Активизация моторных функций как важное условие запуска речи детей раннего возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Шитик Ольга Николаевна

Проблема задержки речи у детей в современное время встречается очень часто, и, именно раннее развитие речи детей ещё в доречевом периоде является наиболее актуальной. Но что такое раннее развитие речи ребёнка в возрасте 1 года? Как это понять – что у такого ребёнка есть нарушения речи (будут в будущем)?  Я вам расскажу о таких детях – «группы риска» и  способы компенсации таких  нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

из опыта работы учителя-логопеда

Активизация моторных функций как важное условие запуска речи детей раннего  возраста

Сообщение подготовила:

Учитель-логопед МАДОУ ДС № 56 «Шитик О.Н.

Проблема задержки речи у детей в современное время встречается очень часто, и, именно раннее развитие речи детей ещё в доречевом периоде является наиболее актуальной. Но что такое раннее развитие речи ребёнка в возрасте 1 года? Как это понять – что у такого ребёнка есть нарушения речи (будут в будущем)? Я вам расскажу о таких детях – «группы риска» и  способы компенсации таких  нарушений.

Нарушения речи можно спрогнозировать ещё во внутриутробном развитии ребёнка, если знать особенности развития мозга человека. И в самом раннем возрасте роста малыша можно предотвратить эти нарушения с помощью специальных упражнений по развитию мышц всего организма – общей и мелкой моторики.

2)        Исследование выявления  предпосылок отклонений в моторном развитии в младенческом возрасте, влияющим впоследствии на речь, являются актуальной проблемой психологии, педагогики и медицины. Особое внимание уделяется раннему возрасту. Это связано с тем, что период раннего возраста - это один из критических периодов развития, которые характеризуются высокими темпами психофизиологического созревания ( На структурно-функциональную организацию развивающегося мозга, учёные обратили внимание ещё в 1990 . Л.А.Венгер, представил свои труды в 1969; Т.Н.Осипенко в 1996 и другие учёные били во все колокола о развитии «тела человека и влияния его на мозг»). Знаменитые учёные доказали - чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов (1951); А.Р. Лурия (1973); А.А. Леонтьев (1999) и др.). Но нельзя путать излишнюю подвижность ребёнка с правильным моторным развитием.

Моторное развитие детей в настоящее время интенсивно изучается в рамках как клинической неврологии, так и методами нейропсихологии.

Если сравнивать развитие детей 10 лет назад и сегодняшних, то это глобальная проблема. Много детей с речевыми нарушениями, количество их с каждым годом увеличивается. Мы мало задумываемся, что речевое развитие очень тесно связано с двигательным развитием детей, тем, как протекало развитие в утробе, акушерско-гинекологическим анамнезом мам, их здоровьем, течением родов и послеродовым периодом.  

Отклонения в развитии младенцев с перинатальной патологией носят системный характер (нарушены все функции: моторные функции, слух, зрение, тактильная чувствительность); отмечаются дизартрические расстройства: ограничение активных движений мышц всего тела и, как следствие, артикуляционного аппарата, имеются синкинезии, повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, недостаточность произвольных движений языка.

К 1 году мы, педагоги, можем замечать только внешние проявления – двигательные (моторное) нарушения у ребёнка и тревожные жалобы родителей, которые что то подмечают, но не знают, как к этому относиться: считать возрастной нормой, не зрелостью, патологией…

 И.М. Сеченов (1866) был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Сегодня мы можем добавить – слуховые, вкусовые рецепторы проприоцептивной системы организма человека.

3) При клиническом обследовании моторные нарушения не всегда в полной мере диагностируются, в меньшей степени вызывают тревогу врачей и родителей, а поэтому и меньше корригируются. Родители, как правило, не придают значение серьёзности данных отклонений. Они, как обычно полагаются на то, что с возрастом всё само собой «пройдёт», вспоминают себя, других своих детей... Только специалисты могут «забить тревогу», если ребёнок: не ползает, пошёл раньше, чем пополз, не умеет бегать, играть мячом, не может подниматься по лестнице самостоятельно, не проявляет интереса к подвижным играм, плохо держит ложку и т.д. А именно это он должен уметь к году. Отсутствие рефлексов и несвоевременное угасание их свидетельствует о моторной патологии что тормозит дальнейшее развитие ребёнка.

         Изучение сенсомоторного развития ребенка занимает важное место в психофизиологии и возрастной психологии  (Н.И. Чуприкова, 1967, 1979; Е.И.Бойко, 1964;). Но научные знания не передавались в ВУЗАХ логопедам. В какой то степени этим владели дефектологи. Поэтому проблема нарушения речи решалась в более старшем возрасте и была направленна на серьёзную коррекцию уже установившихся недостатков – полиморфных нарушений.

Коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление отдельно взятых дефектов с помощью медикаментозного лечения, но и на формирование моторных функций, стимуляции младенца.

Несвоевременная коррекция моторных нарушений обуславливает вторичное нарушение психомоторики.

Соответственно проблема раннего выявления и коррекция моторных нарушений у детей с 1 года в настоящее время является актуальной для дальнейшего формирования правильной речи.

Дети, у которых сенсомоторное развитие в норме, как правило, начинают разговаривать раньше сверстников.  У таких детей не выявляются речевые нарушения, либо нарушение речи незначительны. Только не нужно путать двигательные расстройства, СДВГ, моторную расторможенность. Чему родители часто просто умиляются. Нам, педагогам, необходимо изучить особенности правильного моторного развития детей раннего возраста: – Существует ли связь моторных нарушений с развитием речи у детей? Какая? На что обращать внимание родителям?

Если спросить родителей детей с задержкой речевого развития с 1 г до 3 лет о том, какая опасность подстерегает вашего ребёнка в повседневной жизни? И они сразу начнут говорить, но  с 2-х сторон: слишком активный (по мнению родителей) -упадёт – ударится, с лестницы покатится, молоток на ногу уронит, коляску на голову переворачивает, в стену ударится с разбегу, в поворот не впишется – на угол налетит… Или, родители, имеющие ребёнка со сниженной моторной функцией -   не может долго ходить, постоянно просится на ручки, постоянно сидит, может наклониться и упасть со стула, с дивана, не видит края ступени, кровать… и т.д.

Вы скажете – это нормально – они маленькие! Но, если это заметил родитель – это уже серьёзно нарушено! Ребёнок в подвижном  и спокойном состоянии должен быть под контролем мозжечка, внешне это выглядит – «осторожный ребёнок», но не входящий в ступор, не плачет, не кричит об опасности… а просто умеет остановиться, оценить ситуацию и постараться найти выход из ситуации самостоятельно, и, после совершённой ошибки снова так беспечно не поступает. (Выше я говорила о детях, которые упали, ударились, поплакали – и снова побежали в том же направлении, в той же скорости, снова ударились…тоесть «не сделали вывод, не стали осторожнее») Вывод специалистов – и в том и в другом случае – нарушения моторной функции – как первичного дефекта задержки речевого развития.

Крупная моторика – это и зрительно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам, приостанавливаться на поворотах, обходить препятствия. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий и получает негативный опыт.

4)  В группах ТНР для детей с 1 года до 3 лет, работа учителя-логопеда ведётся в соответствии с данными выше исследованиями и разделяется на 3 этапа формирования речи, или как это принято сейчас говорить «запуска речи».  В данную группу, согласно заключениям ТПМПК, направлены дети, имеющие перинатальную патологию, нарушений ЦНС, и, следовательно, относящиеся к «группе риска» по нарушениям речи.

И является ведущим в реализации Адаптированной образовательной программы занятий с данной категорией детей,  составленной  на основании комплексного обследования детей группы всеми педагогами ДОО. Использовались авторские методики исследования для детей раннего возраста, логопедов, дефектологов, нейропсихологов. И, в итоге, содержание Программы было направлено на моторное, сенсорное и речевое развитие в строгой последовательности физиологического созревания мозга и коррекции имеющихся нарушений. Особое внимание уделялось нейропсихологическому и нейрофизиологическому подходу.

Поскольку зоны мозга тесно взаимодействуют и воздействуют друг на друга, строгого разделения того или иного направления работы невозможно. Зная систему взаимодействия  участков  мозга  ребёнка раннего возраста работа с ребёнком ведётся по нескольким направлениями одновременно. Но, усиление того или иного направления работы на каждом этапе строго соблюдается. Благодаря умению осуществлять индивидуально-дифференцированный подход педагоги не переходят на следующий этап в работе с ребёнком, если не сформированы те или иные «базовые» навыки. Постоянно идёт повторение тех или иных моторных действий.

5)Первое и основное направление: развитие координации тела и слухового восприятия. То есть мы развивали мышечную и координационную систему, иными словами - «базовый»  - «речедвигательный анализатор».

        На первом этапе (с 1 года до 2 лет) мы формируем «импрессивную» (сенсорную или слуховую) речь с помощью развития зрительно-слухо-моторной координации.

В этом направлении разработано множество игр и упражнений в занятиях учителя-логопеда, воспитателей группы, родителей, как полноправных участников педагогического процесса.

Игры с мячом: «лови-катай, лови-бросай», с усложнением: по сигналу педагога и тому, кого назову по имени и перекрёстные броски. (возраст: с 1 года до 2 лет).

 Все большую популярность в дошкольном воспитании набирает «Школа мяча». На наш взгляд, использование разнообразных переместительных упражнений может обогатить двигательную сферу ребенка действительно социально важными умениями и преодолевать различные диспраксии. Разделение диспраксий и моторной неловкости (неуклюжести) имеет не только теоретический, но и практический аспект. Если ребёнок неуклюжий, значит он предрасположен к диспраксии.

6) Занятия на развитие координационных движений всегда проходят под руководством взрослого (педагога). Если ребёнок находится в движении самостоятельно – развитие координации и моторных дифференцировок, способствующих формированию речи – 10%, так как этим детям нужна «коррекция». Такие занятия проводит как учитель-логопед, так и воспитатель, музыкальный руководитель, родитель – в комплексе (через видеофрагменты занятий мы делимся друг с другом и повторяем).

7)Маленьким детям нужно преподавать множество различных моторных навыков для того, чтобы развивать и увеличить их моторную компетентность. Причем необходимо помнить, что требуется достаточное число повторений для закрепления моторных умений, а это в условиях ограниченных временных ресурсов любой образовательной системы требует их отбора. Поэтому мы руководствуемся нейро подходами.

Хочу обратить ваше внимание  и на подаваемые  речевые инструкции этим детям (с дифицитом внимания): Все движения, все правила «проговариваются» простыми и одинаковыми предложениями (возьми красный мяч, брось мяч Аделине), и, недопустимо говорить по-разному-давай мячик, брось-ка мне, кидай, кидай…). Много разных слов сбивает ребёнка, он понимает значение, но не фиксирует словарный запас. Вся речь педагога должна быть продуманна, лаконична, точна. Предложения должны быть простыми, короткими, без деепричастных оборотов. Повторять фразы необходимо до 5 раз разной интонацией, с выделением логического, синтагматического ударения.

8)Мы (педагоги данной группы) заметили, что именно в движении хорошо работает речевая память и формируется словарный запас. И движения должны быть «сложными». Сложные координационные движения помогают  при заучивании стихов, песен, потешек и сказок. После такого типа запоминания ребенок легче воспроизводит услышанное. Так как задействован речедвигательный анализатор, объединяющий в себе много участков мозга. Более того, речь становится не только внутренней (запомнил хорошо и показал на картинках), но и внешней – смог «рассказать» с помощью слов, лепета, мимики.

9) Крупная моторика формируется у детей раннего возраста очень быстро и эффективно. И обусловлено это физиологическими потребностями организма. Такого эффекта с 5 летними детьми достичь невозможно в короткие сроки. При осуществлении сложных двигательных актов работа скелетной мускулатуры должна происходить в правильной последовательности при одновременно согласованных сокращениях многих мышечных групп. Способность выполнять такие действия возникает в процессе обучения. Произвольные упражнения не даны от рождения, человек обучается им постепенно, с раннего детства, закрепляя их через миллиарды повторений в динамические стереотипы.  Следует обратить внимание на обучение ребёнка самостоятельно одеваться и обуваться. Это происходит постоянно, так как одежда разная, манипуляции усложняются  - липучки, замки сменяются шнурками, пуговками и т. д. Поэтому, как только мы начинаем замечать синхронность движений, умений самостоятельно одеваться,  реагировать на речь взрослого и выполнять инструкции, можно сделать вывод -  стадия формирования сенсорной речи в полном разгаре.

10) Что касается формирования мелкой моторики, то без определённых умений развитой крупной моторной сферы – эффективность развития мелкой моторики поддаётся сомнению.

 Совершенствование движений пальцев рук у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка.(Эволюция) Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.

 Поэтому целесообразно подключать (не переходить к другому этапу) формирование статической позы и развитие мелкой моторики. Возникает диссонанс – развиваем двигательную активность, общую моторику, и, как только она вошла в правильное русло – мы усаживаем детей, и, формируем контроль статической позы. Хочу отметить, что развитие крупной моторики – это не умение танцевать, прыгать и ходить по лестнице – это развитие центра контроля за мышцами всего организма. А именно контроль за мышцами и является главным в создании условий для познавательного развития: дети научаются контролировать свою позу, и фокусировать зрительно-слуховое внимание.  На представленном слайде видно, как моторная зона даёт импульсы в речевые центры (красными стрелочками обозначено их взаимодействие).

11) Особенно важны данные о связи между развитием тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей, Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. На фото вы видите небольшое количество пособий, способных развивать мелкую моторику, но они довольно сложные. Не следует обращать внимание на предлагагемые нам, производителями игрушек «знаки» на коробках с играми детей – 0+, 2+. Можно использовать любые по сложности пособия. Главное- научить ребёнка им пользоваться и работать с ним под контролем, с объяснениями, показом.

12)Если захватывание предметов – шарика, кубика формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций и они могут быть сформированы к 3 годам. Но, если специально упражнять руку ребенка, появляется зрительный  контроль за движением карандаша в процессе рисования. Ребёнок,  хорошо владеющий карандашом может легко запомнить алфавит (его графику) и рано научиться читать. В это же время, при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, словесного объяснения. В случае недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми, или слуховое восприятие неречевых и речевых звучаний, которое мы с 1 года продолжаем развивать (это с 1 этапа с нами не расстаётся). Поэтому роль взрослого и упражнение «рука в руке» - является самой актуальной в этом возрасте.

Для успешной работы по развитию мелкой моторики важно, чтобы дети выполняли упражнения с должной силой, амплитудой, точностью, ритмичностью, поэтому мы выполняем упражнения с детьми вместе.  Соединяем пальцы детей в фигуры. чтобы дети лучше запомнили эти статические фигуры предлагаем детям закрыть глаза и запомнить свои ощущения. А потом открыть глаза и повторить эти фигуры самостоятельно. И не забываем всегда хвалить их. В группах всегда есть дети, которые с большим трудом выполняют эти упражнения, часто не доделывают их до конца. .Мы всё равно их хвалим т.е стимулируем детей на новые успехи.  Для того чтобы и у таких детей шло воздействие на речевые центры. Практика показала, что упражнения для развития мелкой моторики способствуют снятию статических нагрузок, предупреждению переутомления, которое появляется у детей группы на 10 – 12 минуте занятия. Эта двигательная активность переключает детей на новую деятельность, повышает работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов. . Очень важно чтобы упражнения выполнялись обеими руками т.к левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половинки тела, а правое – за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева.

13) Но мы в своей работе не берём моторику в узком смысле слова – для нас моторика пальцев стоит на 3 месте после развития мышц дыхательной системы (диафрагмы). На первый взгляд кажется – дуть все могут, что там развивать? Но этот процесс является «базовым» в развитии речи. Правильно поставленное дыхание и голос – путь к быстрому развитию связной речи в целом. Но, если не сформировано правильное речевое дыхание, тоесть – работа мышц диафрагмы раскоординирована – то даже с возрастом речь ребенка даже с правильным звукопроизношением может быть «не внятной», «бедной». Это и является причиной – неумение правильно рассказывать стихи, петь, отвечать полным ответом. ( Игра «Футбол» ярко демонстрирует разницу развитого диафрагмального дыхания и нарушенного). Ребёнок с нарушенным диафрагмальным дыханием не умеет сосредотачиваться, выполнять инструкции. Он раскоординирован в общей моторной сфере. И при наличии даже связной речи – он не может применять ее в жизни (не отвечает на заданные вопросы, не выполняет правильно инструкции и т. д.) Его речь носит «спонтанный характер» (нарушена произвольность).

Всё же, не смотря на то, что занятия равномерно проводятся со всеми детьми  не всё так радужно со всеми.  Кому то требуется больше повторений, и общих моторных упражнений на всем протяжении коррекционных занятий. И когда нет речи, и, когда запуск прошёл. Речь достаточно развёрнутая. Проблемы с координацией могут в дальнейшем негативно сказаться на общем развитии не только речи, но и психики. Опыт показал, что дети, с медленно развивающейся моторной сферой страдают такими отклонениями от нормы : часто плачут, у них есть страхи, они встают в «ступор» при незначительном напряжении» и т. д.

14) Конечно, раздел формирования речи не может обойтись без развития артикуляционной сферы. Артикуляционная гимнастика для звуков раннего онтогенеза проводится на протяжении всех этапов, включаются в различные занятия.

В развитие мышц артикуляционного аппарата включается комплекс развития голоса (распевки Овчинниковой), Темпо-ритмических движений. И, придерживаясь нейрофизиологического подхода в обучении – формирование звукопроизношения проводится в комплексе с сложными координационными движениями, заданиями с развитием мелкой моторики. Тоесть, всегда, во всех занятиях применяется «многозадачность» (работает язычок, мимика, руки, всё тело, слух, обоняние, осязание и т.д.) на основе индивидуально-дифференцированного, персонифицированного подхода к каждому ребёнку.

В возрасте 2-х лет можно выделить «успешных детей» и «приближенных к успеху». Радостно сказать, что «неуспешных» или «приближенных к норме» - нет. Учитывая то, что у детей существуют различные диагнозы, нарушения ЦНС. Группа ТНР раннего развития, которую я представляю, изначально была нацелена на достижение результатов «нормированно развивающихся сверстников», но опыт показал – опережение на 1 и 2 шага своих нормированно развивающихся сверстников. Так называемый «запуск речи уже состоялся» и по составу слов можно судить, что речь детей уже формируется с опережением. Они довольно быстро прошли и даже, перешагнули этап лепетной речи, и

 сразу строят предложения (фразы из 2-4 слов), могут объяснить ситуацию, хорошо владеют понятиями – «глаголы», «прилагательные», используют синонимы. Их речь эмоциональна и выразительна. Они могут передать смысл сюжетной картины, могут составить пересказ по 2-4-м картинкам.

 К сожалению, согласно возраста, мы не можем говорить о чистоте звукопроизношения. У одних детей – речь более слаженная, с заменами в произношении звуков позднего онтогенеза. Эти дети хорошо произносят свистящие, шипящие, но нет соноров. И, встречается произношение уже с дефектами: стигматизмами свистящих, шипящих и грубо нарушенными слоговыми структурами, персеверациями. Мы, педагоги – логопеды –дефектологи скептически относимся к «фразе» - «выговорится», «пройдет с возрастом» и т.д. Мы считаем, что дети со 2 списка – без специальных упражнений не сформируют правильное произношение, поэтому с ними уже целесообразно проводить работу по коррекции произношения, больше уделять внимания артикуляционным гимнастикам, логомассажам, нейрорефлекторным процедурам, и, возможно, лечением у невролога по линии медицинских реабилитационных процедур. Так как мы говорим о детях с ТНР, а значит, более сложными нарушениями. Если бы данную программу применяли к детям без патологий, возможно, не было бы таких прецедентов.

Тем не менее, следует отметить, что дети, с выявленными речевыми «патологиями» наименее развиты в моторной сфере. Они ещё допускают ошибки в движениях крупной моторики, но вполне успешны в мелкой моторике и познавательной сфере. Они на своём «сильно искажённом» языке могут развернуть любую сюжетную игру, передать своё видение, донести любую мысль до детей и взрослых. Предполагаю, здесь работают компенсаторные возможности организма, и, возможно, этим детям необходима более длительная реабилитация. И, то, что мы совместно с переходом на другой этап, а продолжаем работать над моторикой – помогает этим детям (с более сложной патологией), пусть и позже, но достичь результатов.

Таким образом можно сделать вывод – Развитие крупной и мелкой моторной координации способствует формированию речи и компенсации тяжёлых нарушений речи. Благодаря возрастным особенностям, а именно – ранний возраст – компенсация нарушений в развитии речи происходит в более короткие сроки и является предпосылкой полного исключения возможных более серьёзных речевых патологий. Речь этих детей будет полностью сформирована к 5 годам, что поспособствует более раннему и широкому познавательному развитию этих детей. Они будут обладать боле высоким уровнем подготовки к школьному обучению по всем направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение - как важнейшее условие развития речи детей.

Консультация для родителей на тему: "Общение - как важнейшее условие развития речи детей"...

Родительское собрание на тему: « Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей.»

Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно  имеет важное значение в формировании произносительной стороны реч...

Консультация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста»

В презентации раскрыты особенности организации предметно-развивающей среды как важной составляющей развития речи дошкольников (ранний дошкольный возраст)...

Родительское собрание на тему: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых з...

План-конспект занятия по подготовке к запуску речи детей до 3-х лет. Рекомендации родителям при подготовке к запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет.

Краткий план-конспект занятия, к котрому прилагается презентация с подробными рекомендациями по выполнению упражнений, по запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет, а также норм речевого развития дет...

«Общение как важнейшее условие развития речи детей дошкольного возраста»

Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении...

Игровая деятельность как важное .Условие развития речи детей раннего возраста "КМО"

Игровая деятельность как важное Условие развития речи детей раннего возраста ...