Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Речевой калейдоскоп»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель программы: Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechetsvetik_2021-2022_gg._novaya.docx | 66.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования города Уварово
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»
Рекомендована к утверждению на педагогическом совете от ___ ____ 20 г. Протокол №____ | «Утверждаю» Заведующий МБДОУ ____________И.А.Кириенко Приказ №_____от ______20 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Речевой калейдоскоп»
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Чернецкая Мария Александровна
воспитатель 1 квалификационной категории
г. Уварово 2021
Информационная карта программы
1.Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» |
2.Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик» |
3.Сведения об авторе: | |
3.1.Составитель программы | Чернецкая Мария Александровна Воспитатель 1 квалификационной категории |
4.Сведения о программе: | |
4.1.Нормативная база |
|
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | социально-педагогическая |
4.4. Тип программы | общеразвивающая |
4.5. Вид программы | модифицированная |
4.6. Образовательная область | речевое развитие |
4.7. Уровень освоения | ознакомительный |
4.8. Уровень реализации | дошкольное образование |
4.9. Форма реализации | очная |
4.10. Возраст обучающихся по программе | 6-7 лет |
4.11. Продолжительность обучения | 1 год |
5. Последние изменения в программе | 2021 |
Рецензенты | Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ивушка» |
Блок №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность: социально-педагогическая
Уровень освоения: ознакомительный
Актуальность. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. Дети 6 летнего возраста уже знают достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению, как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - это главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа «Речевой калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-7 лет является актуальным.
Все темы перекликаются с требованиями программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», что создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно образовательной деятельности и освоении программы дополнительного образования, а это в свою очередь повышает результативность занятий.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельностный подход к развитию детей. Программа направлена на общее, интеллектуальное, речевое развитие детей. Востребованность предлагаемой образовательной программы «Речецветик» определяется запросом со стороны детей и их родителей на коммуникативное развитие старших дошкольников.
Педагогическая целесообразность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, помогут овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.
Обучение чтению способствует развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.
Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.
Программа «Речецветик» является модифицированной. Материал к программе сформирован на основе методических разработок авторов: Ушаковой О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет», Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи», Жуковой Н.С. «Букварь» Пособие по обучению детей правильному чтению.
Отличительные особенности программы. Дополнительная образовательная программа «Речецветик» ориентирована не только на традиционные задачи формирования речи ребенка, освоение им навыков коммуникативной деятельности, но и на формирование у детей навыков построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Такой подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, способствует возможности познания им окружающего мира, полноценного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Адресат программы. Дети 6-7 лет.
Условия набора: На обучение зачисляются учащиеся в возрасте 6-7 лет без предъявления требований к уровню подготовки по заявлению родителей (законных представителей). Зачисление учащихся осуществляется на срок, предусмотренный программой для ее реализации на основании письменного заявления родителя (законного представителя) о приеме на обучение. На основании заявления между ДОУ и родителем (законным представителем) несовершеннолетнего лица заключается договор об оказании образовательных услуг по реализации дополнительных образовательных программ.
Количество учащихся: от 8 до 12 человек. Состав группы постоянный, одновозрастной.
Объем и срок. Курс образовательной деятельности по программе рассчитан на 1 год обучения. Общее количество занятий в год составляет 72. Форма обучения очная. Режим занятий: два раза в неделю. Продолжительность ОД с детьми 6-7 лет составляет 30 минут. ОД проводится во второй половине дня.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы: Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы.
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко-буквенного анализа
- Обучение чтению
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Принципы и подходы к формированию Программы
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Связная речь | Составление рассказа по картинке, используя образец педагога. Составление описательных рассказов. Пересказ литературного произведения с помощью вопросов педагога. Правильное составление ответов на вопросы. | 15 | 6 | 9 | |
2 | Звуковая культура речи | Звуки окружающей среды. Звуки речи. Правильное произношение звуков речи. Слова состоят из звуков. Звуки в словах произносятся в определенной последовательности. Похожие и разные по звучанию слова. Различие понятий "звук" и "буква". Правильное произношение твердых и мягких звуков. Слова, начинающиеся с одинакового звука. Громкость, темп речи, четкость и ясность произношение слов. | 15 | 7 | 8 | |
3 | Словарная работа | Точное название (обозначение) предметов, явлений, их качеств. Правильное использование в речи обобщающих слов. Расширение запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы). Уточнение и углубление представлений об одном и том же предмете, его деталях, назначении. Введение в словарь детей слов, обозначающих материалы, из которых сделаны предметы. | 11 | 5 | 6 | |
4 | Формирование грамматического строя речи | Обучение словоизменению и словообразованию. Формирование синтаксической стороны речи. | 11 | 4 | 7 | |
5 | Подготовка к письму | Знакомство с основными гигиеническими правилами, которые необходимо соблюдать при письме (правила посадки, положения тетради, умение правильно держать ручку). Ориентировка на листе бумаги и в разлиновке бумаги. Закрашивание нарисованного предмета, не выступая за контур. Различные виды штриховки. Тренировка кисти руки и пальцев (работа с проволокой, вырезание, работа с мелкими предметами). Развитие координации движения рук и глаз. | 20 | 8 | 12 | |
Итого | 72 | 30 42 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Связная речь
Теория: Составление рассказа по картинке, используя образец педагога. Составление описательных рассказов. Пересказ литературного произведения с помощью вопросов педагога. Правильное составление ответов на вопросы.
Практика: Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; составление рассказов по картине «Прогулка в лесу»; пересказ русской народной сказки «Заяц-хваста»; драматизация русской народной сказки «Заяц-хваста»; пересказ сказки «Лиса и рак»; составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»; составление рассказа по скороговорке; пересказ литературного произведения «Всё здесь» (Я. Тайц); творческое рассказывание «Как медвежонок потерял сапожки»; составление рассказов «Посылка из Простоквашино»; составление рассказа «В родной семье»; рассказывание сказки «У солнышка в гостях»; составление описательных рассказов «Волшебные колпачки»; пересказ сказки «Рукавичка».
Раздел 2. Звуковая культура речи
Теория: Звуки окружающей среды. Звуки речи. Правильное произношение звуков речи. Слова состоят из звуков. Звуки в словах произносятся в определенной последовательности. Похожие и разные по звучанию слова. Различие понятий "звук" и "буква". Правильное произношение твердых и мягких звуков. Слова, начинающиеся с одинакового звука. Громкость, темп речи, четкость и ясность произношение слов.
Практика: Знакомство с органами артикуляционного аппарата и его основными движениями. Задачи: закрепить знание основных органов и движений артикуляционного аппарата. Закрепить понятие «слово». Активизировать словарь: губы, зубы, кончик языка, спинка языка. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомить с понятиями: гласный звук, раздельное и слитное произношение звуков, пауза, слово-предмет, слово-действие. Учить усваивать слова-действия.
Раздел 3. Словарная работа
Теория: Точное название (обозначение) предметов, явлений, их качеств. Правильное использование в речи обобщающих слов. Расширение запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы). Уточнение и углубление представлений об одном и том же предмете, его деталях, назначении. Введение в словарь детей слов, обозначающих материалы, из которых сделаны предметы.
Практика: Узнавание предметов по силуэтному изображению. Дидактическая игра «Обведи изображение и заштрихуй». Группирование предметов по одному из признаков (цвету, форме). Составление целого из частей. Дидактическая игра «Найди неправильно. Соотнесение силуэтных изображений с реальными предметами. Дидактическая игра «Что на рисунке ближе, дальше?».
Раздел 4. Формирование грамматического строя речи
Теория: Обучение словоизменению и словообразованию. Формирование синтаксической стороны речи.
Практика: Развитие цветовосприятия. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (признаки осени). Развитие пространственных ориентировок «Сервировка стола». Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?». Составление целого из частей. Дидактическая игра «Найди неправильно». Выкладывание из спичек фигурки жирафа, черепахи. Выдели животное из зашумлённой картинки.
Раздел 5. Подготовка к письму
Теория: Знакомство с основными гигиеническими правилами, которые необходимо соблюдать при письме Ориентировка на листе бумаги и в разлиновке бумаги. Различные виды штриховки. Тренировка кисти руки и пальцев (Развитие координации движения рук и глаз.
Практика: правила посадки, положения тетради, умение правильно держать ручку, закрашивание нарисованного предмета, не выступая за контур, работа с проволокой, вырезание, работа с мелкими предметами.
1.4 Планируемые результаты.
- дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
- используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
- активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
- отвечают на вопросы по тексту.
- Владеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- Знают порядок букв и их название «алфавит»;
- Различают гласные, твердые и мягкие согласные;
- Составляют из букв разрезной азбуки слова и простые предложения;
- Плавно читают слоги и целые слова;
Блок №2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Количество учебных недель по программе - 36. Количество учебных часов – 72. (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение
В реализации учебной программы принимают участие педагоги, обладающие необходимой компетенцией (наличие высшего или средне-специального образования, навыков и опыта работы).
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Материально-техническое обеспечение
- магнитные доски с буквами;
- наборное полотно;
- печатные буквы большого формата;
- разрезные азбуки;
- учебный комплект на каждого обучающегося (карандаш, цветные карандаши, карточки с игровыми заданиями)
- мольберт
- магнитная доска с маркерами; простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;
- демонстрационный материал.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 6-7 лет. Для эффективной реализации Программы, образовательная деятельность проводится в групповом помещении, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26 и Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Основными формами организации обучения и развития являются: подгрупповые развивающие занятия, в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка. Программа предусматривает взаимодействие педагога с родителями детей занимающихся по дополнительной образовательной программе в форме: итоговых открытых мероприятий, мастер-классов.
Средства, необходимые для реализации программы.
- создание развивающей среды в детском саду
- разработка конспектов ОД по развитию речи.
- использование дополнительной методической литературы по теме.
Организационно-методические пояснения по проведению образовательной деятельности с детьми 6-7 лет
Для успешной реализации программы разработано методическое обеспечение: календарный учебный график, подобраны и разработаны конспекты занятий, методики итоговой диагностики учащихся, изготовлен необходимый наглядный и раздаточный материал.
Занятия с детьми проводятся в группе или в специально отведённом помещении. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).
Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Мольберт, используется для демонстрации наглядности.
Примерная структура занятий.
1. Проведение артикуляционной гимнастики
2. Введение в тему занятия (чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций, беседа)
3. Физкультминутка.
4. Речевые дидактические игры
5. Работа на закрепление изученного (беседа по вопросам, словотворчество, работа в тетради и т. д.)
Занятие делится на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части с помощью наглядно-дидактического материала проводится работа над словарем, грамматическим строем речи. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. В дидактических играх, взятых из парциальной программы О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-7 лет», дети практически отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежных формах, в единственном и множественном числе и т. д. Развитие моторных навыков достигается работой в тетради.
- Формы контроля.
- Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме викторин, открытого просмотра по конкретной теме.
2.4. Оценочные материалы.
Приложение №2. Диагностическая карта. «Мониторинг развития речи детей 6-7 лет».
2.5. Методические материалы.
1. Учебно-методический комплекс.
Учебные и методические пособия:
- специальная, методическая литература (см. список литературы);
Наглядно - методические издания:
- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
- картотека дидактических игр;
- серия альбомов сюжетных картинок.
Материалы из опыта работы:
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
- библиотека художественных произведений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек, ведения диалогов и монологической речи.
2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки, делают зарисовки (или раскрашивают) по содержанию произведения.
3. «Ознакомление с художественной литературой» - дети знакомятся с литературными произведениями.
4. «Ознакомление с окружающим миром» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание дидактических игр и упражнений и послужит для составления самостоятельных высказываний.
В процессе обучения используются:
Виды занятий: комплексные, тематические, сюжетные, игровые и т.д.
Способы и формы работы с детьми
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей группой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Взаимодействие с родителями.
Предусмотрены совместные Дни открытых дверей, вовлечение родителей в совместную речевую деятельность (метод проектов), педагогическое просвещение (консультации), обмен опытом семейного воспитания. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета их индивидуальных особенностей (индивидуальные беседы). Привлечение родителей к изготовлению игр, пособий.
2.6. Список литературы.
1. Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет: Развитие речи и воображении», М., 2010
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.
3. Гомзяк О.С. . Говорим правильно: Учебно - методический комплект. -ММ.: Издательство ГНОМ, 2013 г.
4. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», - М.: Мозаика-Синтез, 2016,144 с.
5. Жукова Н.С. «Букварь». Пособие по обучению детей правильному чтению. - Москва: Эксмо 2005г.
6. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
7. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - М.: Феникс, 2007г.
8. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет», М., 2017
9. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников» М.: «ТЦ СФЕРА», 2014.
10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис- пресс, 2006.
Приложение №1
Календарно-тематический план
месяц | Звук и буква | Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики | Грамота | Кол-во часов |
сентябрь | Звук и буква А | Обведение овощей по трафарету и их штрихование. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» | Выделение начального ударного гласного. Дифференциация звуков от других. Письмо буквы А. Анализ звукового ряда из 2-х гласных. | 2 |
Звук и буква У | Обведение овощей по трафарету и их штрихование. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» | Выделение начального ударного гласного. Дифференциация звуков от других. Письмо буквы У. Анализ звукового ряда из 2-х гласных. | 2 | |
Звук и буква А Звук и буква У | Обведение овощей по трафарету и их штрихование. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» | Выделение начального ударного гласного. Дифференциация звуков от других. Письмо букв А, У. Анализ звукового ряда из 2-х гласных. | 2 | |
Звук и буква И | Использование зашумлённой картины. Дидактическая игра «Найди пару» | Дифференциация звуков от других. Анализ звукового ряда из 3-х гласных Письмо буквы И | 2 | |
октябрь | Звук и буква Э | Использование зашумлённой картины. Дидактическая игра «Найди пару» | Дифференциация звуков от других. Анализ звукового ряда из 3-х гласных Письмо букв Э | 2 |
Звуки Ть Буква Т | Развитие цветовосприятия. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (признаки осени) п\г «Грабли», «Ёлочка» | Анализ и синтез обратных слогов. Воспроизведение слогового ряда. Чтение и письмо слогов | 2 | |
Звуки К-Кь Буква К | Соотнесение силуэтных изображений с реальными предметами. Что на рисунке ближе, дальше? Выкладывание из палочек «Грибок» | Выделение конечно- го согласного. Преобразование слогов: АТ-ТА, УК-КУ Дифференциация звуков. | 2 | |
Звуки М-Мь Буква М | Составление целого из частей. Дидактическая игра «Найди неправильно | Выделение начального согласного. Анализ прямого слога. Письмо буквы М. | 2 | |
ноябрь | Звук Л Звук и буква О | Развитие глазодвигательной функции. Дидактическая игра «Найди близкий путь из лабиринта» Выкладывание из палочек | Выделение на слух звука Л. Анализ односложных слов: МАК, КОТ, КИТ. Выделение ударного гласного после согласного. | 2 |
Звуки Х-Хь Буква Х | Группирование предметов по признаку (цвет, форма). Дидактическая игра «Составь из частей целый предмет» Подвижная игра «Таня и мячик» | Выделение начального согласного. Дифференциация звуков от других. Анализ и чтение односложных слов. | 2 | |
Звук Й Звуки Й-Л | Развитие пространственных ориентировок «Сервировка стола» Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?» | Выделение звука из состава слова. Дифференциация звуков. | 2 | |
Звук и буква Ы | Развитие мимики и пантомимики. п\г «Семья» п\и «Сыночек» | Выделение ударного гласного после согласного. Дифференциация Ы-И. Чтение слогов и слов. Подбор слов к данным схемам. | 2 | |
декабрь | Звуки С-Сь Буква С | Развитие глазодвигательной функции Дидактическая игра «Найди близкий путь из лабиринта» Выкладывание из палочек | Выделение на слух звука Л. Анализ односложных слов: МАК, КОТ, КИТ. Выделение ударного гласного после согласного. | 2 |
Звуки З-Зь Буква З | Словесно обозначать направление вверх-вниз, слева- направо. Выкладывание из палочек «Санки», «Лопатка» | Звуко-слоговой анализ двусложных слов: ЗУБЫ, КОЗЫ, ЗИМА. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков. | 2 | |
Звуки Б-Бь Буква Б | Развитие зрительного внимания по картине. п\г «Птичка» | Слогообразующая роль гласных. Звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением согласных: БАНТ, БИНТ. | 2 | |
Звуки Н-Нь Буква Н | Группирование предметов по одному из признаков (цвету, форме). п\г «Ёлочка» Выкладывание «Флажок» | Дифференциация звуков от других. Звукобуквенный анализ слов типа БУТОН. | 2 | |
январь | Звуки Д-Дь Буква Д | Узнавание предметов по силуэтному изображению. Выкладывание из палочек фигур дом. животных | Дифференциация звуков Д-Т Работа с разрезной азбукой. Правописание согласных в конце слов. | 2 |
Звуки Г-Гь Буква Г | Развитие прослеживающей функции глаз: «Куда села птица» д/и «Что перепутал художник?» | Звукослоговой анализ слова КНИГИ Деление предложений на слова. Работа с разрезной азбукой. | 2 | |
Звук буква Ш Дифференциация С-Ш | Узнавание предметов по силуэтному изображению. Дидактическая игра «Обведи изображение и заштрихуй» | Преобразование слов (мишка-миска). Чтение, печатание. Правописание ШИ | 2 | |
Звук буква Ж | Выкладывание из спичек фигурки жирафа, черепахи Выдели животное из зашумлённой картинки | Правописание ЖИ. Правописание согласного на конце слова. | 2 | |
февраль | Звуки Ш,Ж Буквы Ш,Ж | Развитие ориентировки на микроплоскости | Правописание ЖИ-ШИ. Дифференциация звуков. Преобразование слов | 2 |
Звуки З – Ж Буквы З – Ж | Узнавание предметов по силуэтному изображению | Правописание согласного в конце слова. Схема предложений. Печатание, чтение предложений | 2 | |
Звуки Л-Ль Буква Л | Выкладывание из спичек фигурку по образцу (танк, самолёт, ракета, кораблик) | Дифференциация звуков Л- Л. Звукослоговой анализ слов со стечением согласных | 2 | |
Звуки Р – Рь Буква Р | Развитие зрительно- пространственной траектории (лабиринт – «Где чей подарок?») | Дифференциация Р – Р. Подбор слов по заданной схеме. Воспроизведение слогового ряда. | 2 | |
март | Звуки Л – Р, Ль – Рь Буквы Л – Р | Ориентировка на микроплоскости с проговариванием направления движения | Определение позиции звуков в слове. Дифференциация звуков Л – Р, Л – Р. Преобразование слогов, слов. | 2 |
Буквы Л – Р Звук и буква Ч | Сравнение двух одинаковых картинок «Найди отличия» Выкладывание букв из бусинок | Составление схем слов со стечением согласных. Правописание ЧА, ЧУ | 2 | |
Звуки Ч – Т Буквы Ч – Т | Игра «Что напутал художник?» | Дифференциация звуков. Преобразование слогов, слов. Воспроизведение слоговых рядов | 2 | |
Звуки Ч – С Буквы Ч – С | Игра «Узнай и назови достопримечательности города по открыткам» | Дифференциация звуков. Подбор предложений к заданной схеме | 2 | |
апрель | Звук Щ Буква Щ | Игра «Найди две одинаковые ракеты» по предложенной иллюстрации | Правописание ЩА – ЩУ. Анализ слов различного звуко-слогового состава | 2 |
Звуки Щ – С Буквы Щ – Ч | «Сравни два дома и назови отличия» | Уточнение правописаний ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация этих звуков. Зрительный диктант | 2 | |
Звуки Ц – С Буквы Ц - С | Выполнение двигательных упражнений на цветовые сигналы. Игра «Перекрёсток» Выкладывание из спичек | Составление схем слов и предложений. Слуховой диктант. Дифференциация этих звуков | 2 | |
Звуки В – Вь Буква В Звуки Ф – Фь Буква Ф | Игра «Какое насекомое спряталось на картинке?» | Дифференциация звуков . Закрепление парных согласных | 2 | |
май | Буква Е Буква Ё | Штрихование звёздочки | Повторение гласных звуков. Закрепление мягкости согласных перед гласными | 2 |
Буква Ю Буква Я | Выкладывание фигурки колоска по образцу | Закрепление мягкости согласных. Ударение. Закрепление навыков чтения и печатания | 2 | |
Буква Ь Буква Ъ | Работа в игровизорах. | Закрепление навыков чтения и печатания | 2 | |
Все буквы и звуки | Работа в игровизорах. | Закрепление навыков чтения и печатания, пройденного материала. | ||
Итого | 72 |
Приложение№2
Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи /для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/
Пояснительная записка
В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения.
При исследовании даются следующие задания:
1. Скажи одно слово.
2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове.
3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье.
Обработка и интерпретация результатов исследования.
При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов.
6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи;
4-5 баллов – среднему;
3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов.
На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице.
Таблица 1
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Критерии | Итог | ||||||||
Формирование словаря | Связная речь | Грамматический строй речи | Звуковая культура речи | ||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1. | Грязнов Кирилл | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | |||||
2. | Загонова Дарья | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
3. | Емельянова Арина | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
4. | Иванов Демьян | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
5. | Казюлин Арсений | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
6. | Кочелябин Ярослав | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
7. | Кувардин Матвей | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | |||||
8. | Любушкина Кира | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
9. | Мишина Полина | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
10. | Попова Влада | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
11 | Уваров Дима | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Уровень | Сентябрь 2021 | Май 2022 |
высокий | 0 | |
средний | 64% (7) | |
низкий | 36% (2) | |
Количество детей | 100% (11) |
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Речецветик»
Автор-составитель: Чернецкая Мария Александровна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ивушка»
Программа «Речецветик» является модифицированной программой дополнительного образования детей социально-педагогической направленности, рассчитана на детей 6-7 лет. Срок реализации 1 год, объем – 72 часа.
Материал к программе сформирован на основе методических разработок авторов: Ушаковой О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет», Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи», Жуковой Н.С. «Букварь» Пособие по обучению детей правильному чтению.
Программа учитывает возрастные особенности и потребности детей, носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования речи ребенка, освоение им навыков коммуникативной деятельности, но и на формирование у детей навыков построения связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и способов развития речи. Такой подход открывает новые возможности воспитания личности ребенка, способствует возможности познания им окружающего мира, полноценного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Целью программы является формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей. Цель достигается путем реализации задач:
- Формировать и развивать фонематический слух;
- Расширять словарный запас детей;
- Обучать первоначальным навыкам чтения;
- Развивать графические навыки;
- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
Программа выдержана по структуре, включает титульный лист, информационную карту, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение, список литературы.
Содержание программы соответствует нормативным документам и составлено с учётом опыта работы педагога.
Основной формой работы по программе «Речецветик» является образовательная деятельность, которая проводится 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут.
В результате проведения работы по программе дополнительного образования предполагается сформировать у детей мыслительные и познавательные способности, обеспечить эмоциональное благополучие и развитие учебной мотивации.
Программа «Речецветик» позволяет подготовить дошкольников к обучению в школе со значительным эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
Представленная программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования детей, представляет интерес для педагогов, организующих образовательный процесс по подготовке дошкольников к школе, имеет соответствующее сопровождение, не дублирует содержание программ учреждений дошкольного образования, может быть использована педагогами для детей старшего дошкольного возраста.
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Ивушка» Ю.С. Лямушкина
Подпись А.М. Тепцовой заверяю.
Заведующий МБДОУ «Детский сад «Ивушка» И.А. Кириенко
Список обучающихся по дополнительной образовательной программе «Речецветик» для детей 6-7 лет
1. Грязнов Кирилл
2. Загонова Дарья
3. Емельянова Арина
4. Иванов Демьян
5. Казюлин Арсений
6. Кочелябин Ярослав
7. Кувардин Матвей
8. Любушкина Кира
9. Мишина Полина
10. Попова Влада
11. Уваров Дима
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп» /секция аэробики/
Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп» /секция аэробики/, модифицированная на основе коррекционной программы «Ритмика» (Программы специ...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению речевого развития «Речевичок» Возраст детей от 1, 5 до 3 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапо направлению речевого развития«Речевичок»Возраст детей от 1, 5 до 3 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Рабочая программа дополнительного образования кружок "Говорим правильно"(речевое направление )для детей 4-7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Сенсорный калейдоскоп»
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает а...