Буклет для родителей "Звуковая культура речи"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Круглова Любовь Сергеевна

В буклете представлен материал по звуковой культуре речи, который может быть использован в помощь родителям для развития речи своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_po_razvitiyu_rechi.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon buklet_dlya_roditeley_2021.doc569.5 КБ

Предварительный просмотр:

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация.

 Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее соотносительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Монологическая речь наиболее сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.

 Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи.

Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.

Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.

Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:

1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ;

 2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

МБДОУ Детский сад № 224

Развитие монологической речи

Подготовила:

Круглова Л. С.

г. Барнаул


 

Развитие монологической  речи.

Структура монолога: начало, основная часть, конец.

Типы монолога: описание, повествование, рассуждение.

Описание (краткое перечисление признаков объекта речи):

  1. общая характеристика особенностей (основной признак),
  2. последовательное перечисление других признаков.

Задачи обучения описательной речи:

  1. учить детей выделять и называть объект речи (завязка-Это машина.)
  2. учить детей выделять и называть признаки, особенности объекта описания (цвет, форма, детали и т.д.).
  3. знакомить детей со структурой описания, с разного вида последовательностями.

Повествование (сообщение о развивающихся событиях):

  1. экспозиция- знакомство с героями, с местом и временем действия,
  2. завязка- событие, с которого начинается действие,
  3. развитие событий,
  4. кульминация (самый интересный момент),
  5. развязка.

Задачи при обучении детей повествованию:

  1. учить детей выделять и называть главную тему через заголовок повествования.
  2. учить детей передавать повествовательную структуру.
  3. учить детализировать повествовательные рассказы, включая описание героев и диалоги персонажей.

Рассуждение (сообщение о фактах, которые находятся в причинно-следственных отношениях):

  1. тезис- выражает суждение,
  2. система аргументов, доказательств,
  3. вывод, заключение.

Задачи при обучении рассуждению:

  1. учить детей формулировать свои суждения, выражать мнение.
  2. учить аргументировано доказывать свои суждения.
  3. учить пользоваться соподчинительными союзами (так как, потому что, и т.д.).
  4. учить пользоваться вводными словами (во-первых, во-вторых и т.д.).

Обучение описанию на основе восприятия (описание картины).

Структура занятий:

  1. Предварительная беседа (подготовка к восприятию картины).
  2. Внесение и самостоятельное рассматривание картины детьми.
  3. Планомерное рассматривание или беседа по картине. Выделение признаков.
  4. Завершающий рассказ воспитателя (образец).
  5. Обучение детей построению рассказа (образец, план, схема).

Пересказ литературных произведений.

Структура занятия:

  1. Подготовка детей к восприятию литературного произведения.
  2. Первое чтение или рассказывание произведения (без установки на запоминание).
  3. Беседа по произведению.
  4. Повторное чтение (с установкой на запоминание).
  5. Упражнение детей в пересказе.
  6. Оценка (индивидуальная, коллективная).



Предварительный просмотр:

ЗВУКАРИК


Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину...
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.

Рёв слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье -
Звуки эти на заре
Записал я в Звукаре.

Андрей Усачев

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи

Подготовила:

Круглова Л. С.


Этапы работы над звуком.

  • Подготовка артикуляционного аппарата;
  • Уточнение произношения изолированного звука;
  • Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

1. Подготовительный этап:

Уточнение   движений    органов артикуляционного аппарата.        

Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения  органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного  произнесения   звука.                    

2. Этап появления звука:

Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Воспитатель использует способность   ребенка к подражанию.        

Подбирая   звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель   закрепляет   произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по         подражанию у тех детей, которые   его   еще   не   произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.        

3. Этап усвоения звука:

(Правильное произношение звука в речи)

Уточнение правильного произношения звука.

Звук   уточняется   в   словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

*Формы,  методы и приемы формирования

звуковой культуры речи.

1.Формы работы:

- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

- игры-драматизации;

- праздники и развлечения;

- артикуляционная гимнастика;

- дидактические игры;

- шутки-скороговорки.

2.Методы:

  • Игры (дидактические игры, подвижные, хороводные игры с текстом)
  • Упражнения («Подуем на пушистики»)

3.Приемы:

  • Образец педагога,
  • Объяснение.
  • Образное называние звука или звукосочетания (ззз- песенка комара)
  • Хоровые и индивидуальные повторения
  • Совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя
  • Оценка, исправление
  • Образная физкультурная пауза

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Культура речи"

Подсказки для родителей и воспитателей...

Буклет для родителей "Развитие звуковой культуры речи дошкольников"

Распространение педагогических знаний среди родителей....

Буклет для воспитателей "Культура речи педагога".

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....

буклет "Звуковая культура речи"

Предназначен для информирования родителей...

Буклет "Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры"

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...

Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...