"Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Зима»
Цель: Развитие связной речи детей, дать представление о зиме
Задачи:
- активизация словаря
- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных
- учить подбирать слова антонимы и синонимы
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.
Оборудование: волшебный сундучок, карточки с изображением предметов.
Ход занятия
Воспитатель: дети в кругу
Я твой друг, и ты- мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим?
Дети: снег, деревья в снегу
Воспитатель: Какая погода на улице?
Дети: пасмурная
Воспитатель: Какое время года сейчас?
Дети: зима
Воспитатель: Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Самое время для чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.
Проговаривание с детьми чисто говорки. (индивидуально)
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
Дети: Зимушка - зима
Воспитатель: Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Без волшебных слов он не откроется «Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!»
Дети: повторяют слова
Воспитатель: Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов. Попробуем выполнить все задания?
Дети: да
Воспитатель: за каждый правильный ответ я буду давать вам снежинку
- Первое задание. Ответьте на вопросы:
- когда наступает зима? (после осени)
- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)
- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)
- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)
- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)
- как зимой одеты люди? (тепло)
- как ведут себя птицы, животные зимой?
- какие вы знаете зимние забавы детей?
- назовите зимние месяцы.
(за каждый ответ детям даётся по одной снежинке)
Следующий ребёнок достаёт вторую карточку с заданием.
- Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай»
(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)
-зима (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)
-снег (пушистый, мягкий, липкий, белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий)
- снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные)
- лёд (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)
-погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная)
(К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет … снежинки)
-снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)
-лед (леденеет, трещит, блестит)
-мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)
-снег (блестит, хрустит, идет, снежит)
(К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный -день, вечер.)
- морозный (день, вечер)
-зимний (месяц, день)
-зимнее (утро, пальто)
- зимние (дни, шапки, куртки)
Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела. затем левую руку в сторону.)
Все снежинки закружила
И на землю опустила. (Покружиться и присесть.)
- Третье задание. «Из чего-какой?» (например: стул из дерева-деревянный)
- горка из снега (снежная)
-дорожка изо льда (ледяная)
-погода с морозом (морозная)
-погода с ветром (ветреная)
- Четвёртое задание. «Скажи наоборот»
- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
-летом день длинный, а зимой - (короткий)
- летом солнце греет, а зимой - (не греет)
-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
-одни сосульки длинные, а другие – (короткие)
- Снег мягкий, а лёд - (твердый)
- Пятое задание. «Назови предмет»
Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч, снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой.
Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.
- Шестое задание. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?
Например: снеговик, горка, крепость, каток, снежные лабиринты, животных, птиц
(отвечают по одному ребенку, только с поднятия руки)
- Седьмое задание. Назови ласково
(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: снеговик - снеговичок)
-снег – (снежок)
-солнце – (солнышко)
-лёд – (ледок)
-туча – (тучка)
-зима – (зимушка)
-ветер – (ветерок)
-горка (горочка)
Воспитатель: Волшебный сундучок пуст, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько снежинок. (дети считают снежинки, каждый получает медаль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....