Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР
статья по развитию речи

Дудникова Оксана Анатольевна

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дудникова О.А,

г. Москва,

ГКОУ СКОШИ №31

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР

             Ежегодно увеличивается количество обучающихся, страдающих тяжелыми нарушениями речи.  Нарушения слоговой структуры - многочисленные элизии, пропуски, перестановки, антиципации встречаются у обучающихся с моторной алалией, выраженной дизартрией, интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития. Такие дефекты носят стойкий характер и негативно сказываются на качестве обучения, т.к. ведут к специфическим ошибкам на письме.

        Устранение данного нарушения способствует улучшению качества речи, чтения, усвоению школьной программы и как следствие социальной адаптации обучающихся.

              Нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект, поэтому работа по ее формированию ведется поэтапно на протяжении всего периода логопедической работы с детьми,

        По мнению А.К.Марковой, формирование звуковой структуры ведется в двух направлениях. С одной стороны, необходимо развивать у ребенка имитативные восприятия, умение воспроизводить контуры слова – его длинны и ударения. С другой стороны, отрабатывается точность воспроизведения слоговой модели.

        Коррекционная работа проводится в два этапа.

1.Подготовительный этап(работа проводится на невербальном и вербальном материале)

        Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2.Основной коррекционный этап(работа проводится на вербальном материале)

        Цель: коррекция дефектов слоговой структуры слов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

        На этом этапе работы большое значение уделяется развитию слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков. Игры:

        - Где позвонили?

           - Скажи, что ты слышишь?

        - Кто что услышит?

        - Жмурки с голосом?

        - Скажи, что звучит?

        - Где постучали?

Эти игры и многие другие, во время которых учащиеся учатся на слух узнавать и различать звуки, которые издают различные предметы и музыкальные инструменты.

Логопед на этом этапе проводит большую работу над развитием ритма. Детям предлагаются следующие виды упражнений:

- Слушай и хлопай(хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед)

- Считай и хлопай(хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке)

- Считай и показывай(сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой, с детьми, которые не знают цифры, но умеют считать до трех предложить сигнальчики в виде домиков с одним, двумя и тремя окошками)

- Будь внимателен.

- Сравнение ритмов(считаем хлопки и ищем различия).

- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами.

Логопед хлопает, а дети показывают соответствующий символ.

 - воспроизведение определенного ритмического рисунка вначале по образцу, а затем с опорой на заданный наглядный символ.

- Хлопни сильнее –задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Ребенок сначала по образцу логопеда учится выделять один из хлопков сильнее, а затем хлопает, выделяя ударный хлопок, с опорой на наглядную схему:

- Слушай и обозначай – логопед воспроизводит долгие звуки (дудка, губная гармошка – символ «-») и короткие (барабан, бубен – символ «+»), а ребенок записывает на листочке порядок услышанных им звуков, например:

- - + -          + + + -       + - + -             + + - - +         + - - - +   и т. д.

На всем протяжении коррекционной работы проводятся занятия по формированию общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, бег, ходьба.

Логопедическая ритмика способствует развитию не только координации общих движений, но и тонкой произвольной моторики и мимики лица. Проводятся упражнения и игры по развитию выразительности, ритма и темпа движений.

Следующий вид работы на подготовительном этапе -различные упражнения на:

1.Развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро кулак – ребро – ладонь и различные пальчиковые игры)

2.Развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки)

3. Переключение (продолжи строчку), дети пишут их в тетрадях. Работа на вербальном материале начинается с упражнения, направленного на формирование у детей таких пространственно – временных представлений, как:

Начало – середина – конец

Перед – за – после – между

Первый – последний

Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

По рекомендации логопеда Э.В.Рыбиной для уточнения данных понятий используется русская народная сказка «Репка». Проводится игра – драматизация сказки и работа над ответами на вопросы:

Кто тянул репку первым?

Кто стоял между бабкой и Жучкой?

Кто стоял за дедом?

Кто прибежал на помощь последним?

Вначале эти понятия уточняются с помощью фигурок настольного кукольного театра «Репка», а затем при непосредственном участии самих детей.

                                КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

На разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов, усложняются и варьируются. Особое значение на каждом этапе отводится участию не только речевого анализатора, но также слухового, зрительного и тактильного. В начале работы детей учат:

  1. Выделять определенный гласный звук из звукового ряда; проводятся игры: «Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др.
  2. Правильно артикулировать гласные звуки – вводятся:

- Звуковые символы для каждого гласного звука, учитывая особенности его произнесения:

Звук А -         рот широкий, большой, круглый

Звук У -         губы вытянуты «трубочкой», рот маленький, круглый

Звук О -         губы овальные

Звук Э -            рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбку

Звук Ы -            рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбку

Звук И -             губы улыбаются

Работа на уровне слога ведется как на занятиях в индивидуальной форме параллельно с работой по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, так и на занятиях по обучению чтению. В работу включаются следующие игры и упражнения:

  1. «Слушай и хлопай» - логопед произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па.
  2.  «Слушай и считай» - ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед, и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой.
  3.  «Послушай и назови» - ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
  4.  «Кто самый внимательный?» -дети воспроизводят слоговые ряды:

- из одинаковых гласных и согласных звуков

ПА – ПА – ПА

БА – БА – БА

 - из одинаковых согласных, но разных гласных звуков

ПА – ПУ – ПО

БА – БУ – БО

 - из разных согласных звуков и одинаковых гласных

ПА – ХА – БА

КА – МА – ТА

 - с изменением ударения

ПА – ПА - ПА

БА – БА – БА

КА – КА – КА

- со стечением согласных

ТО – КТО

ПА – ПТА

СТА – СТО – СТУ

А – СТА, А – СТО, А – СТУ

Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые обязательно проговариваются учащимися по слогам.

  1. «Скажи на один слог больше, чем я»

БА – БУ - ….

КА – КЫ - ….

  1. «Скажи на один слог меньше, чем я»

КА – КУ – КЫ – КО

  1. «Скажи наоборот» (игра с мячом)

ПА – АП

КУ – УК

  1. «Живые слоги» с помощью карточек с изученными звуками, дети составляют слоги по заданию логопеда или к заданной схеме.
  2. Запись слогов различных типов под диктовку с выделением разноцветными ручками букв, обозначающих гласные и согласные звуки.

10.«Техники» - дети восстанавливают «сломанные» слоги

… - АБ        … -ТИ

… - УК        … - ДО

        Работа на уровне слова начинается с умения отличать слова по длине. С этой целью проводится игра «Длинные и короткие слова», которая имеет несколько вариантов. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор выделяет следующие типы слоговой структуры слов (13 классов) и, в соответствии с этим, определяет последовательность работы, соответствующую уточнению контура слова:

  1. Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода).
  2. Трехсложные слова из открытых слогов (лопата, собака).
  3. Односложные слова из закрытого слога (мак, лук)
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник)
  5. Двухсложные слова со стечением в середине слова (банка, юбка)
  6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос)
  7. Трехсложные слова с закрытым слогом (колобок, самолет)
  8. Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы)
  9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, кузнечик)

10.Трехсложные слова с двумя стечениями (матрешка, избушка)

     11.Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, хлеб)

     12.Двухсложные слова с двумя стечениями (звезда, штанга)

     13.Четырехсложные слова из открытых слогов (пианино, ежевика).

Эту же методику целесообразно брать и в работе со школьниками с интеллектуальными нарушениями.

Таким образом, формирование слоговой структуры слов у детей начинается с их обучения делить на слоги слова, состоящие:

 - из двух одинаковых слогов

      ПА – ПА                          ТА – ТА

МА – МА        БА – БА

 -из двух открытых слогов

НО – ТЫРЫ – БА

МУ – ХА        ЛИ – СА

 - из трех открытых слогов

МА – ШИ – НА        КА – ЛИ – НА

ПА – НА – МА        СО – БА – КА

Затем необходимо научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком:

ДОМ            МАК           КОТ        

     СУП            КОМ           НОС

При обучении детей делению слов на слоги вначале не требуют от них  никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются делению слов на слоги неосознанно; деление слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова, которое связывается с одновременным отхлопыванием слогов в ладоши, или по столу, или с ударами мяча об пол, подбрасыванием его вверх и т. д. проводятся следующие игры:

1.«Хлопочки» - дети  отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в  ладошки.

2.« Прошагай слова» - дети отмеривают слово шагами: каждый слог  - шаг.

3.«Дирижер» - дети  должны продирижировать слово по слогам сначала правой, затем левой, а потом обеими руками. 

4.«Телеграфисты» -  дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам.

5.«Пальцы - альпинисты» - детям предлагается «прошагать»  пальцами по кружочкам пирамиды.

6.«Эхо» - водящий произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок повторяет его по слогам и передает его соседу.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые  слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти слова, правильно произносятся детьми: например, в работе по автоматизации звука С- вначале ребенок проговаривает слоги со стечением согласных, затем с этими слогами слова, а затем слова вводятся в предложения:

СТА – СТО -  СТУ  - СТЫ

Стакан – тесто – ступка – кусты

Стул стоит у стола.

Суп стынет в миске.

Ставьте стакан на место.

 При обучению детей чтению большое значение уделяется работе над фонематическим и слоговым анализом и синтезом слов.

        С целью  упражнения детей в определении количества слогов в слове проводятся следующие игры:

  1. «Кто в домике живет»
  2.  «Сколько в доме этажей»
  3.  «Посели слово»
  4.  «Кто больше?»
  5. «Придумай начало слова»
  6.  «Составь слог по картинкам»
  7.  « Какое слово я задумала? »
  8.  «Кто быстрее?
  9.  «Найди себе пару»
  10. . «Перепутаница»
  11.  «Волшебники»
  12. « Составь слово»
  13. « Ребусы»
  14.  « Строители»
  15.  « Помоги Незнайке»
  16.  « Волшебная елочка»
  17.  «Придумаем  новые слова»
  18.  «Наоборот»
  19. « Измени слово»
  20.  « Один - много»
  21.  «Подскажи словечко»
  22. «Магазин «Овощи – фрукты»»
  23.  «Магазин « Одежда – обувь»»
  24.  « Магазин « Игрушки»»
  25.  « Магазин «Продукты питания»»
  26.  «Магазин « Посуда»»
  27.  «Посадим цветы на клумбу»
  28.  «Веселый поезд»( по теме «Дикие животные наших лесов»)
  29.  «Зоопарк» (по теме «Животные жарких стран»)
  30.  «Волшебное дерево»( по теме «Птицы»)

Таким образом, проводимая работа по формированию и преодолению нарушений слоговой структуры слов у обучающихся с ТМНР направлена на предупреждение и коррекцию дисграфии и дислексии. Она должна вестись длительно, систематизировано, с учетом ведущего вида деятельности детей -  игры, с применением наглядности на всем этапе.

Литература:

1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Санкт –Петербург, 2000 г.

2.Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками. – Москва,1996 г.

3.Есечко Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей/ Методы коррекции нарушения звуковой стороны речи у детей. – Москва. 1979 г.

4. Румянцева Л.И. Значение ритмико – слоговой структуры слова в процессе чтения. – М., 1952 г.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.

В данном пособии излагается практический опыт работы учителя-логопеда и учителя начальных классов. Предложеня некоторые виды заданий по преодалению нарушений слоговой структуры слова....

Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Коррекционная работа, проводимая традиционным путем, менее эффективна; учет в логопедической работе индивидуального уровня развития речи каждого ребенка, включение в работу подготовительного и основно...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...

из опыта работы: Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по организации коррекционной работы с воспитанниками, имеющими нарушения звукослоговой структуры слова....

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР...