Литературная викторина по произведениям
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сукачева Светлана Владимировна

Викторины 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx19.95 КБ
Файл zanyatie.odt15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

по произведениям С.Я. Маршака.

Цель: развитие интереса к художественной литературе и чтению; развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

- закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака;

- в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

- пробудить интерес к его творчеству.

- учить воспринимать содержание произведений;

- прививать интерес к чтению книг;

- развивать воображение, мышление, культуру общения.

1. Вступительное слово ведущего.

  -  Добрый день, ребята. Мы рады приветствовать вас на литературной викторине, которая посвящена известному детскому поэту и писателю Самуилу Яковлевичу Маршаку. Сегодня вы блеснете знаниями, смекалкой и быстротой мышления. 

-   С. Я. Маршак – родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину

2. Выставка детских книг.

3. Конкурс чтецов «Мои любимые стихи С.Я.Маршака»

4. Условия проведения викторины

- Викторина состоит из 7 туров, в каждом из них по несколько вопросов. За каждый правильный ответ участники получают жетоны.

- После каждого тура, участники, набравшие меньше всех жетонов, выбывают.

- Два последних участника играют в последнем туре.

5. Отборочная викторина. Загадки С.Я.Маршака «Что такое перед нами?»

-  Самуил Яковлевич очень любил сочинять загадки – за правильно отгаданную загадку получаете жетон.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела Дуб, дуб

Поломала Зуб, зуб. (Пила)

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

-Молодцы! Справились!

6. Викторина «В гостях у Маршака».

1-ый тур «Найди лишнее»

- Что дама не сдавала в багаж?

   1.Диван           2. Чемодан            3. Портфель         4. Картина

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.(картинка)

- Какая няня не приходила к глупому мышонку?

   1. Утка             2. Жаба                  3. Лошадь            4. Корова   

- У кого не обедал воробей в зоопарке у зверей?

   1. У льва          2. У лисицы          3. У слона             4. У зайца

 Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

 Пообедал я сперва

 За решеткою у льва.

 Подкрепился у лисицы.

 У моржа попил водицы.

 Ел морковку у слона.

 С журавлем поел пшена.

 Погостил у носорога,

 Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

 У хвостатых кенгуру.

 Был на праздничном обеде

 У мохнатого медведя.

 А зубастый крокодил

 Чуть меня не проглотил.(картинка)

- Какого цвета не было на мяче в стихотворении «Мяч»?

   1. Жёлтый       2. Зелёный             3. Красный           4. Голубой

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой! (картинка)

2-ой тур «Один вопрос – три ответа»

 - В каком городе жил человек Рассеянный?

    1. Москва       2. Ленинград           3. Киев

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном…

— Это что за полустанок?

Закричал он спозаранок.

А с платформы говорят:

— Это город Ленинград.

- На какой улице жил человек Рассеянный?

    1. Речной        2. Морской              3. Бассейной 

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

- Куда отправился человек Рассеянный за билетом на поезд?    

    1. В кассу       2. В кино                 3. В буфет 

3-ий тур «Эй, дружок, узнай стишок»

- Из какого стихотворения отрывок?

                               Принесла овсяной кашки –

                               Отвернулся он от чашки.

                              Принесла ему редиски –

                              Отвернулся он от миски.

                              Принесла кусочек сала.

                              Говорит ______  : - Мало!

1. Глупый мышонок.     2. Усатый – полосатый.       3. Детки в клетке.

- О каком месяце говорится в стихотворении «Круглый год»?

                                По полям бегут ручьи,

                                На дорогах лужи.

                                Скоро выйдут муравьи

                                После зимней стужи.

   1. Февраль    2. Март          3. Апрель       4. Май

- Из какого стихотворения отрывок?

                               Вот пришёл хорёк с охоты,

                               Гостя спрашивает: - Кто ты?

                               Коль попал в мою нору,

                               Поиграй в мою игру!

   1. Пудель        2. Умный мышонок         3. Волк и лиса

4-ый тур  «Галерея героев Маршака».

- Какого героя у Маршака не существует?

1. Человек Рассеянный  2. Почтальон    3. Дядя Стёпа     4. Пожарный      

- Какой герой принадлежит перу Маршака?

1. Айболит    2. Воробей   3. Муха-Цокотуха     4. Мойдодыр

5-ый тур «Составь слова»

- Составить слова из букв: о, е, и, я, а, с, л, б, д, р, н, в.

7-ой тур«Собери пазл и назови произведение»

7. Подведение итогов.

- Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что он написал в 1962 году:

                   Читатель мой особенного рода,

                   Умеет он под стол ходить пешком.

                   Но радостно мне знать, что я знаком

                   С читателем двухтысячного года!

(Награждение победителей викторины, за рисунки, за стихи)



Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» с интерактивной игрой для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Воспитывать любовь к поэзии, путем знакомства старших дошкольников с творчеством А.С. Пушкина.

Задачи:

- обобщить знания детей по сказкам А. С. Пушкина

- закрепление навыка узнавать по цитатам сказки А. С. Пушкина

- развитие внимания, памяти, мышления у дошкольников

- воспитание нравственной личности.

Оборудование:

- проектор, ноутбук с презентацией и интерактивной игрой;

- "волшебный" мешочек, яблоко, зеркало, веревка, рыбка;

- разрезные картинки (4 шт) на 6 частей с иллюстрациями из сказок А. С. Пушкина;

- картинки-раскраски для участников викторины.

Воспитатель: (Слайд 1)

(Дети заходят в муз. зал и становятся в круг)

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом … .

Ребята, скажите, пожалуйста, из какой сказки эти строки? Кто автор этого стихотворения … (А. С. Пушкин) Правильно, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он писал такие стихи, сказки, повести, какие до него никто не умел писать. Все, что выходило из-под его пера, было необычно, ново, талантливо.

Давайте разделимся на 2 команды: Золотые петушки и Золотые рыбки.

Пожалуйста, представьтесь: 1 команда «Золотые рыбки» и ее капитан - Максим, 2 команда «Золотые петушки» и ее капитан – Аня. Команды будут отвечать на вопросы викторины и за каждый правильный ответ получать фишку. В конце викторины мы подведем итог. У кого больше будет фишек, тот и победил. Итак, начнем. (дети садятся на стульчики)

Конкурс № 1: «Назови сказку правильно» (слайды 2 - 7)

Воспитатель: Задание в этом конкурсе: Вы должны вспомнить и продолжить название сказки. Команды отвечают по очереди.

Задание команде «Золотой петушок»

- «У Лукоморья … » (дуб зеленый)

Задание команде «Золотая рыбка»

- «Сказка о рыбаке и. » (рыбке)

З.П.- «Сказка о царе … » - (Солтане)

З.Р.- «Сказка о Золотом … » (петушке)

З.П - «Сказка о попе и … » (о работнике его Балде)

З.Р - «Сказка о мёртвой царевне и… » (о семи богатырях)

2. Интеллектуальный конкурс «Вопрос-ответ»

Каждой команде будут заданы пять вопросов. Вы будете по очереди на них отвечать.

З.П.- 1. Что просил у золотой рыбки старик в первый раз? (корыто)

З.Р 1.«Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился - глядь: опять перед ним. На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто». На пороге чего в конце сказки оказалась жадная старуха?(землянка)

З.П.- 2. «Ты бесёнок, молоденек; со мною тягаться слабенек; это было б лишь времени трата. Обгони сперва моего брата». Кого должен был обогнать бесёнок в «Сказке о попе и работнике его Балде»? (заяц)

З.Р 2. Кто помог королевичу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» отыскать царевну? (ветер)

З.П.- 3. «Говорить оно умело. С ним одним она была добродушна, весела, с ним приветливо шутила и красуясь говорила … ». С кем разговаривала своенравная царица в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?(зеркало)

З.Р 3.«В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт… по морю плывёт … ». Куда были заточены царица с сыном в «Сказке о царе Солтане… »? (бочка)

З.П.- 4. Как звали королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?(Елисей)

З.Р 4. Имя царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)

З.П.- 5. На чём въехал царь Дадон с шамаханской царицей в город в «Сказке о золотом петушке»?

З.Р 5. Кто завёл в лес молодую царевну в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Чернявка)

Физкультминутка «Кто лишний? » (дети встают в круг)

Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой из другой сказки – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

(дети садятся на свои места)

Конкурс № 3 – конкурс капитанов «Волшебный мешочек»

Ведущий: Капитаны команд выходите. Капитанам команд достают из «Волшебного мешочка» по одному предмету и назвают, из какой сказки этот предмет.

Предметы:

Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Верёвка («Сказка о попе и о его работнике Балде»)

Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Орешек («Сказка о царе Салтане»)

Петушок («»Сказка о золотом петушке»)

Конкурс № 4: «Собери картинку»

Ведущий: У меня в конвертах разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенные на них герои. Каждой команде я даю 2 конверта. Вы должны на ковре собрать картинки.

Конкурс № 5: «Интерактивная игра – викторина» (слайды 10-29)

(дети садятся на свои места)

Ведущий: Сейчас на экране появятся вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать из них один правильный.

З.Р.- 1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?

А. "Сказки о рыбаке и рыбке".

Б. "Сказки о золотом петушке".

В. "Сказки о попе и о работнике его Балде".

З.П.- 2. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?

А. В медведя

Б. В воробья

В. В комара

З.Р -  3. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

А. Мудрец

Б. Старик

В. Царица

З.П.- 4. За какую плату согласился работать Балда у попа?

А. Бесплатно

Б. За три щелчка по лбу

В. За 3 рубля

З.Р - 5. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

В. Сварил уху.  

З.П.- 6. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

З.Р. -7  Кто был предводителем 33 богатырей из сказки А.С. Пушкина о царе Салтане?

- Старшина

- Илья Муромец

- Дядька Черномор

З.П - 8. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

А. Удочкой.

Б. Неводом.

В. Сачком.

З.Р - 9. Что первым просила старуха у золотой рыбки?

А. новое корыто

Б. стиральную машину

В. Новую баню

З.П. -10. Где жила белочка в «Сказке о царе Салтане… »

А. в дупле

Б. в клетке

В. В хрустальном доме

З.Р -11. Кто прял поздно вечерком в «Сказке о царе Салтане… »?

А. три поросенка

Б. три девицы

В. Три богатыря

З.П -12. Кого спас князь Гвидон от коршуна?

А. лебедь

Б. голубка

В. Жар-птица

Физминутка

Ребята становитесь в круг, мы сейчас поиграем.

Ветер по морю гуляет (движения рук в разные стороны) 

И кораблик подгоняет (движения рук вперед) 

Он бежит себе в волнах (дети бегут по кругу) 

На раздутых парусах (дети бегут по кругу с распростертыми руками) 

Мимо острова крутого (круговые движения рук) 

Мимо города большого (встают на носочки, руки вверх)) 

Пушки с пристани палят (хлопают) 

Кораблю пристать велят (топают) . 

Конкурс «Чтецов»

Воспитатель: В этом конкурсе вы должны вспомнить и рассказать  стихи или отрывки из сказок А. С. Пушкина?

(Дети читают наизусть стихи и отрывки из сказок А. С. Пушкина (по выбору) .Молодцы.

Конкурс № 8 «Конкурс знатоков живописи» (слайд 33)

(На экране – картина «Аленушка» В. Васнецова; «Иван-царевич на сером волке» В. Васнецова; «Царевна-лебедь» М. Врубеля.)

Воспитатель: На экране изображены три картины. Посмотрите внимательно и вспомните

Вопрос: «На какой картине изображен пушкинский персонаж? Из какой сказки?

(Ответ: «Царевна-лебедь» «Сказка о царе Салтане».)

Воспитатель: - Вот и закончилась наша викторина, сколько замечательных сказок А. С. Пушкина мы вспомнили, сколько вспомнили героев его сказок.

- Какие сказки А.С. Пушкина вам больше всего понравились?

- Какие герои сказок А.С. Пушкина вам понравились?

Пришло время подведения итогов. Капитаны, подойдите к своим корзинкам и посчитайте свои фишки.

Молодцы, дети, вы хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. И поэтому у нас нет побежденных.  Все участники получают в подарок картинку-раскраску с героями из сказок А. С. Пушкина.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Произведения Николая Носова"

Литературная викторина "Произведения Николая Носова" предусмотрена для детей подготовительной к школе группы. Викторина проходит ввиде соревнования 2-х команд, где дети участвуют в блиц- турнире, конк...

Проектная деятельность на тему "Воспитание любви к родине средствами литературно - художественных произведений".

Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особеннос...

доклад Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений

        Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире.  Наша Родина &nda...

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сегодня особенно актуален вопрос- как приобщить ребенка  книге? проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро.  как известно современные дети все чаще проводят больш...

Выступление на тему: «Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»

Выступление на тему:«Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»...

«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений», доклад

Педагогический совет №3 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,  18.03.2020г....