Логопедические игровые тренинги как средство речевого развития дошкольников
статья по развитию речи

Андреева Наталья Сергеевна

Аннотация к статье «Логопедические игровые тренинги как средство

речевого развития дошкольников»

В данной  статье представлен опыт работы учителя – логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Систематическая работа по речевому развитию с использованием игровых технологий повышает эффективность коррекционной работы с детьми с ТНР. Игротренинги – комплексы упражнений и игр, при помощи которых решаются коррекционные задачи в интересной и увлекательной для детей форме. Речевые игротренинги позволяют успешно работать над всеми сторонами речи, в результате обеспечивается высокий уровень мотивации детей к совместной деятельности, закрепляются полученные речевые навыки.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические игровые тренинги как средство

речевого развития дошкольников

В современном мире мы забываем о важности грамотной речи, не только письменной, но и устной. У детей, растущих в мире современных технологий, всё чаще встречаются речевые нарушения. Начиная с задержки речевого развития, заканчивая нарушениями письменной и устной речи уже в школьном возрасте. Работая в детском саду, мы считаем, что один из важных периодов в речевом развитии детей – дошкольный. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. От того, как хорошо ребёнок освоит речь в дошкольном возрасте, зависит его дальнейший успех. Правильная речь дошкольника - это инвестиции в его будущее, его капитал. Речь это не прирожденный дар. Всё начинается с детства ...

Итак, главной целью в нашей работе, по развитию речи детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО, мы считаем - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. В результате, в ходе этой работы решается ряд задач, это: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества,  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха,  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Описание: J0241043

         Самым эффективным средством реализации данных задач при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.

Использования игровой технологии в работе с детьми мы повышаем мотивацию к совместной деятельности, у них отмечается: повышение работоспособности, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности.

        В практике работы по речевому развитию мы используем  различные игровые технологии. Наиболее  подробно, мы хотели  остановиться на логопедических игровых тренингах, которые могут использовать не только логопеды, но и воспитатели.

Игротренинг – это комбинация игровых упражнений (упражнения, при помощи которых педагог отрабатывает речевые навыки (произносительные, навыки словообразования, словоизменения, уточнения и обобщения, навык построения предложений и т. д.).  Игротренинг помогает каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и другие когнитивные функции. При подборе игр для игрового тренинга учитывается наличие объединяющего общего элемента.  Это может быть тема недели (например, времена года, домашние или дикие животные,  птицы и т.д.); или закрепляемый звук в названиях предметов и картинок по какой – либо лексической теме; или цветовой игротренинг, где связующим звеном является цвет всех предметов и объектов игр.

Игротренинги мы используем  для подгрупповой работы на этапе автоматизации звуков в связной речи, дети объединяются по сходному дефекту, что очень экономит время. Совместная деятельность проходит в хорошем темпе и можно одновременно с работой над звукопроизношением вести работу по коррекции других сторон речи.

        Приведём пример логопедического игротренинга по теме «Дикие животные» для автоматизации звуков Р, Рь.

Закрепить представления детей о диких животных, их внешнем виде, поведении и т. д.. Активизировать словарный запас существительных, прилагательных, глаголов. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в косвенных падежах),  словообразовательные навыки (относительные прилагательные,  глаголы), совершенствовать синтаксическую структуру предложения, автоматизировать произношение звуков Р, Рь в предложениях, стихотворениях, связной речи. Развивать мыслительные процессы, мелкую, артикуляционную моторику, связную речь.  Воспитывать гуманное отношения к объектам живой природы путем обсуждения способов защиты диких животных, особенно занесённых в красную книгу.

В гости к детям приходит кто-то из диких животных и просит помощи. Дети ищут ответ на вопрос, почему  животные оказались в сложной ситуации, чем они могут им помочь. Приходят к выводу, что нужно сделать. Из этих выводов строится дальнейшая коррекционная работа. Дети играют и тем самым решают поставленные задачи. Варианты игр по данной теме:

1. Игра «Изготовление кормушки»

2. Артикуляционная разминка.

3. Игра «Корм для кормушки»

4. Сюжетно-ролевая игра «Покупаем крупу в магазине» 

5. Игра «Кто лишний у кормушки?»

6. Игровое упражнение «Один – много» с шариками  су- джок .

Игровые упражнения с использованием шариков су-джок способствуют не только развитию мелкой моторики, они активизируют соседние зоны мозга, отвечающие за речь, что в свою очередь делают коррекционный процесс более эффективным.

7. Речедвигательная разминка

Речедвигательная ритмика это движения, а дети любят двигаться, поэтому элементы упражнения речедвигательной ритмики включаем в различные виды деятельности детей. С помощью речедвигательной ритмики удаётся быстро восстановить нарушенную слоговую структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв и многое другое. 

8. Игра «Посчитай животных»

9. Игра «Прятки»

10. Игра «Путаница»

11. Игра «Ну-ка животные, встаньте в ряд!»

12. Разучивание чистоговорок «Слушай и запоминай, и за мною повторяй» с использованием схем.

13. «Пальчиковый игротренинг»

14. Отгадывание ребусов

15. Игра-драматизация «Лиса и заяц»

Такой игротренинг мы проводим в рамках тематической недели  «Дикие животные» в подготовительной к школе группе. Дети уже владеют правильным произношением звуков Р, Рь в словах и  предложениях, звуки автоматизируются в связной речи. Дети проявляют интерес к выполнению игровых заданий, активно включаются в игры, у них повышается мотивация к совместной деятельности с педагогом. Игровые задания логопедического игротренинга проводит как логопед, так и воспитатели коррекционных групп, осуществляя закрепление полученных навыков.  Игры и игровые упражнения распределяются в течение всей недели.

      Также в своей работе мы используем цветовые игротренинги. За основу мы взяли «Разноцветные сказки» Н. В. Нищевой. Ведущая цель ее сказок - развитие цветовосприятия и цветоразличения при слушании готовой сказки, рассматривании картины и беседе по ее содержанию. Мы усовершенствовали данную методику, разработала комплекты игровых пособий – цветовые игротренинги. Они представляют собой наборы игрушек, предметов  и картинок определенного цвета, включающих в своем названии закрепляемый звук.

Цветовой игротренинг направлен не только на восприятие и закрепление цвета,  а главным образом на  активизацию речевой деятельности детей, построение предложений, придумывание историй, закрепление правильного произношения звуков. На этапе усвоения и автоматизации звука в предложениях и связной речи дети отправляются в увлекательное путешествие в Красную страну и встречают предметы и объекты красного цвета со звуком Р в названии.  Дети придумывают историю об красной  жар-птице и  журавле или жирафе и о красном мороженом, правильно употребляя звук Р в связной речи. В Голубой стране дети придумывают сказку о путешествии голубого колобка, его знакомстве с голубой лошадкой и голубым волком (закрепляется произношение звука Л). Сперва дети составляют предложения по демонстрации действия, затем  играют с игрушками и картинками, взаимодействуют друг с другом, сочиняют истории и диалоги героев. Количество объектов постепенно увеличивается. Обогащается и активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи: дети упражняются в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (красный крокодил  повстречал красного зайца, голубой колобок завязал голубой бант голубой кукле), практически усваивают предлоги (розовая бабочка села на розовую розу, розовый жучок сидит под розовым грибком), согласуют числительные и прилагательные с существительными (один оранжевый шар, два оранжевых шара…),  подбирают родственные слова (голубь, голубой, голубка, голубеет, голубоглазый). Развивается связная речь, дети в игре сочиняют сказочные истории, активизируется творческое воображение и мышление.  Процесс развития и коррекции речи происходит интересно, ярко, на эмоциональном подъеме.

Таким образом речевые игротренинги позволяют успешно работать над всеми сторонами речи, в результате обеспечивается высокий уровень мотивации детей к совместной деятельности, закрепляются полученные речевые навыки.

Литература:

1. Н. В. Нищева. «Новые разноцветные сказки. Интегрированные занятия с детьми дошкольного возраста с 3 до 6 лет.» 3-е изд., доп. и перераб. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 г.

2. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры. Для детей 4 – 7 лет. ФГОС ДО»  - Литтера, 2020 г..

3. Зеленко С. «Логопедические чистоговорки».- Феникс, 2021 г.

4. Фабриков М. «Современные образовательные технологии: учебное пособие»/ Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. –Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021.
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...

«Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5-6 лет»

Тема становления межличностных отношений черезвычайно актуальна в дошкольном учреждении....

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.  В настоящее время родителям предлагается большое количе­ств...

Игровой тренинг по познавательному развитию «Путешествие с колокольчиком».

Умственное и личностное развитие ребенка, развитие интеллектуальных способностей, мотивационной сферы дошкольника, через знакомство с разными видами колокольчиков....

Конспект логопедического игрового тренинга для родителей и детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в Королевство Правильной речи »

       Игровой тренинг направлен на ознакомление  родителей  с формами и методами речевого развития детей среднего дошкольного возраста,в частности...

Логопедические игровые тренинги как средство речевого развития дошкольников

В методической разработке представлены логопедические игровые тренинги для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Игротренинг – это комбинация игровых упражнений, при помощи к...

Конспект логопедического игрового тренинга для родителей детей первой младшей группы «Путешествие в Речевое королевство».

Многих родителей интересуе вопрос развития речи детей. Предлагаемый конспект родительской встречи поможет сформировать представление родителей о целях, задачах, формах и медотах речевого развити...