Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (старшая группа)
"Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста".
1.1 Знакомство с понятием «мнемотехника». Актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время. Суть метода.
1.2Принципы построения данного метода.
1.3Возрастные особенности и рекомендации по использованию.
1.4Структура мнемотехники.
1.5Обзор правил при проведении занятий.
1.6Примеры использования мнемотехники в ДОУ.
1.7Обзор литературы по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta1.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание 1.1 Знакомство с понятием «мнемотехника». Актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время. Суть метода. 1.2Принципы построения данного метода. 1.3Возрастные особенности и рекомендации по использованию. 1.4Структура мнемотехники. 1.5Обзор правил при проведении занятий. 1.6Примеры использования мнемотехники в ДОУ. 1.7Обзор литературы по теме.
Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время. Отсутствие навыков культуры речи Бедная диалогическая речь Б едный и скудный словарный запас Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Трудности построения монолога Плохая дикция
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица 1.2Принципы построения данного метода.
1.4 Структура мнемотехники.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
1.3Возрастные особенности и рекомендации по использованию. 1.Начинать заниматься с младшего возраста. 2.Вводить её в занятия с 4-5 лет. 3. Для младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы . 4. Для старшего возраста монохромные схемы.
1.5 Обзор правил при проведении занятий. 1. Работу начинают с простых мнемоквадратов , потом вводят мнемодорожки . Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам . 2. Все рисунки должны быть четкими и понятными. 4. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц . 3. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника . 5. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ. 6. В старших группах нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.
1.6Примеры использования мнемотехники в ДОУ.
1. Обогащение словарного запаса. Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий .
2.Составление описательных рассказов.
3.Рассказ-описание пейзажной картины
4.Отгадывание загадок
5.Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
6.Проговаривание скороговорок, заучивание потешек .
7.Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
8.Пересказ художественных текстов
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (
Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.
Коллаж
Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки
Схемы составления рассказов
Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой: -мощное развитие визуального мышления; -выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); -формирование способности к эффективному самостоятельному обучению Таким образом, с помощью мнемотаблиц , схем – моделей удается достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
1.7Обзор литературы по теме. 1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001. 2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель : Транзиткнига , 2006. 3.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115. 4.Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009. 5.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста
Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста ...
Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста.
Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов « Использование мнемотехники в работес детьми дошкольного возраста»
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?...
Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"
Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....
Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста
Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую про...
"Использование приемов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста".
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста»
участие в конкурсе Воснитатель года 2024...