Рекомендации родителям.
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)
Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam.docx | 523.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей.
Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт
возможности вашему ребёнку свободно общаться, усваивать различные школьные
предметы. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем
шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее
взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое
развитие. Развивать речь детей – значит, регулярно работать над её содержанием, учить
построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для
того, чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками,
необходим огромный труд. Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной
школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить. Развитие устной речи
ребёнка является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи,
чтения.
Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но
не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят
предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно.
Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить и облегчить процесс усвоения малышом
необходимых навыков, его родителям необходимо совместить в своей работе по
подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с
ребёнком, игра с ним и его обучение.
Правильная речь — это заслуга не только учителя и логопеда, а, прежде всего, Вас —
родителей, тех, кому подражают Ваши дети, для кого Вы — пример, пример не только в
данный момент, а на всю жизнь.
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение
от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой
словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки,
интересно рассказывать. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих
предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные
пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и
способствовать овладению правильной речью. Для развития речи ребенка и
формирования интереса к чтению, необходимо помнить, что нужно использовать каждую
возможность общения с ним: разговаривать о его делах, о том, что он увидел или
услышал, о том, что прочитал, отвечать на его вопросы.
Советы родителям по развитию речи детей.
1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она
должна быть четкой, правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте,
что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за
ее правильностью.
2.Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье -
это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили, что у ребенка возникают
проблемы с речью, не бойтесь обратиться к
специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).
3.Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он
усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение
должно быть четким, ясным и выразительным. Обязательно обсуждайте прочитанное.
4.Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу
сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам), составлению
рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей
рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
5.Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, настольно-печатные игры.
6.Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию
выразительности, тренирует память.)
7.Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.
8.Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы,
анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы
«Как догадался?», «Почему?»
9. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей – это игра, через игру
ребенок усваивает все быстрее.
При работе со словом можно использовать дидактические игры,
задания, упражнения.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень
развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем
словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые
постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие
значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.
Игровые упражнения- задания помогают в расширении словарного запаса.
Игра «Кто больше?». Предложите вспомнить, как можно больше однокоренных
слов к слову желтый, обозначающих предмет - желток, желтизна, желтуха.
Признак предмета - жёлтый, жёлтенький. Действие предмета: желтеть,
пожелтел, будет желтеть, желтеет.
Игра «Кто точнее?». Покажите предметные картинки, по которым дети составляют
словосочетания: жёлтый лист, жёлтая краска, жёлтый мяч, жёлтые шторы;
желтеет пшеница, пожелтела страница, будет желтеть груша.
Игра «Назови такой же». Назовите словосочетание, а дети перечислят другие
предметы, имеющие этот же признак. Например: вы говорите «жёлтый
цыплёнок», а дети продолжают: жёлтое солнце, Жёлтое море, жёлтая игрушка,
жёлтые цветы.
Игра «Кого так называют?». Прочитайте фразеологический оборот «Желторотый
птенец». Если дети не могут правильно объяснить, то дайте подсказку: маленькая
птица; маленький человек; очень молодой, неопытный человек.
Игры в слова.
Цель этих упражнений - научить ребенка не только узнавать новые слова через
объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета,
описывая его признаки.
Задание 1. « Назови, как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья,
цветы, дикие и домашние животные, птицы, игрушки, инструменты, мебель, профессии»
и т.п.
Задание 2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот
предмет может делать»
Метель - метет, а гром - .. , ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...
При каждом ответе целесообразно спросить: «А что еще делает солнце, оно ведь не
только светит? « Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих
действие.
Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает
гвозди? Кто ловит мышей?»
Задание 3. «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо – (железный)
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло –
Задание 4. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч;
такой же желтый, как и дыня).
Задание 5. « Сравни».
По вкусу: лимон и мед, лук и яблоко.
По цвету: гвоздику и ромашку, грушу и сливу.
По прочности: веревку и нитку, камень и глину.
По ширине: дорогу и тропинку, речку и ручей.
По высоте: куст и дерево, гору и холм.
Задание 6. « Угадай-ка».
Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит. (Комар)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста. (Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я
постараюсь догадаться, кто или что это"
Задание 7. «Слова-приятели» (упражнение на синонимы).
«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)
«Ценный – это какой?) Жесткий -это какой?"
Задание 8.
«Каким словом можно заменить слово конь? Слово врач, чашка, пища?»
Задание 9.
«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Задание10. «Слова-неприятели» (упражнение на антонимы).
«Скажи наоборот».
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
Задание 11. «Один и много» (изменение слов по числам).
«Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово
так, чтобы получилось много предметов.» Например, я скажу "карандаш", а ты должен
сказать: « карандаши».
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.
Задание 12.
«А теперь попробуем наоборот - я буду говорить слово, обозначающее много предметов,
а ты – один»
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
Задание13. «Уменьшение».
«Скажи, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а
маленький стол - ...».
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Задание14. «Закончи слово».
«Отгадай, какое слово я хочу сказать? По...» (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
Задание 15. «Объясни слово».
«Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»
Нож, шляпа, мяч, письмо,
зонтик, подушка, гвоздь, осел,
мех, алмаз, соединить, лопата.
Задание 16. «Съедобное - несъедобное».
Два игрока бросают друг другу мяч. Бросающий мяч игрок называет слово, обозначающее
или съедобный продукт, или любой несъедобный предмет. Если названо слово,
обозначающее съедобный продукт, то принимающий мяч, второй игрок, должен его
поймать. Если же назван несъедобный предмет, то ловить мяч не нужно.
Игровые упражнения на активизацию словарного запаса.
«Подбери слова». Развитие умения активизировать словарный запас с помощью глаголов.
Задание: Подберите как можно больше слов, соответствующих действию. Например:
солнце – греет, светит, садится, освещает, листья – растут, опадают.
Игра «Кто хитрее?» Развитие умения образовывать сравнительные степени имен
прилагательных.
Задание: Вспомните сказки, где главные герои животные.
Лиса хитрая, а журавль – (хитрее, хитрющий);
Лиса умная, а журавль – (умнее);
Заяц труслив, а зайчишка – (трусливее);
Медведь косолапый, а Мишутка – (косолапее);
Игра «Назови одним словом». Развитие умения подбирать синонимы к предложенным
словам.
Задание: скажите по-другому.
Часы идут (ходят, тикают). Дождь идет (льется, капает). Поезд идет (едет, мчится).
Фильм идет (демонстрируется). Весна идет (наступает). Пароход идет (плывет).
Игра «Скажи по-другому». Развитие умения подбирать синонимы к предложенным
словам.
Задание: Замените выражения:
− тяжелый груз (имеющий большой вес);
− тяжелый сон (неспокойный);
− тяжелый воздух (неприятный);
− тяжелая рана (опасная, серьезная);
− тяжелое чувство (мучительное, горестное);
− тяжелый на подъем человек (с трудом решается на что-то);
"Похожие слова" - синонимы.
Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова,
приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.
Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова
называются близкими по смыслу(синонимы).
Взрослый: «Я начну, а ты продолжай». Вини -Пух забавный (веселый, смешной,
потешный, комичный...).
Ослик Иа- печальный (грустный, нерадостный, огорченный...).
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый.)
Взрослый: Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мчится, спасается
бегством, летит во весь дух, уносит ноги).
Многозначные слова.
Иногда мы одним и тем - же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное
растение, лук - оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, игла у хвойных деревьев, игла у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок, гладит, бежит, летит,
несется, румяный, дорогой, крепкий, свежий.
Наоборот (антонимы).
Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Например: сахар сладкий, а перец?
Дорога широкая, а тропинка?
Пластилин мягкий, а камень?
Чай горячий, а мороженое?
Сложные слова.
«Эхо» Игра на образование сложных слов.
-листья падают – листопад
-сам ходит - самоход
-снег падает - снегопад
-вода падает - водопад
-звезды падают - звездопад
«Кто чем занимается?» Расширение словаря названиями профессий.
Взрослый читает стихотворение:
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Строитель – строит;
Взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку, должен назвать, что
делает человек определённой профессии: повар – варит (готовит), учитель – учит и т. д.
Работа над словосочетанием и предложением.
Для развития связной речи необходимо формирование у ребенка навыков правильного
построения предложений. Грамматический строй речи — показатель умственного
развития ребенка и средство формирования связной речи. Дети, у которых он не
сформирован, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками
чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в
общении со сверстниками. Чтобы они хорошо учились и могли самостоятельно
высказываться, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными
предложениями в учебной деятельности и в свободное время. Следует учить детей
отвечать на вопросы полными предложениями.
«Скажи правильно», «Повтори за мной» (Автобус едет по дороге).
«Какое слово убежало?» (Алеша ел...).
«Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем...)
«Исправь Незнайку» (Машина едет по реке).
«Из чего сделаны предметы?» (Расскажи о деревянных).
Упражнение «Закончи предложение». Развивать умение составлять предложение путѐм
подбора слов, подходящих по смыслу. Детям предлагается предложение или текст, с
пропущенным словом. Они вставляют слово, подходящее по смыслу.
К Тане пришли. Мама вскипятила. Таня
поставила на стол и вазу с. Мама налила в
душистый. Таня, гостей чаем!
Игра «Что мы видим во дворе?» Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в
игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна.
Описывайте все увиденное в деталях.
Упражнение "Давай поговорим" Является обычной беседой на бытовые темы. Я задаю
вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты
сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со
мной?
Упражнение «Догадайтесь». Умение составлять предложения, используя слова по
смыслу.
Выгляну… солнц…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб…
гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро…
Упражнение «Пропавшие слова» Я прочитаю рассказ, но некоторые слова в нём
потерялись. Попробуй их отыскать.
Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот вот пойдёт _____ .
Упражнения по построению предложений из разрозненных слов
(восстановление деформированного текста).
Варианты:
1. видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в. (все слова даны в нужной форме)
2. видеть, белочка, маленькая, дети, лес, в (все слова даны в начальной форме)
Упражнение «Измени слово»
Задание: Изменить выделенные слова по смыслу.
мальчик, фырканье, слышать, зверя
вот, травы, нос, из, зверь, высовывать, мокрый
долго, воздух, нюхать, дрожать, и, от, жадности, нос
из, показываться, сначала, травы; мордочка, острая, потом, а, шкурка, полосатая
поджимать, он, лапу, внимательно, и, смотреть, меня, на
Предлоги.
Необходимо обращать внимание на использование предлогов в речи: в, на, под, возле,
около, из-за. Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?». Для того чтобы ребенок
пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его.
«Игра в прятки»
Возьмите несколько предметов, игрушек и спрячьте их в разные места. Когда ребѐнок
найдёт их, пусть скажет, где они были спрятаны:
Карандаш за компьютером.
Мяч под столом.
Конфета на полке.
Книга в шкафу.
Можно предложить ребёнку сказать, откуда он взял спрятанный предмет:
Мяч из-под стола.
Карандаш из-за компьютера.
Игра «Тарелочка»
Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите еѐ на сектора. В каждом секторе
напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки
стрелку и вращать еѐ. Смысл остается тот- же: на какой предлог попадет шарик или
стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""
Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....
Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
Рекомендации родителям для адаптации детей с ОВЗ в детском саду. Правила проведения занятий с ребёнком по рекомендациям учителя-дефектолога в домашних условиях.
Рекомендации для родителей детей ОВЗ. Рекомендации учителя-дефектолога занятий дома....
Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"
Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...