Роль загадки в воспитании детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи на тему

Гусейнова Вафа Маликовна

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudo-zagadok.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  загадки  в  воспитании  детей  дошкольного возраста.

«Чудо – загадки для детей».

Назначение загадки.

Человек начал создавать загадки в глубокой древности, используя загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и прочее. Наши далекие предки боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза» и других опасностей, которые, им казалось, подстерегали всюду. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные, положительные качества которых подчеркивались обычно их именами – характеристиками. К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами или загадками. Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах. Широко пользовались иносказательным языком скоморохи, нищие. Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, свадебный обряд и другие. Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах. В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а то и саму жизнь. С течением времени, загадка становится дидактическим средством – средством обучения детей. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей.

Что такое загадка?

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например: Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах. Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в то же время на ногах? Босиком – и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ – «гвоздь в сапоге» - подчеркивает оригинальность остроумной загадки – шутки. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и другое. С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемый в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе. Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного – цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он прыгает легко: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко; в другой – о характере его движения: По полю скачет – ушки прячет, встанем столбом – ушки торчком; в третьей – о защитной способности менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.

Цель  загадки:

  • Поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Задачи загадки:

  • Формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя эстетическое наслаждение;
  • Приобщает детей к народному склада мышления, поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания;
  • Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы;
  • Формируется умение внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное;
  • Развивается находчивость, сообразительность, быстрота реакции, умственная активность, самостоятельность, привычка более глубоко и разносторонне осмысливать мир;
  • Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству;
  • Разгадывание развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения;
  • Вызывает интерес к миру вещей и явлений, окружающей действительности;
  • Способствует воспитанию эстетических чувств ребенка в отражении живописных пейзажей Родины, полных красок, звуков, запахов;
  • Развивается поэтический слух, чуткость к рифме, обогащается слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями;
  • Активно развивается речь, обогащается словарь, умение правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Развиваем речь дошкольников:

1) Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

3) Загадки – метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)

«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

«Железная птица по небу летает» (Самолёт)

«Едет домик на колесах» (Автобус).

Развиваем мышление и память дошкольников:

I. Игры

1) «Тренируем нашу память».

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:

− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц).

− Хитрая, рыжая. (Лиса).

− Злой, голодный. (Волк).

− Рыжая, веселая. (Белка).

2) «Самый умный».

Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.

1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка);

2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук);

3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц);

4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха);

5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея).

II. Изучение загадок на память.

Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять.

1) Не зверь, а воет. (Буря).

2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).

3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).

4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).

5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).

III. Загадки – шутки.

Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.

Какой ключ летает? (Журавлиный). От чего в утки ноги красные? (От колен). Чего нельзя догнать? (Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).

IV. Загадки – вопросы       

Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.

Что у человека быстрее всего? (Мысль). Что мудрее всего в мире? (Правда). В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой).

Развиваем воображение дошкольников:

I. Театрализованная игра «Загадки без слов»

Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.

II. Творческое задание «Изображения отгадок».

Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).

1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).

2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).

3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).

4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).

5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).

Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).

Развиваем внимание дошкольников:

І. Загадки – шутки.

1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).

2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).

3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).

II. Загадки – обманки.

Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.

1) Очень медленно и тихо

По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).

2) Из пальмы вниз, на пальму снова,

Шустро прыгает «корова». (Мартышка).

3) Кто грызет на ветке шишку

Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).

4) На сосне, как в барабан

Громко стал стучать «баран». (Дятел).

III. Игра «Отгадай».

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.

− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).

− Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).

− Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).

− Белое, мягкое, холодное. (Снег).

Во время учения умению разгадывать загадки воспитателям необходимо учитывать некоторые методические рекомендации: загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.

Порядок мыслительных операций при отгадывании загадок:

  • Установить в общем виде, что нужно искать.
  • Установить, где нужно искать.
  • Выявить все оставшиеся признаки.
  • Выдвинуть предположение – отгадку (гипотезу).
  • Объединить установленные признаки.
  • Сделать итоговый вывод.

Например: загадка

 «Угадайте, что за шапка.

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У кустов грызет кору».

1. Шапка бегает – это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой мех, из которого можно сшить шапку (а не шубу – прием исключения). Шапка – предмет небольшой, значит, и существо небольшое (прием сопоставления).

2. Вопрос – где? В загадке сказано в лесу. Значит животное не домашнее, а дикое (прием исключения).

3. Признак – у кустов грызет кору. Ни медведь, ни белка, ни лиса не грызут кору (прием исключения). Может это заяц? (предположение, гипотеза).

Соотносим все найденные признаки (синтез): небольшое дикое животное, живет в лесу, бегает по нему, мех его идет на шапки, грызет кору. Да, это заяц (вывод).

Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому прежде всего не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки. Обучение умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. А приобретаются знания во время наблюдений, опытов, занятий, дидактических игр, трудовой деятельности, чтения художественной литературы, прогулок, экскурсий.

Литература: 

Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. – М.: Лабиринт – К, 1998 г.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.-М.:

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение,

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание

Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности  ребенка  - дошкольника. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная р...

«Роль загадки в развитии детей дошкольного возраста»

Одним из средств всестороннего развития ребёнка, можно назвать обыкновенные загадки. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности....

Значение загадки в воспитании детей дошкольного возраста

Статья о значении загадок  для детей дошкольного возраста...

Презентация "Роль загадки в развитие детей дошкольного возраста"

Презентация. Роль  и виды загадок, ее педагогические возможности....

Консультация для родителей детей 2-3 лет «Роль книги в воспитании детей дошкольного возраста»

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим...