Презентация "Методика проведения ООД по развитию речи"
презентация по развитию речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiko_provedeniya_ood_po_razvitiyu_rechi.pptx | 116.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно. Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая. Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника. Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога: - учит слушать и понимать речь взрослого; - учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь; - учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке); - учит отвечать на вопросы воспитателя; - повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок; - повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.
Обучение пересказу - подготовка к восприятию текста; - первичное чтение текста педагогом; - беседа по вопросам; - составление плана пересказа; - повторное чтение текста педагогом; - пересказ.
В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе: - научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем; - подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.
Методика обучения пересказу детей второй младшей группы Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок »). Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа . Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи: - научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст ; - научить детей передавать разговор действующих лиц; - научить последовательно пересказывать текст; - научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Методика обучения пересказу детей старшей группе: - вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме; выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения; - беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями. - составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми ); - повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание; - пересказ текста детьми; - оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети). Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа: - из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию; - дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии; - драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это: - рассматривание картины; - ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?). Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки , загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы: связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки .
Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе: В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность. Методика обучения рассказу по картине детей средней группы: 1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.) 2. рассматривание картины в целом; 3. вопросы к картине воспитателя; 4. образец рассказа по картине воспитателя; 5. рассказы детей.
Методика обучения рассказу по картине в старшей группе: 1 . подготовка к эмоциональному восприятию картины; 2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия; 3. рассматривание картины в целом; 4. вопросы педагога по содержанию картины; 5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми; 6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец; 7. рассказы 4-5 детей; 8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию: - рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей); тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы; - использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней; - рассказ воспитателя об игрушке.
Методика обучению рассказу-описанию детей средней группы : 1 . рассматривание игрушки; 2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; 3. образец рассказа воспитателя; 4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя; 6. оценка детских рассказов воспитателем. Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Теперь методика обучения выглядит так: 1. рассматривание игрушки; 2. вопросы воспитателя; 3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке; 4. образец рассказа воспитателя по плану; 5. рассказы детей по плану и опорным вопросам; 6. оценка детских рассказов воспитателем.
Методика обучения описанию детей старшей группы: 1 . лексико-грамматические упражнения по теме занятия; 2. рассматривание объекта описания; 3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему; 4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа; 5. рассказ сильного ребенка по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога; 6. рассказы 4-5 детей об объекте; 7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной. В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях . В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе Варианты творческого рассказа в порядке усложнения: - придумывание продолжения и завершение рассказа; - придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя; - придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем; - придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Заучивание стихотворений Организация занятий по заучиванию художественных текстов. В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми 1—2 произведения в месяц. Как видно из программы «От рождения од школы», для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты: в младших и средней группах — в 1—2 строфы, в старшей и подготовительной — больше (в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка). Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8—10 раз повторить его, но не на одном занятии; раза 2—3— припомнить. Произведение разучивается сразу целиком: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях обессмысливает произведение, мешает его восприятию, а следовательно, и запоминанию . При заучивании большого по объему произведения допускается припоминание его по частям.
Занятие обычно строится по плану : 1. вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; 2. чтение воспитателем всего текста, 3. повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, 4. повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
Спасибо за внимание !!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Условия успешности проведения занятий по развитию речи»
Выступление на методическом объединении на тему: «Условия успешности проведения занятий по развитию речи»...
Конспект проведения занятия по развитию речи во 2 младшей группе
Тема занятия "Рассказывание сказки "Волк и козлята"...
План проведения занятия по развитию речи в разновозрастной группе
Задача - заинтересовать детей предстоящей деятельностью. Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, гото...
Рекомендации учителя-логопеда к проведению занятий по развитию речи
Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребёнком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры его орга...
Организация и проведение занятий по развитию речи
Методические подходы к организации и проведению занятий по развитию речи...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»
Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...
- Мне нравится (2)