Значение загадки в воспитании детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
Статья о значении загадок для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_zagadki_v_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение загадки в воспитании детей дошкольного возраста
Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Загадка развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многогранно и образно, помогает совершенствовать человеческую мысль. Загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
В ходе работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.
«Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Виды загадок с примерами.
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы. Разговорная форма: Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Ответ: замок. Стихотворная форма: Серая шейка, Жёлтый носок, Плавает в речке как поплавок. Ответ: уточка.
2.Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким дошкольникам, загадки попроще. Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны) У меня пропал носок, утащил его… (щенок) В реке большая драка: поссорились два… (рака) Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Пример детской загадки-обманки: Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это ... (мишка, белка) С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает ... (корова, обезьяна) Ржёт на поле поутру Длинногривый ... (кенгуру, конь) Слышал даже иностранец — Всех в лесу хитрее ... (заяц, лиса)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык) Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы) По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) У меня который год ежик в комнате живет. Если пол намазан воском, Он натрет его до лоска. (Полотер) Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
5. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например: Скоро 1 0 лет Сереже — Диме нет еще шести. Дима все никак не может До Сережи дорасти. А на сколько лет моложе Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4 года) Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя). Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы). Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).
Принципы отбора загадок для детей старшего дошкольного возраста.
При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие. Зимнее стекло Весной потекло. Ответ: лед Пушистый. Ковёр не руками ткан. Не шелками шит. При солнце, при месяце серебром блестит. Ответ: снег. Растут зеленеют. Упадут пожелтеют. Полежат почернеют. Ответ: листья.
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь. Брат с братом сидит всю жизнь рядом, видят белый свет, а друг - друга нет. Ответ: глаза. В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине. Ответ: чайник. Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие. Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. Ответ: иголка Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
"Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста" ("Фольклор - дошкольникам")
Программа посвящена важному вопросу формирования чувства национального самосознания с дошкольного возраста. Включение народных произведений в работу обогащает чувства и речь детей, формирует отношение...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста.
Сказка начинается устойчивой сказочной формулой - зачином: Жили - были, давным - давно, в некотором царстве. Цель зачина - сосредоточить внимание слушателя , ввести его в ту обстановку, в те времена, ...
Роль загадки в воспитании детей дошкольного возраста.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Главная осо...
Значение Социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формируе...