариком, не замечает, что за ней из-за кустов подглядывает кот.

- Опишите кота, какой он? (Хитрый, пушистый, зеленоглазый, злой, голодный.)

- Что думает кот, глядя на мышку?

Работа по второй картине.

- Давайте посмотрим на эту картинку и подумаем, что было дальше? (Котёнок не выдержал и выпрыгнул из кустов.)

-А мышка? Как она себя повела? (Испугалась и бросилась бежать, но натолкнулась на упавший,  на землю шар.)

Работа по третьей картине.

-Что же произошло дальше? (Мышка вспомнила, что у нее шарик с рисунком и повернула его к коту той стороной, на которой был рисунок.)

- От неожиданности кот остановился, посмотрел на шарик и что он подумал? (Как мышка попала в шарик).

- Что сделал кот? (Со всей силы хлопнул по шару.)

Работа по четвертой картине.

- Чем же закончилась эта сказочная и загадочная история? (Шар лопнул.)

- Опишите состояние кота? (От неожиданности он испугался, закричал, присел на лапы от испуга и закричал.)

- Что он закричал? (Помогите, спасите, боюсь.)

- А где же мышка? (А мышка убежала к себе в норку.)

- Какая здесь мышка? (Веселая, счастливая, перехитрила кота и осталась жива.)

Еще раз внимательно рассмотрите картинки и составьте рассказ от лица героев. Одна команда – мышка. Другая команда – кошка. (По окончании времени, отведенного на задание, команды озвучивают свой рассказ.)

10. «Цепочка слов»

Разложите картинки,  последовательно опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.

У одной команды первая картинка: шар – роза – арбуз – забор.

У другой команды: сок – крот – телевизор – ракета.

За правильный ответ, команда берет себе фишку.

В конце игры подсчитываются фишки.

Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие  задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Магазин игрушек»

Данное занятие помогает сформировать  умение старших дошкольников составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по развитию речи для подготовительной группы Тема: «Путешествие в страну Весна»

КОНСПЕКТобразовательной деятельности по развитию речи для подготовительной группыТема: «Путешествие в страну Весна»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему:« Путешествие в сказку».

Цель:Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15304553","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие в зимний лес»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Фотовыставка - «Аквариум»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17017678","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"211","width":"324"}}]]...