Буклет для родителей "Звуковая культура речи"
консультация по развитию речи (старшая группа)
В буклете представлен материал по звуковой культуре речи, который может быть использован в помощь родителям для развития речи своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_po_razvitiyu_rechi.doc | 69.5 КБ |
buklet_dlya_roditeley_2021.doc | 569.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее соотносительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Монологическая речь наиболее сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.
Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи.
Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.
Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
МБДОУ Детский сад № 224
Развитие монологической речи
Подготовила:
Круглова Л. С.
г. Барнаул
Развитие монологической речи.
Структура монолога: начало, основная часть, конец.
Типы монолога: описание, повествование, рассуждение.
Описание (краткое перечисление признаков объекта речи):
- общая характеристика особенностей (основной признак),
- последовательное перечисление других признаков.
Задачи обучения описательной речи:
- учить детей выделять и называть объект речи (завязка-Это машина.)
- учить детей выделять и называть признаки, особенности объекта описания (цвет, форма, детали и т.д.).
- знакомить детей со структурой описания, с разного вида последовательностями.
Повествование (сообщение о развивающихся событиях):
- экспозиция- знакомство с героями, с местом и временем действия,
- завязка- событие, с которого начинается действие,
- развитие событий,
- кульминация (самый интересный момент),
- развязка.
Задачи при обучении детей повествованию:
- учить детей выделять и называть главную тему через заголовок повествования.
- учить детей передавать повествовательную структуру.
- учить детализировать повествовательные рассказы, включая описание героев и диалоги персонажей.
Рассуждение (сообщение о фактах, которые находятся в причинно-следственных отношениях):
- тезис- выражает суждение,
- система аргументов, доказательств,
- вывод, заключение.
Задачи при обучении рассуждению:
- учить детей формулировать свои суждения, выражать мнение.
- учить аргументировано доказывать свои суждения.
- учить пользоваться соподчинительными союзами (так как, потому что, и т.д.).
- учить пользоваться вводными словами (во-первых, во-вторых и т.д.).
Обучение описанию на основе восприятия (описание картины).
Структура занятий:
- Предварительная беседа (подготовка к восприятию картины).
- Внесение и самостоятельное рассматривание картины детьми.
- Планомерное рассматривание или беседа по картине. Выделение признаков.
- Завершающий рассказ воспитателя (образец).
- Обучение детей построению рассказа (образец, план, схема).
Пересказ литературных произведений.
Структура занятия:
- Подготовка детей к восприятию литературного произведения.
- Первое чтение или рассказывание произведения (без установки на запоминание).
- Беседа по произведению.
- Повторное чтение (с установкой на запоминание).
- Упражнение детей в пересказе.
- Оценка (индивидуальная, коллективная).
Предварительный просмотр:
ЗВУКАРИК
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину...
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Рёв слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье -
Звуки эти на заре
Записал я в Звукаре.
Андрей Усачев
Звуковая культура речи
Звуковая культура речи
Подготовила:
Круглова Л. С.
Этапы работы над звуком.
- Подготовка артикуляционного аппарата;
- Уточнение произношения изолированного звука;
- Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.
1. Подготовительный этап:
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
2. Этап появления звука:
Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
Воспитатель использует способность ребенка к подражанию.
Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.
3. Этап усвоения звука:
(Правильное произношение звука в речи)
Уточнение правильного произношения звука.
Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.
*Формы, методы и приемы формирования
звуковой культуры речи.
1.Формы работы:
- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
- игры-драматизации;
- праздники и развлечения;
- артикуляционная гимнастика;
- дидактические игры;
- шутки-скороговорки.
2.Методы:
- Игры (дидактические игры, подвижные, хороводные игры с текстом)
- Упражнения («Подуем на пушистики»)
3.Приемы:
- Образец педагога,
- Объяснение.
- Образное называние звука или звукосочетания (ззз- песенка комара)
- Хоровые и индивидуальные повторения
- Совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя
- Оценка, исправление
- Образная физкультурная пауза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Культура речи"
Подсказки для родителей и воспитателей...
Буклет "Влияние развития мелкой моторики на формирование звуковой культуры речи воспитанников"
Буклет- консультация для родителей....
Буклет для родителей "Развитие звуковой культуры речи дошкольников"
Распространение педагогических знаний среди родителей....
Буклет для воспитателей "Культура речи педагога".
Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи....
буклет "Звуковая культура речи"
Предназначен для информирования родителей...
Буклет "Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры"
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...
Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"
Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...