Рассказы детей по картине "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Денисова Елена Николаевна

В этот чудный зимний день 

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям. 

Очень, очень рады вам!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Цель: обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Образовательные задачи:

  • обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;
  • совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.

Развивающие задачи:

  • развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.
  • активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;
  • закреплять и расширять знания о зимних забавах;
  • развивать пространственные представления.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
  • воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.

 

Предварительная работа:

  • Беседы о зиме. 
  • Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.
  • Чтение художественной литературы. 
  • Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день 

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям. 

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать.

Итак, послушайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

 

Короткая беседа по вопросам:

- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Потому что идёт снег, на улице холодно (перечисляют приметы зимы).

Воспитатель: Давайте поиграем (игра на внимание)Я буду называть зимние слова. Если слова не относятся к зиме, вы хлопаете.

- Санки, лыжи, велосипед, белый, лучистый, жаркий, холодный, прозрачный, мелкий, горячий, скользкий, рыхлый.

Воспитатель: Молодцы! Кто из вас любит зиму? Что делают дети зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.

Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие?

Дети: Зимние.

Воспитатель: Молодцы!

2. Основная часть.

Воспитатель: Да, ребята, зима – чудесное время года. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и ставить свой комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (дети прикрепляют снежки из ваты на доску).

Воспитатель: Начинаем:

ЗИМА какая?

· Снежная

· Суровая

· Морозная

· Веселая

· Красивая

· Нарядная

· Холодная

· Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?

· Пушистый

· Белый

· Легкий

· Мягкий

· Холодный

· Колючий

· Рассыпчатый

· Липкий

· Искристый

· Хрустящий

· Серебристый

· Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?

· Веселое

· Радостное

· Праздничное

· Новогоднее

· Грустное

· Отличное

· Хорошее

· Прекрасное

· Плохое

Воспитатель: Какие вы молодцы, назвали много разных слов, какая горка у нас получилась.

Дети: Высокая.

Воспитатель: А ещё чем можно заняться зимой?

(А давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?)

Рассматривание картины «Зимние забавы» и беседа по ней.

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами в картинной галерее. Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)

Беседа по картине:

- Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?

- Мы видим детей.

- Куда вышли дети?

- Дети вышли на прогулку.

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

- На картине зима, потому что снег идет. Снег лежит на земле, на деревьях.

- Какие деревья вы видите на картине?

- Мы видим на картине березы.

- Что делают дети на прогулке?

- Дети лепят из снега снеговиков.

- Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

- Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

- Кого вы видите слева?

- Мы видим девочку. Она катает снежный ком.

- Кого вы видите справа?

- Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика.

- Какой снеговик?

- Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

- Ребята, а еще за деревьями, что мы видим? Мне кажется это детский сад. Вы согласны со мной?

- За деревьями мы видим здание детского сада.

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

Сегодня мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».

Но сначала давайте потренируемся отвечать полным предложением.

Проходите к столам.

Воспитатель: На столах лежат карточки, возьмите себе по одной карточке, посмотрите, что изображено на вашей картинке и найдите себе вторую половинку, чтобы получилась целая картинка.

(Дети объединяются в пары).

Воспитатель: Положите их перед собой. Я загадаю вам загадки - вы их отгадайте. Но, послушайте как нужно подробно ответить отгадку.

Вопрос: «У кого блестящие, скользкие, железные? У меня блестящие, скользкие, железные коньки.

1. У кого белый, пушистый, рыхлый…

У меня --- --- ---(снег)

2. У кого стройная, нарядная, зелёная…

У меня --- --- ---(ёлка)

3. У кого деревянные, длинные, быстрые?

У меня --- --- ---(лыжи)

4. У кого скользкая, ледяная, высокая?

У меня --- --- ---(горка)

Молодцы!

Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.

 - Давайте вспомним, с чего мы начнём рассказ?

- Начинается рассказ с описания времени года.

- Мы расскажем о том, что на картине нарисована зима, идет снег. Снег ложится на землю и на деревья.

 - Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.

- А закончим рассказ описанием настроения от картины.

Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью. Рассказы детей по картине.

Зимние забавы.

На картине нарисована зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. За деревьями мы видим здание детского сада. Теплый, зимний день дети вышли на прогулку.

Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку. Она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговок, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

Дети на картине веселые, у них румяные щеки. Им нравится гулять и лепить снеговиков.

Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.

3.Подведение итога организованной образовательной деятельности, оценка работы детей.

Воспитатель: Как мне понравилось сегодня с вами составлять рассказ по картине. А вам понравилось?

 А что понравилось?

Воспитатель: Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы, были замечательными экскурсоводами. Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», вы сможете их раскрасить цветными карандашами. А затем про свою картинку расскажете дома, мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать вашим мамам и папам. 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Конспект занятие по развтию речи, обучение составлению рассказа по сюжетной картинке....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Составление рассказов по картине «Зимние забавы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область «Познание»Тема:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы" Программные задачи: Упражнять детей в диалогической речи. Постановка вопросов к фрагментам картины. Составление рассказов-миниатюр из 3-4 пр...

рассказы детей по картине на тему "Зимние забавы" и "На горке"

Рассказы детей подготовительной группы по картинам "Зимние забвы" и  на "Горке"...

НОД по речевому развитию "Составление рассказа по картине «Зимние забавы» для детей среднего возраста

НОД по речевому развитию "Составление рассказа по картине «Зимние забавы» для детей среднего возраста....