Проектная деятельность на тему "Воспитание любви к родине средствами литературно - художественных произведений".
проект (подготовительная группа) на тему
Проблема нравственно - патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому - главная задача- как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из таких технологий стал метод проектов.Данная проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема воспитания патриотизма является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста младших школьников. В старшем дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые связывают дошкольников со своим народом, со своей страной. Возможности для их воспитания заложены в народных играх, песнях, игрушках и впечатлениях о природе родного края, о нравах, быте, обычаях тех людей, среди которых живет маленький человек.
Наши воспитанники должны знать культурное наследие своего края.
Воспитание патриотизма в старшем дошкольном возрасте означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, что становится основой для преданности, любви и уважения к своей стране. Воспитание патриотизма проходит довольно успешно в процессе приобщения дошкольников к культурному наследию, что доказывается многовековой практикой системы воспитания, которая порождается историей, духовной и материальной культурой народа.
Традиционные национальные ценности успешно познаются дошкольниками через народные сказки, песни, пословицы и поговорки, приметы и легко входят в их память и жизнь.
- Цель и задачи проекта
Цель исследования – воспитание у дошкольников стремление к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения литературно - художественного наследия.
Задачи:
- Собрать, обобщить и систематизировать материал по литературно - художественному наследию России;
- развивать у дошкольников интерес к народным традициям; интерес к изучению и сохранению культурного наследия; желание принимать участие в проведении мероприятий по литературно - художественному наследию и национальных праздниках.
- способствовать формированию знаний дошкольников в декоративно – прикладном искусстве при изучении родного края; воспитывать у детей любовь, чувство гордости, и привязанности к родному краю;
- развивать умение проектной, деятельности детей.
Основная идея
Формирование патриотического воспитания и национальной культуры дошкольников через работу с детской литературой и прикладным искусством.
- Актуальность, новизна, практическая значимость
Мной разработан проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно художественных произведений ».
Он нацелен на формирование патриотических чувств и любви к прошлому и настоящему на основе изучения традиций и культурного наследия своего народа.
В данной проектной деятельности были разработаны следующие направления работы:
- Краеведческое (знакомство с историей, достопримечательностями, культурой родного города).
- Литературное направление (ознакомление с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края).
- Художественное направление в искусстве (декоративно-прикладное искусство народных мастеров).
Изучение литературно – художественного наследия русского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства.
Сроки реализации проекта:
Март 2017года.
Участники проекта:
-воспитатели;
-дети подготовительной группы;
-родители воспитанников.
Перспективный план.
тема | содержание | литература |
| Познавательный досуг «Любимый город- Саранск». Чтение стихов о Саранске. | Интернет- источник. |
| Занятие –мероприятие «Культура и традиции мордовского народа». Раскрашивание поделок из бумаги с использованием мордовского орнамента. | Интернет- источник. |
| Занятие по развитию речи «Мой дом- Мордовия моя.»Ознакомление с флагом, гербом и гимном Республики Мордовия. | Интернет-источник. |
Тема: «О городе любимом веду я свой рассказ».
Цель:
- Уточнить и закрепить знания детей о родном городе – Саранск, об основных достопримечательностях родного города.
- Формировать любовь и интерес к малой Родине.
- Развивать связную речь, логическое мышление.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, а в каком городе вы все живете? Вы знаете, что Саранск является столицей республикиМордовия? Это наша малая Родина. Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно. Послушайте стихотворение и Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
(В. Степанов)
Дети, а в какой стране вы живете? Россия – это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.
Дети, к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. В нем говорится, что к нам едут гости из самой столицы, из Москвы. Они очень хотят познакомиться с нашим городом, с интересными достопримечательностями Саранска. Надо им помочь. Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.) Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов и стран? Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются люди, живущими здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы сможете назвать их? (Русские,Мордва, Татары) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном городе.
Дети, а с какими достопримечательностями вы хотели бы познакомить наших гостей? (Зоопарк, парк культуры и отдыха им.А. С. Пушкина, Кофедральный собор святого праведного воина Ф. Ушакова, музей им. С. Д. Эрьзи, памятник семье, музыкальный фонтан и мн. др.) Да, дети, в нашем городе, действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного.
Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждой достопримечательности, рассматривая слайды.
А сейчас послушайте стихотворения о нашем крае.
Красив Саранск зимой и летом.
Красив особой красотой.
И мало просто быть поэтом,
Чтоб описать его устрой.
Вот храм златится куполами,
На солнце звонницы блестят.
Вот ели стройными рядами
На главной площади стоят.
Вот Ушаков стоит в граните,
Чьё имя носит главный храм.
Вот Никон-патриарх, глядите,
Судьбу свою расскажет вам.
И там, на площади на главной
Семью вы встретите всегда.
Вот малыши, вот папа с мамой
Им вместе не страшна беда.
Спуститесь в парк, и там найдёте
Покой, уют и тишину.
Под сенью клёнов отдохнёте.
И не во сне, а наяву.
И в жаркий день фонтанов брызги
Вас охладить всегда спешат.
Повсюду радостные визги!
Фонтаны детворой кишат!
Красив Саранск и величавен
Своею чудной красотой!
Но для меня важней, ребята,
Что этот город мне родной.
***
Всё мне дорого в городе этом:
Шум проспектов, прохлада аллей.
И скульптура великого Эрьзи,
Покорившая мир – «Моисей».
Подойду я к святым обелискам,
Здесь такая стоит тишина…
И читаю я длинные списки,
Тех, кого не вернула война.
Где на солнце у храма господня
Отражается блеск куполов,
Замер в строгом и гордом величье
Наш земляк – адмирал Ушаков.
Подарили спорткомплекс нам взрослые
И решили, наверное, так,
Чтобы снова рождались Львы Яшины,
А, быть может, и новый Третьяк.
Пусть над Мокшей, Сурой не смолкая,
Льются песни эрьзян и мокшан.
Нет красивей родимого края,
Хоть объезди ты тысячу стран.
Мой Саранск никогда не стареет,
А становится краше в сто крат,
И желаю, чтоб каждое утро
Говорила тебе я «Шумбрат»!
Я думаю, что красивых мест в нашем городе очень много. Выберите, пожалуйста, для себя самый любимый уголок в своем любимом городе. Может мы его и не назвали. Я попрошу вас в подарок нашим гостям нарисовать дома совместно с родителями тот уголок нашего города, который, по вашему мнению, самый интересный, красивый. Он обязательно должен понравиться нашим гостям. Мы эти рисунки оставим до приезда наших гостей. А еще мы отправим им эти фотографии, которые заочно познакомят гостей с нашим городом.
Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите. И сейчас я хочу от вас услышать хорошие слова о нашем городе. Каждый по очереди берет камешек, называет слово и бросает его в кувшинчик.
Посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.
Воспитатель благодарит детей за интересную беседу и угощает конфетами, которые сделаны у нас, на нашей кондитерской фабрике «Ламзурь».
Культура и традиции мордовского народа»
Задачи:
- воспитывать любовь к своей Родине,
- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
- формировать представления о народах, населяющих Поволжье,
- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору.
Пособия и материалы: интерьер крестьянского дома (стол, лавки, печь) фонограммы песен о России; запись мультфильма о Мордовии, куклы в костюмах народов Поволжья; тесто на блины; цветные мелки.
Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги (заготовки фигурок Куйгорожа) .
Работа с родителями: подготовка к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.
Ход занятия
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Воспитатель:
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
С. Васильев
Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали занятие с этого стихотворения, потому что сегодня мы поговорим с вами о стране, в которой мы живем. Скажите, что вы знаете о нашей Родине?
Дети (примерные ответы):
- Наша стана называется Россия, Российская Федерация; - Столица нашей Родины – город-герой Москва; - Наша страна очень большая. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра; - Наша страна очень богатая. Она богата лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, сел и деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России?
Дети:
- В России живут много людей разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы…
- У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.
Воспитатель: Совершенно верно. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Владимира Степанова «Российская семья».
Ребенок читает стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной!
Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в рабочем поселке Луховка. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Дети. Рабочий поселок Луховка
Воспитатель. Где находится наш поселок?
Дети. В Октябрьском районе, республики Мордовия.
Воспитатель. В междуречье Суры и Мокши расположилась Мордовия, жителей Мордовии называют – мордва. Здесь живут два народа эрзя и мокша. Я предлагаю вам поближе познакомиться с культурой и традициями мордовского народа. Ну что, ребята, интересно вам? Тогда я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской избе.
Дети проходят в музей национальной культуры, где их встречает хозяйка (мама одного из ребенка) и приветствует всех на мордовском языке. Воспитатель переводит приветствие и приглашает всех за стол.
Воспитатель. Хозяйка, мы пришли к вам в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажите нам все, что вы знаете о своем народе.
Хозяйка. С удовольствием расскажу.
Рассказ хозяйки об истории и культуре мордовского народа:
«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков. Наша семья принадлежит к народу эрзя. Бабушка рассказывала мне, что в давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает на представленную экспозицию костюмов и нарядов для кукол). Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай». Наша семья тоже очень большая. У нас две дочери и маленький сынок (называет на родном языке). Мы очень любим собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научила нас готовить моя прабабушка (перечисляет блюда: Рыба - кал (м, э.) была одним из основных видов пищевого сырья; Мясо - сиволь сывель (м., э.) в вареном виде; яйца ал (м., э.) . Чаще они употреблялись сваренными вкрутую; из семян конопли получали масло - канцёрвай (м., канцёрой (э.) ; из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы - шонгарям (м., вецаям (э., картофель - модамарь (м., э.) ; любимое блюдо мордвы — блины пачат (м., пачалксеть (э.) ; важное место в питании мордвы занимало молоко лофца (м., ловсо (э.) и т. д.) .
Хотите я вас тоже научу?»
Вместе с детьми замешивает тесто для национальных блинов – «пачалксеть», уносит на кухню поварам.
- А пока наши блины пекутся, предлагаю вам отдохнуть, и потанцевать.
Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.
Хозяйка. Ребята, кроме таких замечательных песен, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, не минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду. Давайте отдохнем и посмотрим про него мультфильм.
Дети смотрят мультфильм из серии «Наша Родина – Россия» мокшанскую сказку «Куйгорож». После просмотра сказки воспитатель достает заготовки – фигурки змееныша и предлагает детям раскрасить их яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов. Дети раскрашивают фигурки, используя в качестве образца иллюстрацию с изображением героя народных сказок Куйгорожа.
Хозяйка. Ой, а угощение-то уже готово! (приносит угощение, раздает детям. Дети повторяют название – «пачалксеть», благодарят) .
Воспитатель. Ребята давайте от души благодарим хозяйку за интересный рассказ и угощение!
Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».
Ребенок:
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колоситься.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Стариков А.
Воспитатель:
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или с искоркой смеха,
Родина – это закат над полями,
Сопок высоких далекое эхо.
Родина! Слова не знаю чудесней,
В ней наши сказки и славные были,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
В заключении Хозяюшка приглашает ребят и гостей на праздничное чаепитие.
Конспект занятия по развитию речи «Мой дом — Мордовия моя!»
Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные представления о Государственных символах РМ, сформировать эстетическое отношение к символике РМ, познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
Оборудование: в группе вывешены флажки РФ и РМ, гербы РФ и РМ, картинки с изображениями государственных зданий с флагами и гербами РМ и РФ; аудиозапись гимна РМ; иллюстрации одежды мордвы.
Предварительная работа: наблюдения в процессе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственный герб и флаг, герб города и т. д.; разучивание стихов о Мордовии, рассматривание альбомов «Моя Мордовия», чтение легенд, сказок мордовского народа, рассматривание одежды мордовского народа, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Мордовии. Слушание народной мордовской музыки.
Словарная работа: знакомство с мордовской одеждой: паця, панго, пулай, панар.
Ход занятия.
Звучит музыка.
Воспитатель: Отечество, отчий край! Место, где родился и рос. В нём заключена огромная притягательная сила. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с нежностью, теплотой, с гордостью рассказывает об их красоте и богатстве. Сегодня наш разговор будет о нашей малой Родине – о Мордовии. Мордовия… Край заповедных лесов, задумчивых, спокойных и величавых рек, раздольных полей. Многие поэты написали красивые строки, вдохновленные красотой и душевным теплом родной природы. А сейчас послушаем стихотворение о Мордовии:
Ребенок:
В России, средь березовых просторов
Полянка есть - Мордовия моя!
Она, как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка - сторона моя! (Норкин)
Воспитатель: Мы с вами родились в Мордовии, и именно она кажется особенной и прекрасной. Очень много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют. Но для того, чтобы по-настоящему любить свой край, ребята, нужно хорошо знать историю своей республики, традиции, обычаи, родной язык.
Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.
Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья. А как тебя зовут? (Алдуня)
-А одежда у нее какая необычная. Эта девочка- мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.
Воспитатель: -Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)
Алдуня: -Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это - панго -праздничный головной убор замужней женщины. Паця - платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов - девушки.
-Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
-А вот это - обязательный атрибут костюма - пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс)
Панар - это белая женская рубаха.
Воспитатель: (Рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций национальных костюмов мордвы).
Около двух тысяч лет существует на земле Мордовский народ, говорящий на двух языках – эрьзянском и мокшанском. Мокша и эрьзя могут гордиться своими костюмами. С ним может соперничать разве только индийский наряд. Мордовский костюм невозможно представить себе без разного украшения. Их великое множество. Это и бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, ушные подвески из металла, перьев птиц. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящим и шумящим подвесками русские соседи говорили так: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Оригинальным, единственным в своём роде украшением эрьзи был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 – 14 лет и носили всю жизнь. А как, ребята красивы женские головные уборы чудесной вышевкой: мокшанский «златной», эрьзянский «панго». И ещё об одной интересной детали народного костюма хочется вам рассказать: Это обувь. Мордовии можно было увидеть женские сапоги, голенища которых у подъёма собранны в мелкие складки. Они очень похожи на меха гармони. Известны и мордовские лапти. Их не только носили, но с ними очень весело играли.
Алдуня:
Раю, раю, раю, раю
Игру в лапти начинаю
Кому лапоть попадёт –
Топотушки заведет!
Мордовская игра «В лапоть»
(«Эх карть, эрзянь карть»)
Алдуня: Ох, как весело мы играли, но мне пора уходит. До новых встреч.
Воспитатель: Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: У нашей республики Мордовия свои символы. Поговорим о флаге. -Какие цвета у флага России?
Дети: Флаг России имеет белый, синий, красный цвет.
Воспитатель: Что означает эти цвета?
Дети: Белый говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Воспитатель: Какие цвета у флага Республики Мордовия?
Дети: У флага Республики Мордовия темно-красный (мареновый, белый и темно-синей цвет флага.
Воспитатель: Что находится в середине флага?
Дети: В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка.
Воспитатель: Что она означает?
Дети: Розетка – это символ солнца, тепла, доброты.
Воспитатель: Кто автор флага РМ?
Дети: Автор флага –А. С. Алешкин.
Воспитатель: Герб Республики Мордовия начинается со щита: ведь каждому народу, имеющему свою государственность, пришлось отстаивать свою землю, свободу, независимость.
- Кто автор герба Республики Мордовия?
Дети: Автор герба – Николай Дмитриевич Чикринев.
Воспитатель: Какова идея герба Республики Мордовия?
Дети: Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции.
Воспитатель: Чем обрамляется щит?
Дети: Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует:
- древнее происхождение этносов - мокши и эрзи, проживающих на этой территории;
- красоту природы, духовную красоту народа;
- достаток, богатство.)
Воспитатель: Что находится внутри шейной гривны? Что они обозначают?
Дети: На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов республики.
Воспитатель: Назовите города РМ.
Дети: В нашей республики есть 7 городов: Саранск, Рузаевка, Ардатов, Темников, Ковылкино, Инсар, Краснослабодск.
Воспитатель: Какой знак находится наверху герба?
Дети: Солярный знак в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце.
Воспитатель: Нравится ли вам герб Республики Мордовия?
- Что общего между гербом Российской Федерации и гербом Республики Мордовия?
- Как вы думаете, что такое гимн?
Дети: Эта главная песня страны.
Воспитатель: Гимн исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране, республике. Государственный гимн Республики Мордовия является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа. Автором музыки гимна Мордовии является Нина Васильевна Кошелева, стихи -Сергея Васильевича Кинякина. Гимн всегда слушают стоя. Давайте и мы свами послушаем гимн Республике Мордовия.
Дети встают и слушают аудиозапись.
Воспитатель: Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному городу, к своему народу и стране. Если вы любите свою страну, уважительно относитесь к истории и культуре своего народа. Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.
Заключение
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников способности выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Большую роль в реализации проекта играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. В работе над проектом, мы создали в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Таким образом, в результате использования метода проекта дети в нашей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о традициях и обычаях своего народа, о родном городе, о его достопримечательностях, литературно – художественного наследия России. Пополнение словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей.
Надеемся, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Информационное обеспечение программы:
Методическое:
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.С. Багрова «Близкий сердцу край». Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г.
- К.И. Шапкарин «Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей». Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г.
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- Саранск Столичный: рассказы для детей о столице Республике Мордовия/Авт. сост.: Н. М. Арсентьев, Т. С. Баргова, Е. С. Руськина и др.- Саранск: Издатель Константин Шапкарин, 2012-48с.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Материалы Интернет.
Предварительный просмотр:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема воспитания патриотизма является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста младших школьников. В старшем дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые связывают дошкольников со своим народом, со своей страной. Возможности для их воспитания заложены в народных играх, песнях, игрушках и впечатлениях о природе родного края, о нравах, быте, обычаях тех людей, среди которых живет маленький человек.
Наши воспитанники должны знать культурное наследие своего края.
Воспитание патриотизма в старшем дошкольном возрасте означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, что становится основой для преданности, любви и уважения к своей стране. Воспитание патриотизма проходит довольно успешно в процессе приобщения дошкольников к культурному наследию, что доказывается многовековой практикой системы воспитания, которая порождается историей, духовной и материальной культурой народа.
Традиционные национальные ценности успешно познаются дошкольниками через народные сказки, песни, пословицы и поговорки, приметы и легко входят в их память и жизнь.
- Цель и задачи проекта
Цель исследования – воспитание у дошкольников стремление к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения литературно - художественного наследия.
Задачи:
- Собрать, обобщить и систематизировать материал по литературно - художественному наследию России;
- развивать у дошкольников интерес к народным традициям; интерес к изучению и сохранению культурного наследия; желание принимать участие в проведении мероприятий по литературно - художественному наследию и национальных праздниках.
- способствовать формированию знаний дошкольников в декоративно – прикладном искусстве при изучении родного края; воспитывать у детей любовь, чувство гордости, и привязанности к родному краю;
- развивать умение проектной, деятельности детей.
Основная идея
Формирование патриотического воспитания и национальной культуры дошкольников через работу с детской литературой и прикладным искусством.
- Актуальность, новизна, практическая значимость
Мной разработан проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно художественных произведений ».
Он нацелен на формирование патриотических чувств и любви к прошлому и настоящему на основе изучения традиций и культурного наследия своего народа.
В данной проектной деятельности были разработаны следующие направления работы:
- Краеведческое (знакомство с историей, достопримечательностями, культурой родного города).
- Литературное направление (ознакомление с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края).
- Художественное направление в искусстве (декоративно-прикладное искусство народных мастеров).
Изучение литературно – художественного наследия русского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства.
Сроки реализации проекта:
Март 2017года.
Участники проекта:
-воспитатели;
-дети подготовительной группы;
-родители воспитанников.
Перспективный план.
тема | содержание | литература |
| Познавательный досуг «Любимый город- Саранск». Чтение стихов о Саранске. | Интернет- источник. |
| Занятие –мероприятие «Культура и традиции мордовского народа». Раскрашивание поделок из бумаги с использованием мордовского орнамента. | Интернет- источник. |
| Занятие по развитию речи «Мой дом- Мордовия моя.»Ознакомление с флагом, гербом и гимном Республики Мордовия. | Интернет-источник. |
Тема: «О городе любимом веду я свой рассказ».
Цель:
- Уточнить и закрепить знания детей о родном городе – Саранск, об основных достопримечательностях родного города.
- Формировать любовь и интерес к малой Родине.
- Развивать связную речь, логическое мышление.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, а в каком городе вы все живете? Вы знаете, что Саранск является столицей республикиМордовия? Это наша малая Родина. Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно. Послушайте стихотворение и Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
(В. Степанов)
Дети, а в какой стране вы живете? Россия – это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину.
Дети, к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. В нем говорится, что к нам едут гости из самой столицы, из Москвы. Они очень хотят познакомиться с нашим городом, с интересными достопримечательностями Саранска. Надо им помочь. Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.) Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов и стран? Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются люди, живущими здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы сможете назвать их? (Русские,Мордва, Татары) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном городе.
Дети, а с какими достопримечательностями вы хотели бы познакомить наших гостей? (Зоопарк, парк культуры и отдыха им.А. С. Пушкина, Кофедральный собор святого праведного воина Ф. Ушакова, музей им. С. Д. Эрьзи, памятник семье, музыкальный фонтан и мн. др.) Да, дети, в нашем городе, действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного.
Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждой достопримечательности, рассматривая слайды.
А сейчас послушайте стихотворения о нашем крае.
Красив Саранск зимой и летом.
Красив особой красотой.
И мало просто быть поэтом,
Чтоб описать его устрой.
Вот храм златится куполами,
На солнце звонницы блестят.
Вот ели стройными рядами
На главной площади стоят.
Вот Ушаков стоит в граните,
Чьё имя носит главный храм.
Вот Никон-патриарх, глядите,
Судьбу свою расскажет вам.
И там, на площади на главной
Семью вы встретите всегда.
Вот малыши, вот папа с мамой
Им вместе не страшна беда.
Спуститесь в парк, и там найдёте
Покой, уют и тишину.
Под сенью клёнов отдохнёте.
И не во сне, а наяву.
И в жаркий день фонтанов брызги
Вас охладить всегда спешат.
Повсюду радостные визги!
Фонтаны детворой кишат!
Красив Саранск и величавен
Своею чудной красотой!
Но для меня важней, ребята,
Что этот город мне родной.
***
Всё мне дорого в городе этом:
Шум проспектов, прохлада аллей.
И скульптура великого Эрьзи,
Покорившая мир – «Моисей».
Подойду я к святым обелискам,
Здесь такая стоит тишина…
И читаю я длинные списки,
Тех, кого не вернула война.
Где на солнце у храма господня
Отражается блеск куполов,
Замер в строгом и гордом величье
Наш земляк – адмирал Ушаков.
Подарили спорткомплекс нам взрослые
И решили, наверное, так,
Чтобы снова рождались Львы Яшины,
А, быть может, и новый Третьяк.
Пусть над Мокшей, Сурой не смолкая,
Льются песни эрьзян и мокшан.
Нет красивей родимого края,
Хоть объезди ты тысячу стран.
Мой Саранск никогда не стареет,
А становится краше в сто крат,
И желаю, чтоб каждое утро
Говорила тебе я «Шумбрат»!
Я думаю, что красивых мест в нашем городе очень много. Выберите, пожалуйста, для себя самый любимый уголок в своем любимом городе. Может мы его и не назвали. Я попрошу вас в подарок нашим гостям нарисовать дома совместно с родителями тот уголок нашего города, который, по вашему мнению, самый интересный, красивый. Он обязательно должен понравиться нашим гостям. Мы эти рисунки оставим до приезда наших гостей. А еще мы отправим им эти фотографии, которые заочно познакомят гостей с нашим городом.
Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите. И сейчас я хочу от вас услышать хорошие слова о нашем городе. Каждый по очереди берет камешек, называет слово и бросает его в кувшинчик.
Посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.
Воспитатель благодарит детей за интересную беседу и угощает конфетами, которые сделаны у нас, на нашей кондитерской фабрике «Ламзурь».
Культура и традиции мордовского народа»
Задачи:
- воспитывать любовь к своей Родине,
- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
- формировать представления о народах, населяющих Поволжье,
- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору.
Пособия и материалы: интерьер крестьянского дома (стол, лавки, печь) фонограммы песен о России; запись мультфильма о Мордовии, куклы в костюмах народов Поволжья; тесто на блины; цветные мелки.
Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги (заготовки фигурок Куйгорожа) .
Работа с родителями: подготовка к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.
Ход занятия
Дети входят под музыку, встают полукругом.
Воспитатель:
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
С. Васильев
Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали занятие с этого стихотворения, потому что сегодня мы поговорим с вами о стране, в которой мы живем. Скажите, что вы знаете о нашей Родине?
Дети (примерные ответы):
- Наша стана называется Россия, Российская Федерация; - Столица нашей Родины – город-герой Москва; - Наша страна очень большая. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра; - Наша страна очень богатая. Она богата лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.
Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, сел и деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом. Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России?
Дети:
- В России живут много людей разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы…
- У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.
Воспитатель: Совершенно верно. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Владимира Степанова «Российская семья».
Ребенок читает стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
В. Степанов
Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной!
Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в рабочем поселке Луховка. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Дети. Рабочий поселок Луховка
Воспитатель. Где находится наш поселок?
Дети. В Октябрьском районе, республики Мордовия.
Воспитатель. В междуречье Суры и Мокши расположилась Мордовия, жителей Мордовии называют – мордва. Здесь живут два народа эрзя и мокша. Я предлагаю вам поближе познакомиться с культурой и традициями мордовского народа. Ну что, ребята, интересно вам? Тогда я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской избе.
Дети проходят в музей национальной культуры, где их встречает хозяйка (мама одного из ребенка) и приветствует всех на мордовском языке. Воспитатель переводит приветствие и приглашает всех за стол.
Воспитатель. Хозяйка, мы пришли к вам в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажите нам все, что вы знаете о своем народе.
Хозяйка. С удовольствием расскажу.
Рассказ хозяйки об истории и культуре мордовского народа:
«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков. Наша семья принадлежит к народу эрзя. Бабушка рассказывала мне, что в давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает на представленную экспозицию костюмов и нарядов для кукол). Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай». Наша семья тоже очень большая. У нас две дочери и маленький сынок (называет на родном языке). Мы очень любим собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научила нас готовить моя прабабушка (перечисляет блюда: Рыба - кал (м, э.) была одним из основных видов пищевого сырья; Мясо - сиволь сывель (м., э.) в вареном виде; яйца ал (м., э.) . Чаще они употреблялись сваренными вкрутую; из семян конопли получали масло - канцёрвай (м., канцёрой (э.) ; из пшена с добавлением небольшого количества картофеля готовили супы - шонгарям (м., вецаям (э., картофель - модамарь (м., э.) ; любимое блюдо мордвы — блины пачат (м., пачалксеть (э.) ; важное место в питании мордвы занимало молоко лофца (м., ловсо (э.) и т. д.) .
Хотите я вас тоже научу?»
Вместе с детьми замешивает тесто для национальных блинов – «пачалксеть», уносит на кухню поварам.
- А пока наши блины пекутся, предлагаю вам отдохнуть, и потанцевать.
Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.
Хозяйка. Ребята, кроме таких замечательных песен, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, не минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду. Давайте отдохнем и посмотрим про него мультфильм.
Дети смотрят мультфильм из серии «Наша Родина – Россия» мокшанскую сказку «Куйгорож». После просмотра сказки воспитатель достает заготовки – фигурки змееныша и предлагает детям раскрасить их яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов. Дети раскрашивают фигурки, используя в качестве образца иллюстрацию с изображением героя народных сказок Куйгорожа.
Хозяйка. Ой, а угощение-то уже готово! (приносит угощение, раздает детям. Дети повторяют название – «пачалксеть», благодарят) .
Воспитатель. Ребята давайте от души благодарим хозяйку за интересный рассказ и угощение!
Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».
Ребенок:
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колоситься.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Стариков А.
Воспитатель:
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слез или с искоркой смеха,
Родина – это закат над полями,
Сопок высоких далекое эхо.
Родина! Слова не знаю чудесней,
В ней наши сказки и славные были,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
В заключении Хозяюшка приглашает ребят и гостей на праздничное чаепитие.
Конспект занятия по развитию речи «Мой дом — Мордовия моя!»
Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные представления о Государственных символах РМ, сформировать эстетическое отношение к символике РМ, познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
Оборудование: в группе вывешены флажки РФ и РМ, гербы РФ и РМ, картинки с изображениями государственных зданий с флагами и гербами РМ и РФ; аудиозапись гимна РМ; иллюстрации одежды мордвы.
Предварительная работа: наблюдения в процессе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственный герб и флаг, герб города и т. д.; разучивание стихов о Мордовии, рассматривание альбомов «Моя Мордовия», чтение легенд, сказок мордовского народа, рассматривание одежды мордовского народа, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Мордовии. Слушание народной мордовской музыки.
Словарная работа: знакомство с мордовской одеждой: паця, панго, пулай, панар.
Ход занятия.
Звучит музыка.
Воспитатель: Отечество, отчий край! Место, где родился и рос. В нём заключена огромная притягательная сила. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с нежностью, теплотой, с гордостью рассказывает об их красоте и богатстве. Сегодня наш разговор будет о нашей малой Родине – о Мордовии. Мордовия… Край заповедных лесов, задумчивых, спокойных и величавых рек, раздольных полей. Многие поэты написали красивые строки, вдохновленные красотой и душевным теплом родной природы. А сейчас послушаем стихотворение о Мордовии:
Ребенок:
В России, средь березовых просторов
Полянка есть - Мордовия моя!
Она, как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка - сторона моя! (Норкин)
Воспитатель: Мы с вами родились в Мордовии, и именно она кажется особенной и прекрасной. Очень много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют. Но для того, чтобы по-настоящему любить свой край, ребята, нужно хорошо знать историю своей республики, традиции, обычаи, родной язык.
Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.
Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья. А как тебя зовут? (Алдуня)
-А одежда у нее какая необычная. Эта девочка- мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.
Воспитатель: -Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)
Алдуня: -Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это - панго -праздничный головной убор замужней женщины. Паця - платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов - девушки.
-Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
-А вот это - обязательный атрибут костюма - пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс)
Панар - это белая женская рубаха.
Воспитатель: (Рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций национальных костюмов мордвы).
Около двух тысяч лет существует на земле Мордовский народ, говорящий на двух языках – эрьзянском и мокшанском. Мокша и эрьзя могут гордиться своими костюмами. С ним может соперничать разве только индийский наряд. Мордовский костюм невозможно представить себе без разного украшения. Их великое множество. Это и бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, ушные подвески из металла, перьев птиц. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящим и шумящим подвесками русские соседи говорили так: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Оригинальным, единственным в своём роде украшением эрьзи был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 – 14 лет и носили всю жизнь. А как, ребята красивы женские головные уборы чудесной вышевкой: мокшанский «златной», эрьзянский «панго». И ещё об одной интересной детали народного костюма хочется вам рассказать: Это обувь. Мордовии можно было увидеть женские сапоги, голенища которых у подъёма собранны в мелкие складки. Они очень похожи на меха гармони. Известны и мордовские лапти. Их не только носили, но с ними очень весело играли.
Алдуня:
Раю, раю, раю, раю
Игру в лапти начинаю
Кому лапоть попадёт –
Топотушки заведет!
Мордовская игра «В лапоть»
(«Эх карть, эрзянь карть»)
Алдуня: Ох, как весело мы играли, но мне пора уходит. До новых встреч.
Воспитатель: Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: У нашей республики Мордовия свои символы. Поговорим о флаге. -Какие цвета у флага России?
Дети: Флаг России имеет белый, синий, красный цвет.
Воспитатель: Что означает эти цвета?
Дети: Белый говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Воспитатель: Какие цвета у флага Республики Мордовия?
Дети: У флага Республики Мордовия темно-красный (мареновый, белый и темно-синей цвет флага.
Воспитатель: Что находится в середине флага?
Дети: В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка.
Воспитатель: Что она означает?
Дети: Розетка – это символ солнца, тепла, доброты.
Воспитатель: Кто автор флага РМ?
Дети: Автор флага –А. С. Алешкин.
Воспитатель: Герб Республики Мордовия начинается со щита: ведь каждому народу, имеющему свою государственность, пришлось отстаивать свою землю, свободу, независимость.
- Кто автор герба Республики Мордовия?
Дети: Автор герба – Николай Дмитриевич Чикринев.
Воспитатель: Какова идея герба Республики Мордовия?
Дети: Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции.
Воспитатель: Чем обрамляется щит?
Дети: Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует:
- древнее происхождение этносов - мокши и эрзи, проживающих на этой территории;
- красоту природы, духовную красоту народа;
- достаток, богатство.)
Воспитатель: Что находится внутри шейной гривны? Что они обозначают?
Дети: На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов республики.
Воспитатель: Назовите города РМ.
Дети: В нашей республики есть 7 городов: Саранск, Рузаевка, Ардатов, Темников, Ковылкино, Инсар, Краснослабодск.
Воспитатель: Какой знак находится наверху герба?
Дети: Солярный знак в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце.
Воспитатель: Нравится ли вам герб Республики Мордовия?
- Что общего между гербом Российской Федерации и гербом Республики Мордовия?
- Как вы думаете, что такое гимн?
Дети: Эта главная песня страны.
Воспитатель: Гимн исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране, республике. Государственный гимн Республики Мордовия является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа. Автором музыки гимна Мордовии является Нина Васильевна Кошелева, стихи -Сергея Васильевича Кинякина. Гимн всегда слушают стоя. Давайте и мы свами послушаем гимн Республике Мордовия.
Дети встают и слушают аудиозапись.
Воспитатель: Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному городу, к своему народу и стране. Если вы любите свою страну, уважительно относитесь к истории и культуре своего народа. Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.
Заключение
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников способности выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Большую роль в реализации проекта играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. В работе над проектом, мы создали в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Таким образом, в результате использования метода проекта дети в нашей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о традициях и обычаях своего народа, о родном городе, о его достопримечательностях, литературно – художественного наследия России. Пополнение словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей.
Надеемся, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Информационное обеспечение программы:
Методическое:
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.С. Багрова «Близкий сердцу край». Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г.
- К.И. Шапкарин «Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей». Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г.
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- Саранск Столичный: рассказы для детей о столице Республике Мордовия/Авт. сост.: Н. М. Арсентьев, Т. С. Баргова, Е. С. Руськина и др.- Саранск: Издатель Константин Шапкарин, 2012-48с.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Материалы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
Родиной человек называет то место, где он родился. У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина &nda...
Выступление на тему: «Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»
Выступление на тему:«Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений»...
«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений», доклад
Педагогический совет №3 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 18.03.2020г....
Доклад по теме: "Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений"
Методическое пособие...
Презентация "Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений"
Воспитание любви к Родине средствами литературно - художественных произведений....
«Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений».
laquo;Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно ...