Значение Социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение Социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
- * 1 этап - формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
- * 2 этап - накопление знаний и формирование нравственных представлений;
- * 3 этап - переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
- * 4 этап - претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.
Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов - мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного (по С. А. Козловой). Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например: программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек! » С. А. Козловой и др. Программой нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и т. д.
Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.
В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:
- - ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми) ;
- - организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в
предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;
- - общение с природой;
- - художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
"Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста" ("Фольклор - дошкольникам")
Программа посвящена важному вопросу формирования чувства национального самосознания с дошкольного возраста. Включение народных произведений в работу обогащает чувства и речь детей, формирует отношение...
Значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста.
Сказка начинается устойчивой сказочной формулой - зачином: Жили - были, давным - давно, в некотором царстве. Цель зачина - сосредоточить внимание слушателя , ввести его в ту обстановку, в те времена, ...
Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.
Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
Значение загадки в воспитании детей дошкольного возраста
Статья о значении загадок для детей дошкольного возраста...