Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе по теме "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Семак Анастасия Васильевна

Конспект занятия по развитию связной речи

в подготовительной к школе группе по теме «Зима»

Программное содержание:

  1. Упражнять в составлении рассказа с опорой на наглядную схему;
  2. Актуализировать словарь по теме «зима»;
  3. Упражнять в подборе определений к заданным словам;
  4. Развивать связную и диалогическую речь;
  5. Обобщить представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;
  6. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка;
  7. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Оборудование: конверт с письмом от Зимы и загадками, конверты с заданиями, мнемотаблица к рассказу, разрезные картинки на зимнюю тематику (4-5 шт), раскраски

Ход ННОД:

  1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика

- Ребята, предлагаю начать наше занятие с гимнастики для наших пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять        загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять      «идем» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили               «лепим» комочек двумя руками

Птичек крошками кормили      крошащие движения всеми пальчиками

С горки мы потом катались      ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись             кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли       отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли           движения воображаемой ложкой, руки под щечку

 

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)

Два – поймаем. («ловят», приседают)

Три – уроним (встают, «роняют»)

И … сломаем! (топают)

  1. Основная часть.
  1. Письмо от Зимушки - Зимы

- Ребята, сегодня утром к нам в сад пришел конверт. На нем написана наша группа. Давайте посмотрим, что в конверте. Ой, да тут письмо от самой Зимушки - Зимы. Давайте, скорее его прочтем.

Я не была у вас давно.
Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…

- Ну что, выполним задания Зимушки – Зимы?

- В письме написано, что задания Зимушка – Зима спрятала в нашей группе. Каждое задание спрятано в конверте. Загадки – подсказки помогут найти эти конверты. (загадываем первую загадку)

  1. Артикуляционная гимнастика 

- Ребята, для выполнения заданий нам нужно приготовить наших помощников, которые нам помогают говорить, вы знаете кто это? (ответы детей)

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.        

 

(загадываем вторую загадку)

  1. Вопросы о зиме

- Какие времена года вы знаете?

- Какое время года было до наступления зимы? (осень)

- Какое время года наступит после зимы? (весна)

- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Расскажите, что вы знаете об этих месяцах?

- Назовите, какие признаки зимы вы знаете?

  • солнце светит, но не греет
  • зимой бывают метели, вьюга, снегопад
  • реки покрываются льдом
  • перелётные птицы улетели на юг, остались только зимующие, которых надо подкармливать
  • зимой холодно, все люди одеваются тепло
  • некоторые животные впадают в спячку (барсук, медведь)

- Какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).

- Какой бывает ветер зимой? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).

- Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

- Что происходит зимой на водоёмах? (вода замерзает, превращаясь в лед, можно кататься на коньках, но нужно быть очень осторожными: если лёд тонкий, то можно провалиться под лёд, поэтому нельзя ходить на речку без взрослых)

 

(загадываем третью загадку)

  1. Д/и «Зимние забавы»

- Давайте пройдём за столы, соберем разрезные картинки.

- Что же изображено на этих картинках?

(Дети в подгруппах собирают разрезные картинки о зиме)

 

(загадываем четвертую загадку)

  1. Музыкальная физкультминутка

 

(загадываем пятую загадку)

  1. Составление рассказов по мнемотаблице

- А здесь мнемотаблица. И по ней надо составить рассказ. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с зимой, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

- Посмотрите на первое окошко, какая буква здесь написана, почему (Буква З, зима)

- С чего мы начнём рассказ? (Мы начнем рассказ с названия времени года).

- О чём мы расскажем затем? (Мы расскажем, о снеге и какой он)

- О чём будем рассказывать дальше? (Потом мы расскажем о деревьях и какие они)

- Что нарисовано в окошке? (солнце) Что вы расскажите о солнце (солнце зимой светит но не греет).

- Нарисован дом и дым из трубы, что означает? (зимой холодно и надо топить печь для того чтобы было тепло)

- Почему нарисована кормушка?

- Что нарисовано в следующем окошке? ( мальчик и девочка)

- Почему нарисованы санки, ледянки, лыжи и снеговик?

- Чем мы закончим рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения детей)

 

(загадываем шестую загадку)

  1. Раскраски на зимнюю тематику.
  1. Итоги занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima.docx420.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

в подготовительной к школе группе по теме «Зима»

Программное содержание:

  1. Упражнять в составлении рассказа с опорой на наглядную схему;
  2. Актуализировать словарь по теме «зима»;
  3. Упражнять в подборе определений к заданным словам;
  4. Развивать связную и диалогическую речь;
  5. Обобщить представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;
  6. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка;
  7. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Оборудование: конверт с письмом от Зимы и загадками, конверты с заданиями, мнемотаблица к рассказу, разрезные картинки на зимнюю тематику (4-5 шт), раскраски

Ход ННОД:

  1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика

- Ребята, предлагаю начать наше занятие с гимнастики для наших пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять        загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять      «идем» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили               «лепим» комочек двумя руками

Птичек крошками кормили      крошащие движения всеми пальчиками

С горки мы потом катались      ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись             кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли       отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли           движения воображаемой ложкой, руки под щечку

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)

Два – поймаем. («ловят», приседают)

Три – уроним (встают, «роняют»)

И … сломаем! (топают)

  1. Основная часть.
  1. Письмо от Зимушки - Зимы

- Ребята, сегодня утром к нам в сад пришел конверт. На нем написана наша группа. Давайте посмотрим, что в конверте. Ой, да тут письмо от самой Зимушки - Зимы. Давайте, скорее его прочтем.

Я не была у вас давно.
Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…

- Ну что, выполним задания Зимушки – Зимы?

- В письме написано, что задания Зимушка – Зима спрятала в нашей группе. Каждое задание спрятано в конверте. Загадки – подсказки помогут найти эти конверты. (загадываем первую загадку)

  1. Артикуляционная гимнастика  

- Ребята, для выполнения заданий нам нужно приготовить наших помощников, которые нам помогают говорить, вы знаете кто это? (ответы детей)

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.        

(загадываем вторую загадку)

  1. Вопросы о зиме

- Какие времена года вы знаете?

- Какое время года было до наступления зимы? (осень)

- Какое время года наступит после зимы? (весна)

- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Расскажите, что вы знаете об этих месяцах?

- Назовите, какие признаки зимы вы знаете?

  • солнце светит, но не греет
  • зимой бывают метели, вьюга, снегопад
  • реки покрываются льдом
  • перелётные птицы улетели на юг, остались только зимующие, которых надо подкармливать
  • зимой холодно, все люди одеваются тепло
  • некоторые животные впадают в спячку (барсук, медведь)

- Какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).

- Какой бывает ветер зимой? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).

- Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

- Что происходит зимой на водоёмах? (вода замерзает, превращаясь в лед, можно кататься на коньках, но нужно быть очень осторожными: если лёд тонкий, то можно провалиться под лёд, поэтому нельзя ходить на речку без взрослых)

(загадываем третью загадку)

  1. Д/и «Зимние забавы»

- Давайте пройдём за столы, соберем разрезные картинки.

- Что же изображено на этих картинках?

(Дети в подгруппах собирают разрезные картинки о зиме)

(загадываем четвертую загадку)

  1. Музыкальная физкультминутка

(загадываем пятую загадку)

  1. Составление рассказов по мнемотаблице

- А здесь мнемотаблица. И по ней надо составить рассказ. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с зимой, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

- Посмотрите на первое окошко, какая буква здесь написана, почему (Буква З, зима)

- С чего мы начнём рассказ? (Мы начнем рассказ с названия времени года).

- О чём мы расскажем затем? (Мы расскажем, о снеге и какой он)

- О чём будем рассказывать дальше? (Потом мы расскажем о деревьях и какие они)

- Что нарисовано в окошке? (солнце) Что вы расскажите о солнце (солнце зимой светит но не греет).

- Нарисован дом и дым из трубы, что означает? (зимой холодно и надо топить печь для того чтобы было тепло)

- Почему нарисована кормушка?

- Что нарисовано в следующем окошке? ( мальчик и девочка)

- Почему нарисованы санки, ледянки, лыжи и снеговик?

- Чем мы закончим рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения детей)

(загадываем шестую загадку)

  1. Раскраски на зимнюю тематику.
  1. Итоги занятия

Я не была у вас давно.
Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…

Задания спрятаны в вашей группе. Каждое задание спрятано в конверте. Загадки – подсказки помогут найти эти конверты.

Раз, два, три, четыре, пять        загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять      «идем» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили               «лепим» комочек двумя руками

Птичек крошками кормили      крошащие движения всеми пальчиками

С горки мы потом катались      ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись             кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли       отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли           движения воображаемой ложкой, руки под щечку

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)

Два – поймаем. («ловят», приседают)

Три – уроним (встают, «роняют»)

И … сломаем! (топают)

 Вопросы о зиме

- Какие времена года вы знаете?

- Какое время года было до наступления зимы? (осень)

- Какое время года наступит после зимы? (весна)

- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Расскажите, что вы знаете об этих месяцах?

- Назовите, какие признаки зимы вы знаете?

  • солнце светит, но не греет
  • зимой бывают метели, вьюга, снегопад
  • реки покрываются льдом
  • перелётные птицы улетели на юг, остались только зимующие, которых надо подкармливать
  • зимой холодно, все люди одеваются тепло
  • некоторые животные впадают в спячку (барсук, медведь)

- Какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).

- Какой бывает ветер зимой? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).

- Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

- Что происходит зимой на водоёмах? (вода замерзает, превращаясь в лед, можно кататься на коньках, но нужно быть очень осторожными: если лёд тонкий, то можно провалиться под лёд, поэтому нельзя ходить на речку без взрослых)

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

   Десять – ротик закрываем.        

З

снежинки на прозрачном фоне: 3 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

Зимние деревья картинки для детей - 29 фото

Правила поведения на солнце — Портал о меланоме

Обои на рабочий стол Скованная синим льдом речка с заснеженными берегами, с  растущими одинокими деревьями, обои для рабочего стола, скачать обои, обои  бесплатно

В небо дым идет столбом

дикие животные зимой картинки для детей: 2 тыс изображений найдено в Яндекс  Картинках

Как нарисовать кормушку с птицами поэтапно карандашом, красками? | Птицы,  Краска, Рисунок

Дети зима Изображения – скачать бесплатно на Freepik


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»

Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...

Занятие по развитию связной речи детей подготовительной группы

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы....

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Составление описательных рассказов о лесных животных.- Закрепление представлений о диких животных наших лесов и их детенышах - Упражнение в словообразовании сложных прилагательных способом сложен...