"Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

"Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_zima.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Зима»

Цель: Развитие связной речи детей, дать представление о зиме

Задачи:

- активизация словаря

- учить образовывать единственное и множественное число имён существительных

- учить подбирать слова антонимы и синонимы

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.

Оборудование: волшебный сундучок, карточки с изображением предметов.

Ход занятия

Воспитатель: дети в кругу

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.    

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно, что мы там видим?

Дети: снег, деревья в снегу

Воспитатель:  Какая погода на улице?

Дети: пасмурная

Воспитатель: Какое время года сейчас? 

Дети: зима

Воспитатель: Ребята,  а теперь сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 

Самое время для чисто говорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.

Проговаривание с детьми чисто говорки. (индивидуально)

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

Дети: Зимушка - зима
Воспитатель: Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Без волшебных слов он не откроется «Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!»
Дети: повторяют слова
Воспитатель: Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов. Попробуем выполнить все задания?

Дети: да

Воспитатель:  за каждый правильный ответ я буду давать вам снежинку

  • Первое задание. Ответьте на вопросы:

- когда наступает зима(после осени)

- как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)

- какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)

- какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)

- что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)

- как зимой одеты люди? (тепло)

- как ведут себя птицы, животные зимой?

- какие вы знаете зимние забавы детей?

- назовите зимние месяцы.

(за каждый ответ детям даётся по одной  снежинке)

Следующий ребёнок достаёт вторую карточку с заданием.

  • Второе задание. «Подбирай, называй, запоминай»

(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима- холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)

-зима (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)

-снег (пушистый, мягкий, липкий, белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий)

- снежинки (легкие, резные, холодные, маленькие, красивые, лёгкие,  первые,  белые серебряные,  редкие,  ажурные, пушистые, искрящие,  летящие, тающие,  волшебные)

- лёд (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)

-погода (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная)

(К существительному нужно подобрать глагол, например: человек – идет, танцует, пишет … снежинки)

-снежинки (падают, вьются, кружатся, блестят, тают, хрустят)

-лед (леденеет, трещит, блестит)

-мороз (трещит, морозит, обмораживает, подмораживает, замораживает)

-снег (блестит, хрустит, идет, снежит)

(К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный -день, вечер.)

- морозный (день, вечер)

-зимний (месяц, день)

-зимнее (утро, пальто)

- зимние (дни, шапки, куртки)

Физминутка «Снежинки»

Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.                    
(Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима                             
(Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела.                                
затем левую руку в сторону.)                             
Все снежинки закружила    
И на землю опустила.                        
(Покружиться и присесть.)

  • Третье задание. «Из чего-какой?» (например: стул из дерева-деревянный)

- горка из снега (снежная)

-дорожка изо льда (ледяная)

-погода с морозом (морозная)

-погода с ветром (ветреная)

  • Четвёртое задание. «Скажи наоборот»

- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

-летом день длинный, а зимой - (короткий)

- летом солнце греет, а зимой - (не греет)

-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)

-одни сосульки длинные, а другие – (короткие)

- Снег мягкий, а лёд - (твердый)

  • Пятое задание. «Назови предмет»

Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены: коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч, снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой.

Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

  • Шестое задание. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?

Например: снеговик, горка, крепость, каток, снежные лабиринты, животных, птиц

(отвечают по одному ребенку, только с поднятия руки)

  • Седьмое задание. Назови ласково

(нужно образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: снеговик - снеговичок)

-снег – (снежок)

-солнце – (солнышко)

-лёд – (ледок)

-туча – (тучка)

-зима – (зимушка)

-ветер – (ветерок)

-горка (горочка)

Воспитатель: Волшебный сундучок пуст, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько снежинок. (дети считают снежинки, каждый получает медаль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....