Консультация для родителей на тему: " Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста "
консультация (младшая группа)

Кондрашова Марина Ивановна
Консультация для родителей на тему: « Фольклора в развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин: • пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставания своего ребенка в речевом развитии, связывая это с индивидуальными особенностям малыша. • большая часть родителей недостаточно осведомлена с возрастными показателями речевого развития детей младшего дошкольного возраста. • очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный детям игровой и дидактический материал. Сложившаяся ситуация побудила к поиску оптимальных средств речевого развития именно в младшем дошкольном возрасте. Для этого решили использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой и доступный для восприятия детьми материал. Фольклор – это богатейший материал народного творчества , который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому звонкому произношению. Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка. По меткому определению К. Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки помогают «выломать» язык ребёнка на русский лад». М. И. Калинин так говорил о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова) возраст от 3 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться. К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я – могу»; «Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым. Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора. Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии. Что же относится к детскому фольклору? • Колыбельные песни. • Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком. • Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками). • Заклички – обращение к явлениям природы. • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. • Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. • Дразнилки – весёлые, шутливые стишки. • Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей. • Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д. Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию речи. Русские народные сказки также являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу через театрализованные игры; игры – драматизации на темы знакомых детям фольклорных произведений. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи. В сказке есть утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Примеры : Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие потешки: Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка. Принесёт орешки, Для маминой потешки. Или: Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не ной, дорогой, Куплю другой. Не плачь, не кричи, Куплю тебе три. При укладывании спать: Баю-баю, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Бело лапа, не скули Мою Дашу не буди. *** Баю-баю-баиньки В огороде заиньки Зайки траву едят, Малым деткам Спать велят. Ай, Бай-бай-бай. При умывании: Водичка, водичка. Умой Насте личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щёчки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок. *** Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды. Чисто умываемся. Маме улыбаемся. *** При приёме пищи: Умница, Анечка, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. *** Гу-ту-ту! Гу-ту-ту! Вари кашу круту, Подливай молочка, Накорми казачка. При расчёсывании волос: Уж я косу заплету. Уж я русу заплету. Я плету, плету, плету, Приговариваю: - Ты расти, расти, коса Всему городу краса. *** Расти коса до пояса Не вырони ни волоса Расти, коса, не путайся Маму, дочка, слушайся. При одевании: *** Вот как хорошо! Валенки! Валенки! Невелички, маленьки. Опушка бобровая. Маша чернобровая. *** Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдём скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

 « Фольклора в развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития,  не соответствующим   возрастным показателям ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

  • пассивное отношение родителей  к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают  отставания своего ребенка в  речевом развитии,  связывая это с индивидуальными  особенностям малыша.
  • большая часть родителей  недостаточно  осведомлена  с возрастными показателями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  • очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный  детям  игровой и дидактический материал.

 Сложившаяся ситуация побудила  к поиску оптимальных средств  речевого развития именно в младшем дошкольном  возрасте. Для этого  решили использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой  и доступный для восприятия  детьми   материал. Фольклор – это богатейший материал народного творчества , который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому звонкому произношению.

Многие считалки, прибаутки способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка.

По меткому определению К. Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки  помогают «выломать» язык ребёнка на русский лад».

М. И. Калинин так говорил о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова) возраст от 3 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.

К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости«Я – сам»«Я – могу»«Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.

Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым. Поэтому особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.

Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии.

Что же относится к детскому фольклору?

  • Колыбельные песни.
  • Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
  • Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращение к явлениям природы.
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.
  • Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.
  • Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.

Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию речи.

Русские народные сказки также являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу через театрализованные игры; игры – драматизации на темы знакомых детям фольклорных произведений. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи. В сказке есть утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.

Примеры :

Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие потешки:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесёт орешки,

Для маминой потешки.

Или:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не ной, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Куплю тебе три.

При укладывании спать:

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Бело лапа, не скули

Мою Дашу не буди.

***

Баю-баю-баиньки

В огороде заиньки

Зайки траву едят,

Малым деткам

Спать велят.

Ай, Бай-бай-бай.

При умывании:

Водичка, водичка.

Умой Насте личико.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся.

Маме улыбаемся.

***

При приёме пищи:

Умница, Анечка,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Гу-ту-ту! Гу-ту-ту!

Вари кашу круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

При расчёсывании волос:

Уж я косу заплету.

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти, коса

Всему городу краса.

***

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса

Расти, коса, не путайся

Маму, дочка, слушайся.

При одевании:

***

Вот как хорошо!

Валенки! Валенки!

Невелички, маленьки.

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдём скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры очень популярны, это замечательный способ найти контакт с любым ребенком, развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо. А также они влияют на развитие речи....

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Пальчики – очень важная часть тела. И не только потому, что с их помощью можно держать разные вещи или учиться считать. Именно от них зависит так называемая мелкая моторика – умение обраща...

Консультация для родителей. «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – ...

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это...