Практические рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
В настоящее время проблема развития речи у детей раннего возраста стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки задержки развития речи. Скомпенсировать отставание в любом развитии (физическом, психическом, умственном, речевом) максимально быстро и эффективно можно только в раннем возрасте, так как этот период характеризуется пластичностью нервной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста
В настоящее время проблема развития речи у детей раннего возраста стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки задержки развития речи. Скомпенсировать отставание в любом развитии (физическом, психическом, умственном, речевом) максимально быстро и эффективно можно только в раннем возрасте, так как этот период характеризуется пластичностью нервной системы.
Но для начала немного полезной информации, которую необходимо знать каждому родителю:
Ребенок от двух до четырех лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Поэтому все, что вы рассказываете вашему малышу должно быть:
1. Наглядно (если вы рассказываете про посуду, то показываете ребенку посуду, если вы рассказываете про мебель, то показываете ребенку эту мебель).
2. Эмоционально окрашено (очень часто нам не интересно слушать человека, который говорит монотонно, поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте свою речь эмоционально окрашенной, используйте паузы, не забывайте также использовать мимику и жесты).
3. Правильно (говорите простыми словами и фразами, речь должна быть чистая, без нарушений, ни в коем случае «не сюсюкайтесь» с ребенком, повторяя его неправильные слова, ваша речь должна быть образцом правильной речи).
4. Артикулируемо (всегда говорите четко и медленно, при этом ребенок должен видеть, как вы произносите то или иное слово).
Всегда помните, что занятия должны строиться по принципу от простого к сложному, при этом обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Программное содержание игр по коррекции развития речи для детей 2-3 лет включает в себя несколько линий развития:
- Развитие общения и сотрудничество с взрослыми
- Развитие понимания речи
3. Развитие активной речи ребенка
4. Развитие слухового восприятия
5. Развитие силы голоса и темпа речи
6. Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики
7. Развитие звуковой культуры речи
8. Развитие моторики рук и общей моторики
9. Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром
Предварительная работа круглого стола:
- Подбор рекомендаций по проблеме развития речи у детей третьего года жизни;
- Подбор дидактических и пальчиковых игр по данной теме;
- Заготовка памяток для родителей по числу участников круглого стола.
Ход мероприятия
Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас мы с вами поиграем в некоторые из этих игры:
- "Цепочка слов"
Цель: Обогащение словаря, развитие слухового внимания, мышления.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Это кто (показ кошки)?
Родитель: Кошка.
Воспитатель: Что есть у кошки?
Родитель: Голова, хвост, уши, лапы, когти...
Воспитатель: Когти острые и колючие. Что ещё бывает колючим?
Родитель: Ёлка, ёжик...
Воспитатель: А где живёт ёжик?
Родитель: В лесу.
Воспитатель: А кто ещё живёт в лесу?
Родитель: Волк, лиса, заяц…
Воспитатель: А какого цвета шубка у зайца зимой?
Родитель: Белого.
Воспитатель: А что ещё бывает белым?
Родитель: Снежинки, снег, снеговик, облака…
Воспитатель: А снеговик из каких фигур сделан?
Родитель: Из круглых.
Воспитатель: А что ещё бывает круглым?
Воспитатель: Мяч, солнце, шар, помидор…
- "Найди по цвету"
Цель: закрепление названий цветов, согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета или сами предметы.
Например:
Красное яблоко, красная шапка, красный карандаш.
Жёлтое солнце, желтая репка, жёлтый кубик.
Синее небо, синяя краска, синий шарик.
Зелёное одеяло, зелёная ёлка, зелёный листик.
- «Мои пальчики расскажут»
Воспитатель: Ученые считают, чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.
Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком:
«Рисуем стихи»
Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый и рисует зайца, затем ребёнок дорисовывает детали (дождик, ушки, глазки, хвостик…) к изображению и договаривает за взрослым слова и фразы к стихотворению.
«Мой мишка»
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Воспитатель показывает мишку читает текст, а «играет» ребенок.
Я рубашку сшила мишке. (Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки. (Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить (Показывает карман.)
И платочек положить. (Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша: (Берет кастрюлю с плиты.)
-Где большая ложка наша? (Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой, («Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку, (Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку, (Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей («Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей! (Берет мишку за лапку и идет гулять.)
«Жили-были зайчики»
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
На лесной опушке (хлопают в ладошки).
Жили-были зайчики (показывают уши)
В беленькой избушке (показывают домик).
Мыли свои ушки (трут уши),
Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),
Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),
Надевали тапочки (показывают).
- «Я учусь правильно дышать»
Цель: Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста. При этом важно акцентировать внимание ребёнка на долгом вдохе и плавном выдохе.
Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на детских музыкальных инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке шарики, разноцветные бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Например, упражнения «Снежинка», «Свеча», «Окошко», «Горячий чай».
- «Я с мамой рисую сказку»
«Жила была кошечка (рисуется кошка) Она была очень грустная, ведь у нее было мало полосочек (рисуются 2-3 полоски). Давай развеселим кошечку и нарисуем ей много полосок (ребенок рисует полоски). Кошка обрадовалась и пошла гулять по дорожкам (рисуется дорожка). Теперь кошка будет гулять по другим дорожкам. Нарисуй длинные дорожки для кошки (ребенок рисует длинные линии). Кошка будет играть – катать клубочки (мячики) по дорожкам, вот такие (взрослый рисует спиральные линии). Теперь ты нарисуй клубочки для кошки (рисует ребенок разными карандашами)».
Если ребенку интересно, можно дополнять рисунок и дальше придумывая сказку.
Варианты сюжетов:
- сказка о солнышке, дорисовывая ему лучики;
- про шарики, дорисовывая им ниточки;
- про недовязанные рукавички, дорисовывая клубочки;
- про то, как затопили печку и дорисовывая дым из трубы;
- про то, как собачка потерялась, дорисовывая дорожку домой;
- про ежика, дорисовывая ему колючки;
- про елочку, дорисовывая ей ветки;
- про платочек в подарок, дорисовывая ему узор из полосок и.т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.
Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....
Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.
консультация для родителей, для индивидуальных занятий с детьми...
Буклет "Практические рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста"
Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. К этому времени нормой считается, если ребенок использует в активной речи 10-15 слов. В буклете представлены приемы акти...
Рекомендация "Практические советы родителям по развитию речи детей раннего возраста"
Практические рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста, их представлении об окружающем...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот пе...
Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста
Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста...
Рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста
Именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С. Выготский ...