Образовательная ситуация в развитии речи дошкольников
презентация по развитию речи

Ведущей формой работы по развитию речи у детей дошкольного возраста является образовательная ситуация. В отличие от занятия она позволяет осуществлять более дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения языку. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня и характеризуется кратковременностью развёртывания и течения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obrazovatelnaya_situatsiya_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная ситуация как ведущая форма работы по развитию речи детей. Е. М. Жигайло

Слайд 2

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием речи детей.

Слайд 3

Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали образовательные ситуации и ситуации общения . Они могут быть заранее спланированы педагогом или возникать спонтанно. Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет индивидуализировать процесс обучения и применять дифференцированный подход к детям. Особенности данной формы работы рассмотрим далее.

Слайд 5

Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. К игровым – ситуацию с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку» и т. п. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

Слайд 6

В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации . Например, рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений можно организовать с использованием игрового персонажа. В старшем дошкольном возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций . Например, дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст. Игровые ситуации по-прежнему включаются в процесс обучения, но теперь они имеют проблемное содержание и включают более сложные игровые задачи.

Слайд 7

Пасечник Е.А. Известны четыре вида ситуаций: - ситуации-иллюстрации (педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения); - ситуации-упражнения (ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы); - ситуации-проблемы (применяются со старшего возраста. Участие в них способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. - ситуации-оценки (применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его).

Слайд 8

Короткий алгоритм ОС: Шаг 1. Введение в ситуацию . Педагог формирует у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Шаг 2. Актуализация знаний и умений . Педагог организует «открытие» нового знания с опорой на имеющиеся знания и опыт детей. Шаг 3. Затруднение в ситуации. Педагог помогает дошкольникам проанализировать проблемную ситуацию, выявить причины затруднения. Шаг 4. «Открытие» нового знания. Дети с помощью педагога выбирают способ преодоления затруднения, определяют порядок действий через различные формы организации детских видов деятельности. Шаг 5. Включение нового знания в систему знаний и умений. Новое знание или способ действия дети применяют одновременно с освоенными ранее способами. Шаг 6. Осмысление. Дети с помощью педагога фиксируют достижение целей. Для этого педагог или сами дети проговаривают условия, которые позволили достигнуть этой цели.

Слайд 9

Образовательные ситуации, организуемые педагогом (примеры) Ситуация в транспорте – Ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на платформу, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему? Ситуация с природой На столе лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком. Вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные». Ситуации на тему «Дома», «Свойства материалов» – Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала сделать дом. «Язык мимики и жестов» – Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. Как быть?

Слайд 10

Ситуация общения Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.). При их организации чаще всего педагогу нужно «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Ситуации общения помогут решить любую из задач речевого развития, которые ставит ФГОС. Условно можно разделить ситуации общения на два вида: – возникающие спонтанно в процессе детской деятельности; – возникающие в зависимости от поставленной речевой задачи: лексические, вербально оценочные, описательные и др.

Слайд 11

Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком; «Улыбка» цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).

Слайд 12

Пасечник Е.А. Примеры специально планируемых ситуаций общения ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свой город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Слайд 14

Самое важное • Речь не возникает из самой природы ребенка. Она формируется в процессе его взаимодействия с окружающими людьми. • Важно научить дошкольника посредством речи решать различные задачи: бытовые, игровые, учебные, трудовые. Это возможно через создание специальных ситуаций общения.

Слайд 15

Благодарю за внимание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Ребятам о зверятах"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА» Конспект образовательной ситуации по развитию речи детей старшего дошкольного возраст...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи с детьми раннего возраста. Тема: «Зайка».

Конспект образовательной ситуациипо развитию речис детьми раннего возраста.Тема: «Зайка»....

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи "Заюшкина избушка"

Конспект проведения образовательной ситуации по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе по теме: "Заюшкина избушка" с помощью метода моделирования...

Образовательная ситуация по развитию речи "Здоровая пища" (средняя группа)

Задачи: 1. Рассказать детям о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание». 2. Развивать любознательность, умени...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи.

Обучение рассказыванию по картине...