Проект во 2 группе раннего возраста Тема: «Фольклор в развитии речи детей»
проект по развитию речи (младшая группа)
Цель проекта: развитие речи воспитанников 2 группы раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
- Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
- Воспитание интереса к художественной литературе, формирование
способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе
работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklor.docx | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 62»
Проект во 2 группе раннего возраста
Тема: «Фольклор в развитии речи детей»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №62»
I квалификационная категория
Смагина Н.Г.
г. Дзержинск, 2021-2022
Сроки реализации проекта: октябрь 2021- май 2022
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Цель проекта: развитие речи воспитанников 2 группы раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
- Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
- Воспитание интереса к художественной литературе, формирование
способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе
работы.
Вид проекта: творческий Актуальность:
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово — детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.
Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Значимость проекта
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников 2 группы раннего возраста.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Описание проекта:
Этапы проекта | Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап (октябрь 2021) | Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Организация игрового взаимодействия. | Воспитатели |
Основной этап (ноябрь 2021- апрель 2022) | - Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора. - Динамика речи воспитанников на начало года. - Выставка книг с различными жанрами фольклора. - Чтение и рассматривание иллюстрации. - Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений — слушание сказок и колыбельных перед сном. | Воспитатели, воспитанники |
- Совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям. - Показ театров с использованием русских народных персонажей. - Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах. | ||
- Выступление на педагогическом совете. - Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений. - Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.
Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях. | Педагоги, специалисты | |
подгрупповых консультаций.
«Потешки в период адаптация дошкольника в ДОУ».
- Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций. - Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения | Воспитатели, родители, дети. | |
- Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям. - Изготовление подарков ко Дню Матери.
«Колыбельная в гостях у малышей».
| ||
Этапы проекта Результативный (май – 2022) |
воспитанников на конец года.
|
Ожидаемые результаты проекта:
- Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
- Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
- Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
- Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
- Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
- У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
- У родителей повысится общий культурный уровень.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями во 2 группе раннего возраста
I квартал
Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству
- Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием
- Стимулировать желание детей исполнять потешки, колыбельные.
Фольклорный материал | Задачи | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Потешки. «Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,» |
потешками.
запомнить потешки и выразительно рассказать их.
| 1. Использование потешки 2.Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады»
|
потешек во время режимных моментов.
|
иллюстраций в | |||
семейном кругу. | |||
Колыбельные. «Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки- баю» |
особенностях. |
«Уложим Алёнушку спать».
|
колыбельные песни в сюжетно- ролевых играх.
игра «Уложим куклу Машу спать». 3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном. |
Пальчиковые игры. «Пальчик — мальчик...», «Моя семья», «Этот пальчик— дедушка».
| 1.Познакомить детей с пальчиковыми играми. 2.Обогащать словарный запас: папенька, щи, маменька. 3. Развивать мелкую моторику пальцев | 1.Выполнение действий согласно тексту. 2. Игры — инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра. | 1.Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья». |
II квартал
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными
формами.
- Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
- Воспитывать любовь к художественной литературе.
Фольклорные | Задачи | Совместная | Образовательная |
произведения | деятельность | деятельность в | |
взрослого и детей | режимных | ||
моментах | |||
Русские | 1. Воспитывать | 1. Интеграция | 1 .Чтение сказок. |
народные | любовь к | образовательных | 2 .Рассматривание |
сказки. | художественной | областей | картинок с |
«Теремок», | литературе. | «Художественно - | изображением |
«Репка», | 2. Развивать | эстетическая» и | персонажей по |
«Колобок». | артикуляционный | «Речевая» | сказкам. |
аппарат, речевое | 2. Игра- | ||
дыхание. | инсценировка с | ||
3. Создать | игрушками по | ||
атмосферу | сюжету | ||
радостного | произведения | ||
настроения, | «Теремок» с | ||
способствовать | использованием | ||
речевому | театральных кукол | ||
общению. | бибабо. | ||
Загадки. | 1. Познакомить | 1. Использование | 1 .Рассматривание |
«Квохчет, | детей с | загадок. | картинок с |
квохчет», «С | описательными | 2. Разгадывание | изображением |
хозяином | загадками о | загадок по | персонажей |
дружит...», | домашних | описанию. | загадок. |
«Острые | животных. | 2.Рассматривание | |
ушки...», «Хвост | 2. Учить детей | домашних | |
с узорами...». | отгадывать | животных на | |
загадки. | «русском |
III квартал
Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.
- Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
- Воспитывать умение использовать потешки в повседневной
жизни в соответствующих ситуациях.
Фольклорные произведения | Задачи | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Заклички. | 1. Познакомить | 1. Беседа о заклинках | 1. Использование |
«Солнышко, | детей со | 2. Совместная | закличек во |
солнышко...», | значением и | аппликация по | время |
«Дождик, | содержанием | заклинке «Дождик, | наблюдений за |
дождик...», | заклички, | дождик..» | явлениями |
«Радуга-дуга». | помочь | 3. Подвижные игры | природы. |
запомнить. | «Солнышко и дождик», | 2. Игра | |
2. учить детей | «Дождик, дождик, кап, | «Солнечный | |
выполнять | кап...». | зайчик». | |
движения в | 4. Обыгрывание | 3. Рисование на | |
соответствии с | закличек на | песке дождика. | |
текстом | музыкальных | 4. Рисование | |
заклички. | инструментах. | дождика на манке пальчиками. | |
Поговорки | Познакомить | Использование | Использование |
«Апрель с | детей с | поговорок во время | поговорок о |
водой, а май с травой | поговорками. | совместной деятельности | труде во время самообслуживания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи
Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы. ...
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
Конспект занятия в группе раннего возраста (8 мес.) по развитию речи «Первые слоги лепета»
quot;Первые слоги лепета"...
Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему:«Фольклор в развитии речи детей»
Особое внимание в младшем возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Н.Ф. Виноградова В статье ...
Проект в группе младшего дошкольного возраста № 3 « Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»
Развитие речи воспитанников младшей группы средствами малых форм фольклора....
Консультация для родителей на тему: " Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста "
Консультация для родителей на тему: « Фольклора в развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становл...
Самообразование на тему: Фольклор в развитии речи детей раннего возраста
Приобщение детей к русскому фольклору- увлечь народными сюжетами...