Игры для развития слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Захарченко Татьяна Викторовна

Игры на развитие слухового внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sluhovoe_vnimanie.docx604.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ 

 

Игра «Говорим шёпотом»

 Взрослый расставляет на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Малыша садят за стол  и объясняют ему, что взрослый  будет давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому надо очень внимательно слушать, чтобы всё услышать. Взрослый отходит от ребёнка на 2 - 3 метра и начинает  давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Задания должны быть краткими и простыми, говорить нужно  тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.

Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».

depositphotos_46211095-stock-photo-listening-girl

Игра «Тихо - громко»

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
 

Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.

В начале игры  приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.

Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.

Взрослый предлагает ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и стучит е по каждому. Затем просит  ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету он  стучит. Потом меняются ролями, ребёнок стучит, а взрослый  угадываете.

 7b8769d9c7055babd4ab6532766e9b15

Игра «Колокольный звон»

Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.

Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.

Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети  по  очереди хлопают в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показывает взрослый.  Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.

 

Игра «Аисты - лягушки»
Детям объясняют, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если взрослый  хлопнет в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если взрослый  хлопнет в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если взрослый  хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу.

В начале игры  приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.6156

 

Игра «Слушаем слова»

Взрослый говорит  ребенку, что он  будет называть разные слова, а тому  нужно хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит названия определенных предметов. Например, предметов посуды.

Чтобы игра не надоедала, ее можно разнообразить.  Поиграв несколько минут, можно сменить действие. Ребенку надо топнуть ногой, когда он услышит слово, обозначающее растение; подпрыгнуть, когда он услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит название предмета мебели.  Когда малыш начинает справляться, задание можно усложнить, объединив их по два, а в дальнейшем по три. Например, ребенку нужно хлопнуть в ладоши, когда он услышит название животного и топнуть ногой, когда он услышит название растения.

 

Игра «Топ – хлоп»

Взрослый  произносит  разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть.

Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.

 

Игра «Сделай правильно»

Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Детям раздаются платочки,  и объясняется,  что когда взрослый  громко зазвенит в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а когда звенит  тихо, дети  опускают  платочки вниз.

Взрослый сначала демонстрирует, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.

 

Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в игру, в которой тот будет правильно выполнять его команды. Взрослый  дает  словесные команды, и при этом старается запутать ребёнка. Для этого сначала говорит команду, и сам её правильно выполняет, малыш должен  будет повторять всё за взрослым. Затем взрослый  начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.

Например, говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за взрослым. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за взрослым,  тот начинает  его путать: говорит одну команду, а выполняет  другое движение. Например, говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребёнок должен делать то, что говорит  взрослый,  а не то, что выполняет.

 

Игра «Нос – пол – потолок»

Взрослый рассказывает  детям,  что когда он скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажет  слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям объясняют, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые взрослый произносит,  а не те, которые показывает.
    Затем взрослый произносит слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывает  при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называет  нос, а показывает  на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

 _119631-3

scale_1200

razdelitel_sredni

Игра «Зайчики, медведи, галки»

Взрослый объясняет детям, что на слово «Зайчики», они должны прыгать, как зайчики. На слово «Медведи» - ходить вперевалочку, косолапя. А на слово «Галки» - махать руками.

Постепенно задание можно усложнять, добавляя новых животных. Например, «Раки» - дети должны пятиться назад; «Лошади» - скакать как лошадки.

 

Игра «Послушай и сделай как я»

Взрослый прохлопывает  в ладоши определённый ритм и предлагает  ребёнку повторить за ним. Можно простучать  ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт ритм  в точности. Потом можно поменяться ролями - малыш простукивает ритм, а взрослый повторяет.

Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

 

Игра «Умеет ходить или нет»
Взрослый рассказывает, что он будет называть разные слова, а ребенку надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Например,  взрослый говорит: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - и следит за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.

В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый  или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие слухового внимания. Для детей старшего дошкольного возраста.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяет...

Игры на развитие слухового внимания у детей среднего дошкольного возраста

Помощь родителям. Игры, в которые можно играть дома...

Игры на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста

Представлены различные варинаты игр для детей младшего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...

Игры на развитие слухового внимания у детей среднего дошкольного возраста

Представлены различные варианты игр для детей среднего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...

Игры на развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста

Предствалены развличные варианты игр для детей старшего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...

Игры на развитие слухового внимания для детей младшего дошкольного возраста

Предложенные игры направлены на развитие устойчивого слухового внимания, умения определять направление звука, ориентироваться в пространстве.....

Мало подвижная игра на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста На тему : «Кто сказал МЯУ ?»

Мало подвижная игра на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста На тему : «Кто сказал МЯУ ?»...