Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Такой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня
метод интеллект карт.
Интеллектуальная карта (карта мышления, карта ума, mind-maps) – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются познавательные, речевые, творческие способности детей, активизируется мышление.
Интеллект-карты были изобретены американским ученым Тони Бьюзеном и используются в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация педагогического опыта
Интеллект - карты как инновационная техника обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР творческому рассказыванию
Казакова Г.Н., воспитатель,
МАДОУ «Центр развития ребёнка
– детский сад №33 «Радуга»
Каждый педагог пытается найти новые формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны детям и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Такой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня
метод интеллект карт.
Интеллектуальная карта (карта мышления, карта ума, mind-maps) – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются познавательные, речевые, творческие способности детей, активизируется мышление.
Интеллект-карты были изобретены американским ученым Тони Бьюзеном и используются в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании.
Метод позволяет решать коррекционно-образовательные задачи:
- Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.
- Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
В чем же полезность данного метода? Метод интеллектуальных карт обладает рядом преимуществ:
Наглядность: всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть
одним взглядом.
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Творческий характер: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Информативность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не достает.
Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Основные правила составления интеллект-карт
- В центре листа обозначается общая тема (фрукты, домашние животные, времена года и др.) Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
- От центрального рисунка отходят ветви-мысли, по часовой стрелке. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество детей, так как дети самостоятельно создают, «рисуют» карту мышления.
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше.
Варианты создания интеллект-карт
- ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
- педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
- дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание;
Интеллект- карта используется в 3х направлениях.
Первое направление — это сбор материала о предмете и объекте.
Можно рассматривать один объект, например «Яблоко», и составить интеллект карту по одному объекту. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления.
Второе направление — это создание обобщенной интеллект карты, может являться итоговой работой по изученным темам.
Например: изучена лексическая тема «Зима».
Дети вспоминают всю информацию, которую узнали по данной теме, составляют карту.
Третье направление в использовании интеллект - карты — это развитие
связной речи, т.е. готовую интеллект карту, можно использовать для
составления рассказа. Дети по составленной интеллект-карте составляют рассказ по изученной теме. Это не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке-схеме, нарисованной самим ребёнком.
Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.
План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Это помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием.
Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа,
данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.
Интеллект - карту можно использовать не только по лексической тематике, но и по сказкам и рассказам, которые ранее прочитали с детьми, и чтобы пересказать этот рассказ, можно составить интеллект карту.
В результате проделанной работы, появилась положительная динамика в речевом развитии детей: пополнился словарный запас, дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Исходя из опыта мой работы по данной технологии хочется дать некоторые рекомендации по применению интеллект карт:
- Задавайте больше вопросов детям.
- Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.
- Беседуйте по карте.
- Составляйте творческие рассказы.
- Добавляйте и усложняйте материал в соответствии с возрастом детей.
Таким образом, считаю, что применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт ощутимые положительные результаты. Данный метод является отличным помощником при обучении детей творческому рассказыванию.
Список используемой литературы:
- Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
- Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер с англ. Ю. Константиновой. М. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.–208 с.
- Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности. - Анапа, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740429-1453307884.jpg)
Эссе на тему «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию».
Использование карт Проппа для обучения детей рассказыванию....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/30/picture-1082820-1564482953.jpg)
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/30/picture-1082820-1564482953.jpg)
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)
Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1322049-1615814415.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему : «Обучение детей старшего дошкольного возраста с ФФНР творческому рассказыванию
10 видов творческого рассказывания vС заменой объекта;vС заменой действующего лица;vС добавлением последующих событий;vС добав...
Мастер- класс для педагогов "Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".
Представлен материал по работе с картами Проппа. Его использование стимулирует развитие у детей психических процессов, активизирует речь,подерживает детскую познавательную инициативу....
Технология «интеллект-карты» в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средство речевого развития
В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на а...