Методика развития и формирования синтаксических навыков
методическая разработка по развитию речи

Марикова Татьяна Олеговна

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskie_navyki_1.pptx2.53 МБ
Файл tekst_1.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы для формирования синтаксических навыков дошкольников с использованием наглядно-образных ориентиров

Слайд 2

Формирование простого ответа на вопрос. Развитие навыков построения простых предложений, содержащих подлежащее и сказуемое. Развитие навыков оформления и распространения предложения путем добавления однородных членов Развитие навыков расширения и усложнения предложения путем добавления обобщающих слов. Формирование навыков построения сложных предложений Формирование синтаксических навыков дошкольника включает в себя применение разнообразных форм и методов работы и реализуется по следующим направлениям

Слайд 3

Цель : формирование умений строить предложения по картинкам, на которых уже «запрограммировано предложение» Наглядно-образные ориентиры : картинки с изображением действий. Ход упражнения : воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать, что он на ней видит Прием по формированию навыков построения простых предложений «Скажи, что видишь»

Слайд 4

Цель: формирование навыков согласования имен прилагательных с именами существительными. Наглядно-образные ориентиры : изображение цветика- семицветика с предметными картинками на каждом лепестке. Ход упражнения : сначала воспитатель просит назвать цвета лепестков цветка, а затем – какой предмет какого цвета. Прием по формированию навыков согласования слов разны частей речи « Цветик-семицветик »

Слайд 5

Прием для формирования навыков расширения и усложнения предложений путем добавления обобщающих слов Цель: Развитие навыков расширения и усложнения предложения путем добавления обобщающих слов Наглядно-образные ориентиры : предметные картинки Ход упражнения: сначала воспитатель уточняет, что нарисовано на картинках, затем начинает предложение, а дети продолжают. Далее называются обобщающие слова.

Слайд 6

Цель : Составление предложений с однородными членами. Наглядно-образные ориентиры : предметны картинки. Ход упражнения : воспитатель начинает предложение: - В магазине продают вкусные фрукты … яблоки, апельсины, лимоны. Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его. Прием по формированию навыков построения предложений с однородными членами

Слайд 7

Прием для формирования навыков построения различных видов сложных предложений с использованием фразового конструктора Цель: формирование навыков построения сложных предложений Наглядно-образные ориентиры : предметные картинки Ход упражнения: воспитатель предлагает прослушать предложение или рассказать, что изображено. Ребенок находит подходящую картинку и составляет по ней предложение.

Слайд 8

Прием для формирования навыков построения различных видов сложных предложений с использованием фразового конструктора Цель: формирование навыков построения сложных предложений Наглядно-образные ориентиры : предметные картинки Ход упражнения: воспитатель предлагает прослушать предложение или рассказать, что изображено. Ребенок находит подходящую картинку и составляет по ней предложение.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ЕЛОЧКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Методика развития и формирования синтаксических навыков

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Синтаксические навыки необходимы для того, чтобы ребенок мог легко строить связные фразы, а его речь полноценно развивалась и была правильно построенной.

Формирование синтаксических навыков дошкольника включает в себя применение разнообразных форм и методов работы и реализуется по следующим направлениям:

  1. Формирование простого ответа на вопрос. (упр. «Скажи, что видишь»)
  2. Развитие навыков построения простых предложений, содержащих подлежащее и сказуемое. (упр. «Цветик семицветик»)
  3. Развитие навыков расширения и усложнения предложения путем добавления обобщающих слов. (слайд № 5)
  4. Развитие навыков оформления и распространения предложения путем добавления однородных членов. (слайд № 6) 
  5. Формирование навыков построения сложных предложений (Фразовый конструктор)

Приемы для развития синтаксической стороны речи дошкольников

1.Прием по формированию навыков построения простых предложений «Скажи, что видишь»

Цель: формирование умений строить предложения по картинкам, на которых уже «запрограммировано предложение»

Наглядно-образные ориентиры: картинки с изображением действий.

Ход упражнения: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать, что он на ней видит

2. Прием по формированию навыков согласования слов разны частей речи «Цветик-семицветик»

Цель: формирование навыков согласования имен прилагательных с именами существительными.

Наглядно-образные ориентиры: изображение цветика-семицветика с предметными картинками на каждом лепестке.

Ход упражнения: сначала воспитатель просит назвать цвета лепестков цветка, а затем – какой предмет какого цвета.

3. Прием по развитию навыков расширения и усложнения предложения путем добавления обобщающих слов.

Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка); фрукты (яблоки, апельсины, лимоны); животные (кошка, собака, корова, теленок); мебели (столы, стулья, шкафчики).

Сначала воспитатель уточняет, что нарисовано на картинках, затем начинает предложение, а дети продолжают.

- Мама купила в магазине … яблоки, груши, бананы…

- У бабушки в деревне живут … кошка, собака, корова и теленок.

Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать яблоко, груши, бананы?» - «Фрукты»).

4. Прием для развития навыков оформления и распространения предложения путем добавления однородных членов 

Цель: Составление предложений с однородными членами.

Наглядно-образные ориентиры: предметны картинки.

Ход упражнения: воспитатель начинает предложение:

- В магазине продают вкусные фрукты … яблоки, апельсины, лимоны.

Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.

 5. Прием по формированию навыков построения сложных предложений с использованием «Фразового конструктора»

Цель: формирование навыков построения сложных предложений

Наглядно-образные ориентиры: предметные картинки

Ход упражнения: воспитатель предлагает прослушать предложение или рассказать, что изображено.

Ребенок находит подходящую картинку и составляет по ней предложение.

Ребенок может подирать карточку сначала на предложенную тему, а затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения

Любые занятия по развитию синтаксической стороны речи дошкольников должны быть организованы в игровой форме. Можно использовать игрушки, проиграть сценки из сказок или реальные жизненные ситуации обворачивая их в игру.

Воспитатель        Марикова Т.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по речевому развитию.Тема: "Формирование нравственных навыков младших дошкольников через знакмство с русскими народными сказками"

Опыт работы по речевому  развитиюТема: «Формирование речевых навыковмладших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками» «Сказка – великая духовная культура народа,которую мы...

«Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»

П едагогический совет по направлению "Речевое развитие"...

"Конспект занятия по физическому развитию и формированию устойчивых навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста»

Цель: Обеспечивать условия для комфортной двигательной активности детей. Создавать у детей положительно - эмоциональный  настрой, вызывать радость и удовлетворение от совместных игровых действий....

методическая разработка сценария образовательного мероприятия по физическому развитию и формированию устойчивых навыков ЗОЖ "Быть здоровыми хотим, в космос к звёздам полетим"

методическая разработка конспекта интегрированного занятия по лего-конструированию для детей подготовительной к школе группы...

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...

Деловая игра для педагогов "Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников"

формирование педагогической компетентности педагогов; развивать коммуникативные качества педагогов, уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей....