Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР
статья по развитию речи
Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР | 57.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дудникова О.А,
г. Москва,
ГКОУ СКОШИ №31
Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР
Ежегодно увеличивается количество обучающихся, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Нарушения слоговой структуры - многочисленные элизии, пропуски, перестановки, антиципации встречаются у обучающихся с моторной алалией, выраженной дизартрией, интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития. Такие дефекты носят стойкий характер и негативно сказываются на качестве обучения, т.к. ведут к специфическим ошибкам на письме.
Устранение данного нарушения способствует улучшению качества речи, чтения, усвоению школьной программы и как следствие социальной адаптации обучающихся.
Нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект, поэтому работа по ее формированию ведется поэтапно на протяжении всего периода логопедической работы с детьми,
По мнению А.К.Марковой, формирование звуковой структуры ведется в двух направлениях. С одной стороны, необходимо развивать у ребенка имитативные восприятия, умение воспроизводить контуры слова – его длинны и ударения. С другой стороны, отрабатывается точность воспроизведения слоговой модели.
Коррекционная работа проводится в два этапа.
1.Подготовительный этап(работа проводится на невербальном и вербальном материале)
Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной коррекционный этап(работа проводится на вербальном материале)
Цель: коррекция дефектов слоговой структуры слов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
На этом этапе работы большое значение уделяется развитию слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков. Игры:
- Где позвонили?
- Скажи, что ты слышишь?
- Кто что услышит?
- Жмурки с голосом?
- Скажи, что звучит?
- Где постучали?
Эти игры и многие другие, во время которых учащиеся учатся на слух узнавать и различать звуки, которые издают различные предметы и музыкальные инструменты.
Логопед на этом этапе проводит большую работу над развитием ритма. Детям предлагаются следующие виды упражнений:
- Слушай и хлопай(хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед)
- Считай и хлопай(хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке)
- Считай и показывай(сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой, с детьми, которые не знают цифры, но умеют считать до трех предложить сигнальчики в виде домиков с одним, двумя и тремя окошками)
- Будь внимателен.
- Сравнение ритмов(считаем хлопки и ищем различия).
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами.
Логопед хлопает, а дети показывают соответствующий символ.
- воспроизведение определенного ритмического рисунка вначале по образцу, а затем с опорой на заданный наглядный символ.
- Хлопни сильнее –задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.
Ребенок сначала по образцу логопеда учится выделять один из хлопков сильнее, а затем хлопает, выделяя ударный хлопок, с опорой на наглядную схему:
- Слушай и обозначай – логопед воспроизводит долгие звуки (дудка, губная гармошка – символ «-») и короткие (барабан, бубен – символ «+»), а ребенок записывает на листочке порядок услышанных им звуков, например:
- - + - + + + - + - + - + + - - + + - - - + и т. д.
На всем протяжении коррекционной работы проводятся занятия по формированию общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, бег, ходьба.
Логопедическая ритмика способствует развитию не только координации общих движений, но и тонкой произвольной моторики и мимики лица. Проводятся упражнения и игры по развитию выразительности, ритма и темпа движений.
Следующий вид работы на подготовительном этапе -различные упражнения на:
1.Развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро кулак – ребро – ладонь и различные пальчиковые игры)
2.Развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки)
3. Переключение (продолжи строчку), дети пишут их в тетрадях. Работа на вербальном материале начинается с упражнения, направленного на формирование у детей таких пространственно – временных представлений, как:
Начало – середина – конец
Перед – за – после – между
Первый – последний
Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
По рекомендации логопеда Э.В.Рыбиной для уточнения данных понятий используется русская народная сказка «Репка». Проводится игра – драматизация сказки и работа над ответами на вопросы:
Кто тянул репку первым?
Кто стоял между бабкой и Жучкой?
Кто стоял за дедом?
Кто прибежал на помощь последним?
Вначале эти понятия уточняются с помощью фигурок настольного кукольного театра «Репка», а затем при непосредственном участии самих детей.
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
На разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов, усложняются и варьируются. Особое значение на каждом этапе отводится участию не только речевого анализатора, но также слухового, зрительного и тактильного. В начале работы детей учат:
- Выделять определенный гласный звук из звукового ряда; проводятся игры: «Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др.
- Правильно артикулировать гласные звуки – вводятся:
- Звуковые символы для каждого гласного звука, учитывая особенности его произнесения:
Звук А - рот широкий, большой, круглый
Звук У - губы вытянуты «трубочкой», рот маленький, круглый
Звук О - губы овальные
Звук Э - рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбку
Звук Ы - рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбку
Звук И - губы улыбаются
Работа на уровне слога ведется как на занятиях в индивидуальной форме параллельно с работой по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, так и на занятиях по обучению чтению. В работу включаются следующие игры и упражнения:
- «Слушай и хлопай» - логопед произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па.
- «Слушай и считай» - ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед, и поднять сигнальчик с соответствующей цифрой.
- «Послушай и назови» - ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- «Кто самый внимательный?» -дети воспроизводят слоговые ряды:
- из одинаковых гласных и согласных звуков
ПА – ПА – ПА
БА – БА – БА
- из одинаковых согласных, но разных гласных звуков
ПА – ПУ – ПО
БА – БУ – БО
- из разных согласных звуков и одинаковых гласных
ПА – ХА – БА
КА – МА – ТА
- с изменением ударения
ПА – ПА - ПА
БА – БА – БА
КА – КА – КА
- со стечением согласных
ТО – КТО
ПА – ПТА
СТА – СТО – СТУ
А – СТА, А – СТО, А – СТУ
Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые обязательно проговариваются учащимися по слогам.
- «Скажи на один слог больше, чем я»
БА – БУ - ….
КА – КЫ - ….
- «Скажи на один слог меньше, чем я»
КА – КУ – КЫ – КО
- «Скажи наоборот» (игра с мячом)
ПА – АП
КУ – УК
- «Живые слоги» с помощью карточек с изученными звуками, дети составляют слоги по заданию логопеда или к заданной схеме.
- Запись слогов различных типов под диктовку с выделением разноцветными ручками букв, обозначающих гласные и согласные звуки.
10.«Техники» - дети восстанавливают «сломанные» слоги
… - АБ … -ТИ
… - УК … - ДО
Работа на уровне слова начинается с умения отличать слова по длине. С этой целью проводится игра «Длинные и короткие слова», которая имеет несколько вариантов. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор выделяет следующие типы слоговой структуры слов (13 классов) и, в соответствии с этим, определяет последовательность работы, соответствующую уточнению контура слова:
- Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода).
- Трехсложные слова из открытых слогов (лопата, собака).
- Односложные слова из закрытого слога (мак, лук)
- Двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник)
- Двухсложные слова со стечением в середине слова (банка, юбка)
- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос)
- Трехсложные слова с закрытым слогом (колобок, самолет)
- Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы)
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, кузнечик)
10.Трехсложные слова с двумя стечениями (матрешка, избушка)
11.Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, хлеб)
12.Двухсложные слова с двумя стечениями (звезда, штанга)
13.Четырехсложные слова из открытых слогов (пианино, ежевика).
Эту же методику целесообразно брать и в работе со школьниками с интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, формирование слоговой структуры слов у детей начинается с их обучения делить на слоги слова, состоящие:
- из двух одинаковых слогов
ПА – ПА ТА – ТА
МА – МА БА – БА
-из двух открытых слогов
НО – ТЫРЫ – БА
МУ – ХА ЛИ – СА
- из трех открытых слогов
МА – ШИ – НА КА – ЛИ – НА
ПА – НА – МА СО – БА – КА
Затем необходимо научить детей правильно сочетать односложные слова с одним хлопком:
ДОМ МАК КОТ
СУП КОМ НОС
При обучении детей делению слов на слоги вначале не требуют от них никакого осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются делению слов на слоги неосознанно; деление слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова, которое связывается с одновременным отхлопыванием слогов в ладоши, или по столу, или с ударами мяча об пол, подбрасыванием его вверх и т. д. проводятся следующие игры:
1.«Хлопочки» - дети отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в ладошки.
2.« Прошагай слова» - дети отмеривают слово шагами: каждый слог - шаг.
3.«Дирижер» - дети должны продирижировать слово по слогам сначала правой, затем левой, а потом обеими руками.
4.«Телеграфисты» - дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам.
5.«Пальцы - альпинисты» - детям предлагается «прошагать» пальцами по кружочкам пирамиды.
6.«Эхо» - водящий произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок повторяет его по слогам и передает его соседу.
Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти слова, правильно произносятся детьми: например, в работе по автоматизации звука С- вначале ребенок проговаривает слоги со стечением согласных, затем с этими слогами слова, а затем слова вводятся в предложения:
СТА – СТО - СТУ - СТЫ
Стакан – тесто – ступка – кусты
Стул стоит у стола.
Суп стынет в миске.
Ставьте стакан на место.
При обучению детей чтению большое значение уделяется работе над фонематическим и слоговым анализом и синтезом слов.
С целью упражнения детей в определении количества слогов в слове проводятся следующие игры:
- «Кто в домике живет»
- «Сколько в доме этажей»
- «Посели слово»
- «Кто больше?»
- «Придумай начало слова»
- «Составь слог по картинкам»
- « Какое слово я задумала? »
- «Кто быстрее?
- «Найди себе пару»
- . «Перепутаница»
- «Волшебники»
- « Составь слово»
- « Ребусы»
- « Строители»
- « Помоги Незнайке»
- « Волшебная елочка»
- «Придумаем новые слова»
- «Наоборот»
- « Измени слово»
- « Один - много»
- «Подскажи словечко»
- «Магазин «Овощи – фрукты»»
- «Магазин « Одежда – обувь»»
- « Магазин « Игрушки»»
- « Магазин «Продукты питания»»
- «Магазин « Посуда»»
- «Посадим цветы на клумбу»
- «Веселый поезд»( по теме «Дикие животные наших лесов»)
- «Зоопарк» (по теме «Животные жарких стран»)
- «Волшебное дерево»( по теме «Птицы»)
Таким образом, проводимая работа по формированию и преодолению нарушений слоговой структуры слов у обучающихся с ТМНР направлена на предупреждение и коррекцию дисграфии и дислексии. Она должна вестись длительно, систематизировано, с учетом ведущего вида деятельности детей - игры, с применением наглядности на всем этапе.
Литература:
1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Санкт –Петербург, 2000 г.
2.Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками. – Москва,1996 г.
3.Есечко Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей/ Методы коррекции нарушения звуковой стороны речи у детей. – Москва. 1979 г.
4. Румянцева Л.И. Значение ритмико – слоговой структуры слова в процессе чтения. – М., 1952 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников.
В данном пособии излагается практический опыт работы учителя-логопеда и учителя начальных классов. Предложеня некоторые виды заданий по преодалению нарушений слоговой структуры слова....
Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Коррекционная работа, проводимая традиционным путем, менее эффективна; учет в логопедической работе индивидуального уровня развития речи каждого ребенка, включение в работу подготовительного и основно...
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...
Консультация для педагогов "Педагогическое взаимодействие в организации и проведении коррекционной работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников"
онсультация для педагогов...
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...
из опыта работы: Коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста.
Рекомендации по организации коррекционной работы с воспитанниками, имеющими нарушения звукослоговой структуры слова....
Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР
Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР...