Литературная викторина по произведениям
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Литературная викторина
по произведениям С.Я. Маршака.
Цель: развитие интереса к художественной литературе и чтению; развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака;
- в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
- пробудить интерес к его творчеству.
- учить воспринимать содержание произведений;
- прививать интерес к чтению книг;
- развивать воображение, мышление, культуру общения.
1. Вступительное слово ведущего.
- Добрый день, ребята. Мы рады приветствовать вас на литературной викторине, которая посвящена известному детскому поэту и писателю Самуилу Яковлевичу Маршаку. Сегодня вы блеснете знаниями, смекалкой и быстротой мышления.
- С. Я. Маршак – родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину
2. Выставка детских книг.
3. Конкурс чтецов «Мои любимые стихи С.Я.Маршака»
4. Условия проведения викторины
- Викторина состоит из 7 туров, в каждом из них по несколько вопросов. За каждый правильный ответ участники получают жетоны.
- После каждого тура, участники, набравшие меньше всех жетонов, выбывают.
- Два последних участника играют в последнем туре.
5. Отборочная викторина. Загадки С.Я.Маршака «Что такое перед нами?»
- Самуил Яковлевич очень любил сочинять загадки – за правильно отгаданную загадку получаете жетон.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут. (Мяч)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела Дуб, дуб
Поломала Зуб, зуб. (Пила)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)
-Молодцы! Справились!
6. Викторина «В гостях у Маршака».
1-ый тур «Найди лишнее»
- Что дама не сдавала в багаж?
1.Диван 2. Чемодан 3. Портфель 4. Картина
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.(картинка)
- Какая няня не приходила к глупому мышонку?
1. Утка 2. Жаба 3. Лошадь 4. Корова
- У кого не обедал воробей в зоопарке у зверей?
1. У льва 2. У лисицы 3. У слона 4. У зайца
Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.(картинка)
- Какого цвета не было на мяче в стихотворении «Мяч»?
1. Жёлтый 2. Зелёный 3. Красный 4. Голубой
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой! (картинка)
2-ой тур «Один вопрос – три ответа»
- В каком городе жил человек Рассеянный?
1. Москва 2. Ленинград 3. Киев
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном…
— Это что за полустанок?
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
— Это город Ленинград.
- На какой улице жил человек Рассеянный?
1. Речной 2. Морской 3. Бассейной
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
- Куда отправился человек Рассеянный за билетом на поезд?
1. В кассу 2. В кино 3. В буфет
3-ий тур «Эй, дружок, узнай стишок»
- Из какого стихотворения отрывок?
Принесла овсяной кашки –
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски –
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит ______ : - Мало!
1. Глупый мышонок. 2. Усатый – полосатый. 3. Детки в клетке.
- О каком месяце говорится в стихотворении «Круглый год»?
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
1. Февраль 2. Март 3. Апрель 4. Май
- Из какого стихотворения отрывок?
Вот пришёл хорёк с охоты,
Гостя спрашивает: - Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру!
1. Пудель 2. Умный мышонок 3. Волк и лиса
4-ый тур «Галерея героев Маршака».
- Какого героя у Маршака не существует?
1. Человек Рассеянный 2. Почтальон 3. Дядя Стёпа 4. Пожарный
- Какой герой принадлежит перу Маршака?
1. Айболит 2. Воробей 3. Муха-Цокотуха 4. Мойдодыр
5-ый тур «Составь слова»
- Составить слова из букв: о, е, и, я, а, с, л, б, д, р, н, в.
7-ой тур«Собери пазл и назови произведение»
7. Подведение итогов.
- Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что он написал в 1962 году:
Читатель мой особенного рода,
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
(Награждение победителей викторины, за рисунки, за стихи)
Предварительный просмотр:
Игра-викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» с интерактивной игрой для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Воспитывать любовь к поэзии, путем знакомства старших дошкольников с творчеством А.С. Пушкина.
Задачи:
- обобщить знания детей по сказкам А. С. Пушкина
- закрепление навыка узнавать по цитатам сказки А. С. Пушкина
- развитие внимания, памяти, мышления у дошкольников
- воспитание нравственной личности.
Оборудование:
- проектор, ноутбук с презентацией и интерактивной игрой;
- "волшебный" мешочек, яблоко, зеркало, веревка, рыбка;
- разрезные картинки (4 шт) на 6 частей с иллюстрациями из сказок А. С. Пушкина;
- картинки-раскраски для участников викторины.
Воспитатель: (Слайд 1)
(Дети заходят в муз. зал и становятся в круг)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом … .
Ребята, скажите, пожалуйста, из какой сказки эти строки? Кто автор этого стихотворения … (А. С. Пушкин) Правильно, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он писал такие стихи, сказки, повести, какие до него никто не умел писать. Все, что выходило из-под его пера, было необычно, ново, талантливо.
Давайте разделимся на 2 команды: Золотые петушки и Золотые рыбки.
Пожалуйста, представьтесь: 1 команда «Золотые рыбки» и ее капитан - Максим, 2 команда «Золотые петушки» и ее капитан – Аня. Команды будут отвечать на вопросы викторины и за каждый правильный ответ получать фишку. В конце викторины мы подведем итог. У кого больше будет фишек, тот и победил. Итак, начнем. (дети садятся на стульчики)
Конкурс № 1: «Назови сказку правильно» (слайды 2 - 7)
Воспитатель: Задание в этом конкурсе: Вы должны вспомнить и продолжить название сказки. Команды отвечают по очереди.
Задание команде «Золотой петушок»
- «У Лукоморья … » (дуб зеленый)
Задание команде «Золотая рыбка»
- «Сказка о рыбаке и. » (рыбке)
З.П.- «Сказка о царе … » - (Солтане)
З.Р.- «Сказка о Золотом … » (петушке)
З.П - «Сказка о попе и … » (о работнике его Балде)
З.Р - «Сказка о мёртвой царевне и… » (о семи богатырях)
2. Интеллектуальный конкурс «Вопрос-ответ»
Каждой команде будут заданы пять вопросов. Вы будете по очереди на них отвечать.
З.П.- 1. Что просил у золотой рыбки старик в первый раз? (корыто)
З.Р 1.«Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился - глядь: опять перед ним. На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто». На пороге чего в конце сказки оказалась жадная старуха?(землянка)
З.П.- 2. «Ты бесёнок, молоденек; со мною тягаться слабенек; это было б лишь времени трата. Обгони сперва моего брата». Кого должен был обогнать бесёнок в «Сказке о попе и работнике его Балде»? (заяц)
З.Р 2. Кто помог королевичу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» отыскать царевну? (ветер)
З.П.- 3. «Говорить оно умело. С ним одним она была добродушна, весела, с ним приветливо шутила и красуясь говорила … ». С кем разговаривала своенравная царица в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?(зеркало)
З.Р 3.«В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт… по морю плывёт … ». Куда были заточены царица с сыном в «Сказке о царе Солтане… »? (бочка)
З.П.- 4. Как звали королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?(Елисей)
З.Р 4. Имя царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
З.П.- 5. На чём въехал царь Дадон с шамаханской царицей в город в «Сказке о золотом петушке»?
З.Р 5. Кто завёл в лес молодую царевну в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Чернявка)
Физкультминутка «Кто лишний? » (дети встают в круг)
Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой из другой сказки – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
(дети садятся на свои места)
Конкурс № 3 – конкурс капитанов «Волшебный мешочек»
Ведущий: Капитаны команд выходите. Капитанам команд достают из «Волшебного мешочка» по одному предмету и назвают, из какой сказки этот предмет.
Предметы:
Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Верёвка («Сказка о попе и о его работнике Балде»)
Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Орешек («Сказка о царе Салтане»)
Петушок («»Сказка о золотом петушке»)
Конкурс № 4: «Собери картинку»
Ведущий: У меня в конвертах разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенные на них герои. Каждой команде я даю 2 конверта. Вы должны на ковре собрать картинки.
Конкурс № 5: «Интерактивная игра – викторина» (слайды 10-29)
(дети садятся на свои места)
Ведущий: Сейчас на экране появятся вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать из них один правильный.
З.Р.- 1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?
А. "Сказки о рыбаке и рыбке".
Б. "Сказки о золотом петушке".
В. "Сказки о попе и о работнике его Балде".
З.П.- 2. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?
А. В медведя
Б. В воробья
В. В комара
З.Р - 3. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
А. Мудрец
Б. Старик
В. Царица
З.П.- 4. За какую плату согласился работать Балда у попа?
А. Бесплатно
Б. За три щелчка по лбу
В. За 3 рубля
З.Р - 5. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Сварил уху.
З.П.- 6. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
З.Р. -7 Кто был предводителем 33 богатырей из сказки А.С. Пушкина о царе Салтане?
- Старшина
- Илья Муромец
- Дядька Черномор
З.П - 8. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
А. Удочкой.
Б. Неводом.
В. Сачком.
З.Р - 9. Что первым просила старуха у золотой рыбки?
А. новое корыто
Б. стиральную машину
В. Новую баню
З.П. -10. Где жила белочка в «Сказке о царе Салтане… »
А. в дупле
Б. в клетке
В. В хрустальном доме
З.Р -11. Кто прял поздно вечерком в «Сказке о царе Салтане… »?
А. три поросенка
Б. три девицы
В. Три богатыря
З.П -12. Кого спас князь Гвидон от коршуна?
А. лебедь
Б. голубка
В. Жар-птица
Физминутка
Ребята становитесь в круг, мы сейчас поиграем.
Ветер по морю гуляет (движения рук в разные стороны)
И кораблик подгоняет (движения рук вперед)
Он бежит себе в волнах (дети бегут по кругу)
На раздутых парусах (дети бегут по кругу с распростертыми руками)
Мимо острова крутого (круговые движения рук)
Мимо города большого (встают на носочки, руки вверх))
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают) .
Конкурс «Чтецов»
Воспитатель: В этом конкурсе вы должны вспомнить и рассказать стихи или отрывки из сказок А. С. Пушкина?
(Дети читают наизусть стихи и отрывки из сказок А. С. Пушкина (по выбору) .Молодцы.
Конкурс № 8 «Конкурс знатоков живописи» (слайд 33)
(На экране – картина «Аленушка» В. Васнецова; «Иван-царевич на сером волке» В. Васнецова; «Царевна-лебедь» М. Врубеля.)
Воспитатель: На экране изображены три картины. Посмотрите внимательно и вспомните
Вопрос: «На какой картине изображен пушкинский персонаж? Из какой сказки?
(Ответ: «Царевна-лебедь» «Сказка о царе Салтане».)
Воспитатель: - Вот и закончилась наша викторина, сколько замечательных сказок А. С. Пушкина мы вспомнили, сколько вспомнили героев его сказок.
- Какие сказки А.С. Пушкина вам больше всего понравились?
- Какие герои сказок А.С. Пушкина вам понравились?
Пришло время подведения итогов. Капитаны, подойдите к своим корзинкам и посчитайте свои фишки.
Молодцы, дети, вы хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. И поэтому у нас нет побежденных. Все участники получают в подарок картинку-раскраску с героями из сказок А. С. Пушкина.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина "Произведения Николая Носова"
Литературная викторина "Произведения Николая Носова" предусмотрена для детей подготовительной к школе группы. Викторина проходит ввиде соревнования 2-х команд, где дети участвуют в блиц- турнире, конк...
Проектная деятельность на тему "Воспитание любви к родине средствами литературно - художественных произведений".
Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особеннос...
доклад Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина &nda...
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Сегодня особенно актуален вопрос- как приобщить ребенка книге? проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. как известно современные дети все чаще проводят больш...
Выступление на тему: «Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»
Выступление на тему:«Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»...
«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений», доклад
Педагогический совет №3 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 18.03.2020г....