НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебные слова»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Горбунова Валентина Михайловна

НОД по развитию речи

в старшей группе

«Волшебные слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_volshebnye_slova.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №1155»

(дошкольное отделение №2)

НОД по развитию речи

в старшей группе

«Волшебные слова»

           









                                                                                    Проводила воспитатель группы № 8
                                                                                    Горбунова В.М.



Москва 2022

Цель:

Воспитывать сочувствие и доброе отношение к окружающим и природе. Развивать образное и логическое мышление.

Закреплять полученные графические навыки.

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Активизировать словарь по теме: «Семья»

Познакомить с понятием «родственные слова»

Учить выделять в слове корень. Различать сходные по написанию, но разные по смыслу корни слов.

Показать, как образуются новые слова.

Закреплять навык слогового чтения слов.

Оборудование: таблицы на тему «Сад, лес, вода», перфокарты на тему «Лес, сад», муляжи грибов, корзинки; костюмы  лесовичка , садовника, воды; различные картинки по теме, таблицы, ведерки и картонные рыбки, удочка

Ход занятия

  1. Дети стоят около воспитателя, который предлагает отгадать ребус ЯЯЯЯЯЯЯ (7я)(Показ слайдов с ребусами)

Семья. Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем воспитатель делает вывод, что семья - это близкие родственники, живущие вместе.

Дети составляют короткие описательные рассказы  про свою семью.

Воспитатель спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя )

Воспитатель. - «У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных). Докажите это.

Дети читают стихи, выученные на прошедших занятиях ( Рассматривают следующие слайды с семьями птици животных))

Воспитатель соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных. Птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.

В это время появляется плачущий медвежонок, он приговаривает:

«Бедный я, несчастный я,

Где же, где моя семья».

Дети задают ему вопросы. (Почему  ты   плачешь? Что  случилось?)

Медвежонок отвечает, что он потерялся, не может найти свою семью. Воспитатель предлагает детям помочь. (А тот все приговаривает)

Звучит музыка. Гайдн «Детская симфония».

Дети отправляются на поиски.(Следующий слад с показом сада)

  1. Перед нами САД. Детей встречает садовник, который поливает цветы. Они интересуются, не встречал ли тот родственников медвежонка. Садовник отвечает, что у него другие родственники, что он не простой, а волшебный садовник, т. к. выращивает в саду слова.

Дети интересуются, разве бывает такое?

Садовник: «Бывает, хотите  расскажу?» Рассказывает сказку(звучит сказка за кадром) , которая сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова - родственники. Сад это корень.

Садовник: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».

Он дарит детям волшебный цветок, который поможет идти дальше. Дети рассматривают  его, образуя от корня «цвет» новые слова  (цветы, цветок, цветник, цветной). Благодарят и двигаются дальше под музык Шостаковича («Вальс шутка»)

Дети идут осторожно по камешкам, чтобы не замочить ноги. Их встречает детям о том, что с ней произошло.

 приложение). Просит детей отгадать, кто был

тетушка-вода, которая загадывает про себя загадку. Вода рассказывает

Дети смотрят на таблицу и определяют, что лишнее слово «водитель». Воспитатель обращает внимание на то, что в воде много рыбы, какая она красивая. Вода предлагает в каждой семье найти чужака: море, моряк, мороз, морской

Рыба, рыбка, рыбак, рычать

Под музыку дети ловят рыбу на удочку, собирают в ведерки, а лишнее убирают. Затем нужно собрать слова по частям: вод + ян +ой, вод + ичк + ка

Воспитатель напоминает детям о цели путешествия, предлагает двигаться дальше, используя 3 лесенки. Используя  картинки: лист, дом, кот, нужно определить  корень  слов на каждой  лесенке и прочитать полученные слова (коты, котик, котята, дома, домик, домовой, листы, листок, листать).

Под «Марш» Шостаковича дети входят в лес. Их встречает лесовичка . На вопрос детей о родственниках медвежонка, он предлагает поискать под елью. Там дети находят только грибы. Составляют из букв слова (название  грибов). Лесовичок читает детям стихотворение (см. приложение).

Дети находят слова родственники

Лесовичок просит детей помочь ему собрать грибы. Под музыку проводится игра с закрытыми глазами. После игры, пройдя несколько шагов, дети замечают вывеску «медведь, медведица медвежонок», а рядом медведицу, которая ищет сына. Дети возвращают медвежонка, взамен получают бочонок с медом.

Лесовичок просит детей  навести порядок в лесу, просит заполнить гнезда словами:

Город - городок - городской - города, гора - горный - горочка - гористый - горка

Рис - рисовый –  рисинка  - рисовод, рисовать - рисование-рисунок-рисуночек. Каждый ребенок вставляет слово в нужное гнездо.

Воспитатель: «Нам пора возвращаться, мы помогли медвежонку найти семью, а также узнали, что у слов есть родственники, а главное мы узнали  корень. (Под музыку дети возвращаются назад). Как вы это запомнили, мы сейчас проверим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группы «Волшебные слова» Цель: закрепить знания детей о речевом этикете, волшебных словах, учить понимать смысл п...

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Формирование глагольной лексики."

Формирования представлений о многообразии слов русского языка (слова, обозначающие предметы и явления, действия)...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе "Вежливое слово".

Совершенствовать знания в некоторых правилах поведения, о необходимости соблюдать их; Активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи....

Конспект непосредсвенной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Страна слов»

Задачи• Развивать умение поддерживать беседу.• Совершенствовать диалогическую форму речи.• Развивать монологическую форму речи.• Закреплять умение сос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова»...

Развитие речи в подготовительной группе «Волшебные слова»

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах».Задачи:Образовательные:Углублять представление детей о доброте ка...