Мини-музей «Национальная деревня» дидактическая игра для детей 6 -7 лет
методическая разработка по развитию речи
Цель: продолжать знакомить детей с народами, которые населяют Россию.
Задачи:
- формировать любовь к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
- развивать познавательный интерес, наглядно-образное мышление, наблюдательность, память, внимание;
- развивать умение свободно действовать в пространстве мини-музея, совершенствовать навыки классификации предметов по домам разных национальностей;
- знакомить детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов;
- вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество, умение видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждать создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
- обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки и умения;
- воспитывать любовь, уважение к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитывать уважительно относиться к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Россия — страна огромная. Более 140 различных народов проживает в современной России. Территория проживания каждого народа различна, однако внимания заслуживают все, ведь история, культура, обычаи и праздники даже самого малочисленного народа – это часть общечеловеческой культуры. Все рассказывают свои сказки, поют свои песни, танцуют свои народные танцы. И у каждого есть свой национальный костюм.
Костюм — это часть народной культуры. Он пришел к нам из давних веков, такую одежду носили наши предки и оставляли её в наследство своим детям. Они любили её, берегли и надевали только по праздникам.
Путешествуя в прошлое, игра знакомит детей с тем, что на территории нашего государства проживают народы разных национальностей; дети могут познакомиться с тем, в каких домах раньше жили люди, с предметами быта; с национальными костюмами и их орнаментами.
Комплектация:
- 3 дома – русский, мордовский, чувашский. 3 юрты – татарская, башкирская, казахская. К каждому домику идут персонажи в народных костюмах. У домиков и юрт открывается крыша, чтобы посмотреть убранство дома.
- Так же входит развивающий альбом, где дети могут познакомиться с национальными костюмами, их названиями, блюдами разных народов.
- Игры по принципу колец Луллия.
Все игры отлично мотивируют ребенка, помогают развивать внимание, мышление, восприятие, речь!
Игра «Росписи» (8 секторов – 8 росписей) Самопроверка по цветным кругам.На круге не только хохлома, гжель, жостовская и городецкая росписи, но и менее известные детям: вятская, борецкая, вологодская, алтайская росписи. Можно использовать как самостоятельную игру в ИЗО.
Игра «Собери татарский узор» узор на вращающихся кругах.
Игра «Собери матрешку и подбери узор» узор на вращающихся кругах.
Игры на 3-х вращающихся кругах, где не только закрепляем знание национальных костюмов, но и тренируем память и мышление – игры на кругах с подбором пар мужских и женских костюмов.
Игра «Народы России»
Игра «Народы Республики Татарстан»
Игра «Народы Республики Марий Эл»
Игра «Золотое кольцо России»
Игра позволяет изучить города золотого кольца России, тренирует восприятие и воссоздающее воображение, расширяет кругозор.
Игра «Профессии Севера» Самопроверка по цветным кругам.
Игра знакомит детей с «новыми» профессиями Севера (охотник, рыболов, оленевод, экспедитор, чумработница, метеоролог).
Игра «Ремесла» Самопроверка по цветным кругам.
Игра знакомит и расширяет знания детей о народных ремеслах.
- 10 пар народов России
Дети знакомятся с костюмами народов России.
Варианты игр.
Играть можно как индивидуально, так и подгруппами.
Вариант 1. Количество игроков: 2-4
Детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями народов России и правильно назвать национальность изображенного человека. Ребенок рассказывает об особенностях национальной одежды.
Вариант 2 Количество игроков: 2-4
Детям предлагается рассмотреть макеты разных жилищ. Назвать правильно, рассказать об особенностях жилья, найти сходства и отличия.
Вариант 3 Количество игроков: 1-2 (усложнение)
Воспитатель читает текст карточки с характеристикой традиционного жилья народов России. Ребенок самостоятельно соотносит людей в национальных костюмах и их жилища.
Вариант 4 «Чей дом?» Педагог берёт, например, картинку с изображением народа: татары, а ребенок находит картинку (юрту в «Национальной деревне») традиционного жилища татар. С помощью этой игры у детей закрепляются знания о традиционном жилище народов, населяющих Россию.
Вариант 5 «Найди пару и назови, подбери пару к домику в «Национальной деревне» (10 пар народов России)
Вариант 6 «Посчитай-ка». Ребенку предлагается сосчитать сколько жителей живет в «Национальной деревне», сосчитать посуду, убранство дома. (у какого народа больше, меньше, равно). Посчитай, 1 татарин, 2 татарина …5 татар… (русский, башкир, казах, мордовец, чуваш)
Вариант 7 Образование относительных прилагательных:
В Республике Марий Эл живут… Марийцы
В Татарии живут … Татары
В Мордовии … Мордовцы
В Чувашии живут … Чуваши и т.д.
Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе:
Добрый человек – добрые люди
Дружелюбный народ – дружелюбные люди
Национальный народ – национальные костюмы и т.д.
Согласование существительных с глаголами:
Народ дружит.
Уважать людей, друзей и т.д.
Подбери родственные слова
Например, Русь – мужчина, живущий на Руси - русский, женщина, живущая на Руси - русская, язык на котором говорим- русский язык. Россия - россиянин, россиянка, россияне, российский.
Игра «Подбери прилагательные»
Раньше Россию называли Русью
Русь какая? … могучая.
Русь какая?... огромная.
Русь какая?... бескрайняя
Русь какая?... богатая.
Русь какая? … красивая.
Русь какая?... мирная.
Игра «3 лишний»
Сарафан, кокошник, шляпа
Валенки, кокошник, платок
Серьги, сарафан, рубаха-косоворотка
Шапка, тюбетейка, лапти и т.д.
Шаблоны домиков не моя разработка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей"
Презентация в помощь воспитателю при создании Мини-музея в ДОУ...
проект мини -музей по познавательному и художественно - эстетическому развитию детей в средней группе
В этот творческий проект вошли тематические занятия по познавательному и художественно - эстетическому развитию для дошкольников средней возрастной группы. По желанию педагога темы можно менять....
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....
Консультация для воспитателей "Мини-музей как одна из форм познавательной активности детей"
Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе...
Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...
Мини- музей Украинской национальности
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно быта и традиции народов Украины.Задачи:Привлечение родителей к культурно ...
Проект на тему «Мини - музей хлеба» Срок реализации 1 месяц Возраст детей 6-7 лет.
Актуальность: В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Это одно из направлений р...