применение кругов Луллия в речевом развитии детей 4-5 лет
консультация по развитию речи (средняя группа)

Рекунова Анна Владимировна

применение кругов Луллия в речевом развитии детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер -класс для педагогов «Круги Луллия как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь : с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка.

Одним из занимательных методов обучения является игровое пособие «Круги Луллия»

«Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития связной речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Данное пособие рекомендовано для работы с дошкольниками 3-7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки взаимодействия и самостоятельности.

Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым мотивируя детей к выполнению заданий.

Используются круги Луллия 2-х типов :

1-ый тип: круги закрыты специальной планкой, в центре вырезан ромб, который фокусирует внимание детей на том, что хочет воспитатель, остальные картинки на круге не видны;

2-ой тип: классический – в виде пирамиды, когда все круги открыты и все картинки видны ребенку.

При применении данной методики соблюдаются следующие условия:

1) в представлении детей круги Луллия должны выступать в роли «волшебных» кругов;

2) количество используемых в работе кругов зависит от возраста ребенка

Возраст детей Количество кругов Максимальное количество секторов на одном круге

4-5 лет (средняя группа) 2 4

5-6 лет (старшая группа) 3 6

6-7 лет (подготовительная к школе группа) 3 8

3) задания, содержащие в своей основе методику кругов Луллия, преимущественно используют:

на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию связной речи;

в игровой деятельности вне занятия;

в самостоятельной деятельности детей.

4) содержание секторов кругов Луллия должно быть подчиненно определенной теме; наглядный материал подбирается с учетом возрастного и речевого развития детей;

5) Чаще всего используется четыре типа заданий:

• 1 тип: найди реальное сочетание. При объединении картинок под стрелкой формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.

Например: Котенок – хвост. У котенка есть хвост и это его часть. У него есть еще части: голова, туловище, ноги. Телевизор - антенна. Антенна – это часть телевизора. Частью телевизора являются кнопки, экран, ножки и т. д. Вывод: у любого объекта есть часть.

• 2 тип: объясни необычное сочетание. При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия.

• 3 тип: придумай фантастическую историю или сказку. При раскручивании кругов рассматривается случайное совпадение объектов, которое служит основой для фантазирования.

• 4 тип: реши проблему. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, необходимо формулировать проблемы, предлагается выдвигать идеи по их решению.

В результате подобной работы дети учатся самостоятельно придумывать реальные и фантастические истории; составлять рассказы о практической значимости объектов с несвойственными им признаками.

Техника выполнения заданий, с использованием колец Луллия, может включать в себя следующие виды работ:

1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам;

2. Постановка задачи;

3. Раскручивание кругов;

4. Познавательная деятельность детей :

4.1. Установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа;

4.2. Составление фантастического рассказа по случайно «выпавшим» под стрелкой изображениям.

5. Рефлексия и подведение итогов.

Данная методика универсальна - применяя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры. Дошкольники вовлечены в игру, они самостоятельно заменяют круги, а также придумывают новые варианты выполнения заданий.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала

К сожалению, помимо плюсов пособии в виде пирамиды есть ряд недостатков – сложно подобрать подходящий и удобный стержень для кругов, раскручивание и совмещение кругов иногда затруднительно для малышей, все картинки находятся перед глазами, что отвлекает внимание дошкольника.

В процессе использования игр с кольцами Луллия выделяют разную степень участия воспитателя:

1) воспитатель принимает участие в игре, он обозначает цель и правила, помогает распределить роли и при необходимости развивает игру;

2) воспитатель принимает второстепенное участие в развитии игры, он только косвенно воздействует на поведение и речь детей, а дошкольники самостоятельно распределяют роли, выбирают ведущего и осуществляют речевое оформление игры;

3) воспитатель выступает в роли наблюдателя, контролируя ход игровой деятельности: дети самостоятельно развивают игру, сопровождая все свои действия речевыми высказываниями, используя речевые умения и навыки;

4) воспитатель инструктирует дошкольников и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Кольца Луллия» соответствует Стандарту дошкольного образования и вполне успешна может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей. Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте, уже не сможет остановиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста" на заседании РМО №3 по развитию д...

Использование Кругов Луллия в речевом развитии детей

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольник...

Дидактическая игра с кругами Луллия. Для познавательного развития детей среднего дошкольного возраста

Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов. Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью...

Буклет для педагогов; "Использование "Кругов Луллия" в речевом развитии"

Простота конструкции позволяетприменять ее даже в детском саду. А эффект огромен - познание языка и мира в их взаимосвязи....

мастер-класс "Использование кругов Эйлера в речевом развитии детей"

Использование кругов Эйлера для речевого развития летей....

Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс ра...