Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Все профессии важны"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Голубкина Светлана Александровна

Составление описательного рассказа с опорой на схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_professii.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

(подготовительная группа)

ТЕМА: «ВСЕ ПРОФЕСИИ ВАЖНЫ»

Подготовила: воспитатель

Голубкина Светлана Александровна

Тема образовательной деятельности «Все профессии важны»

Цель: Составление описательного рассказа с опорой на схему.

Психолого-педагогические задачи:

  • активизировать, уточнить и пополнять словарный запас по теме «Профессии»;
  • развивать умение составлять описательный рассказ по графической схеме;

учить употреблять в речи существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

  • упражнять в словообразовании при помощи суффикса -иц, а также в образовании двухсложных слов;
  • развивать слуховое внимание, память, мышление, наблюдательность и любознательность;
  • воспитывать чувство понимания значимости профессий в жизни людей, уважение к людям разных профессий, ценностное отношение к человеческому труду.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вид детской деятельности, лежащий в основе образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма работы с детьми: групповая.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о профессиях; беседы с детьми о профессиях родителей; рассматривание картин, иллюстраций на тему «профессии»; дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры по данной теме.

Методы и приёмы:

Наглядные - Показ плана-схемы.

Словесные - Проблемные вопросы к детям, поощрения, обращения к опыту детей, подведение к выводу, обсуждение проблем, анализ занятия.

Практические - выполнение заданий - собрать картинку, определить, кому принадлежит инструмент, игровой (игры «Профессии женские и мужские», «Назови профессию», «Кто что делает», «Исправь ошибку», «Кому принадлежит предмет?», «Один - много», «Доскажи словечко», с мячом «Что будет, если ...»); физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Оборудование: столы, стулья, магнитная доска.

Материал: Конверты с разрезными картинками по теме «Профессия»; картинки с изображением людей разных профессий; мяч; коробка, в которой лежат инструменты и предметы, принадлежащие людям разных профессий или картинки с их изображением; план-схема.

Индивидуальная работа: активизировать при ответах на вопросы Илью, Настю. Побуждать к полным ответам Машу.

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть - вводная

Цель: установить контакт с детьми, настроить на совместную деятельность.

Создание образовательной ситуации

  • Дети, давайте поздороваемся с гостями и пожелаем всем доброго утра.

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым доверчивым;

Доброе утро длится до вечера!

  • Как вы думаете, почему так важно, чтобы у всех людей было хорошее настроение?

Дети стоят в кругу. Высказывают свое мнение.

Мотивация детей на

предстоящую деятельность

-Дети, на ваших столах лежат конверты с разрезными картинками. Соберите картинки и скажите, кто изображен на картинке.

  • Даша, кто изображен на твоей картинке? И т. д.
  • Как вы догадались о профессии человека?

Дети садятся за столы и собирают картинки.

Дети называют профессии. Предполагаемые ответы детей: по одежде, по инструментам.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

  • Как вы думаете, вы все профессии перечислили?
  • А хотите рассказать о каких-нибудь профессиях?

Нет.

Хотим.

2 часть - основная

Цель: создать условия для развития связной речи, обогащения словаря, формирования грамматически правильной речи.

Уточнение знаний детей в

процессе деятельности,

осуществляемой в тесном

контакте со взрослым

1. Игра «Профессии женские и мужские».

- Есть профессии, где работают только женщины или только

мужчины. А в некоторых профессиях работают и мужчины, и

женщины.

- Если он летчик, то она ...

- Если он учитель, то она ...

- Если он воспитатель, то она ...

- Если он художник, то она ...

- Если он писатель, то она ...

- Если он певец, то она ...

- Если он фокусник, то она ...

- Если он переводчик, то она ...

- Если он проводник, то она ...

2. Игра «Назови профессию».

Некоторые профессии названы по действиям, которые выполняет человек. Какие это профессии?

  • Рыбу ловит …
  • Пчёл разводит …
  • Лес рубит …
  • Землю копает …
  • Трубы чистит …

3. Игра «Кто что делает».

Чтобы хорошо работать в какой-либо профессии, надо очень много знать и уметь.

  • Учитель что делает?
  • Врач что делает?
  • Продавец что делает?
  • Водитель что делает?
  • Строитель что делает?
  • Пожарный что делает?
  • Полицейский что делает?
  • Художник что делает?
  • Музыкант что делает?
  • Композитор что делает?
  • Писатель что делает?
  • Поэт что делает?
  • Библиотекарь что делает?
  • Летчик что делает?
  • Почтальон что делает?
  • Шахтер что делает?
  • Дворник что делает?
  • Лесник что делает?
  • Фермер что делает?
  • Ветеринар что делает?
  • Дрессировщик что делает?

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять - хлопаем руками.

За дровами мы идем и пилу с собой несём.

Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

А теперь их соберём и в сарайчик отнесём.

После тяжкого труда

Надо отдохнуть всегда.

4. Игра «Исправь ошибку».

- А сейчас давайте проверим, насколько вы внимательны. Если я скажу что-то неправильно, постарайтесь исправить мою ошибку.

  • Строитель выдает книги.
  • Пожарный лечит людей.
  • Писатель красит дом.
  • Парикмахер стирает белье.
  • Почтальон шьет одежду.
  • Дворник готовит обед.
  • Летчик управляет кораблем.
  • Художник учит детей.
  • Медсестра ремонтирует машину.

5. Игра «Кому принадлежит предмет?».

- Чтобы выполнять свою работу, человеку нужны различные

предметы и инструменты.

- В коробке лежат предметы и картинки с изображением

предметов, которые принадлежат людям разных профессий.

Сейчас вы будете доставать предмет или картинку с его изображением и говорить, кому принадлежит этот предмет.

6. Упражнение «Чистоговорки».

Ор-ор-ор - держим мы в руках топор.

Ом-ом-ом - дрова мы рубим топором.

Ток-ток-ток - взяли в руки молоток.

7. Игра «Один - много»

- Иногда много людей одной профессии собираются вместе,

чтобы научиться чему-то друг у друга, обсудить какие-то

вопросы. Вот, например, воспитатель придет на такую встречу,

потом придут другие ... (воспитатели), и там будет много ...

(воспитателей).

- Артист - артисты - много артистов.

- Музыкант- …, продавец-…, врач - …, медсестра - …, учитель - …, сапожник - …, космонавт - …, летчик - …, плотник - …, тракторист - …, агроном - …, крановщик - …, доярка - …, моряк - …, ветеринар - …, портниха - …, шофер - …, почтальон - ... .

Пальчиковая гимнастика.

Каменщик кладет кирпич,

А охотник ловит дичь.

Есть учитель, есть кузнец,

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Надо много знать, уметь.

Хорошо дружок учись!

И, конечно, не ленись!

8. Игра «Доскажи словечко».

  • Как вы думаете, может ли любой из нас хорошо сделать работу, которую он никогда раньше не делал?
  • Почему?

Правильно, всему надо учиться. Надо быть очень упорным, чтобы добиться своей цели. Не зря есть такая пословица: «Терпенье и труд все перетрут».

  • Есть много пословиц и поговорок о труде. Давайте попробуем

их вспомнить. Я начну пословицу, а вы продолжите.

  1. Труд человека кормит, а лень ...
  2. Кто любит трудиться, тому на месте не ...
  3. Скучен день до вечера, коли делать ...
  4. Умелые руки не знают ...
  5. Работе время, а потехе ...
  6. Судят не по словам, а по ...
  7. Без труда не вытянешь и рыбку ...
  8. Что делано наспех, то сделано ...
  9. Дело мастера ...
  10. Было бы терпенье - будет ...

9. Игра с мячом «Что будет, если ...»

- Я буду бросать мяч каждому из вас и задавать вопрос, а вы

должны мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы?

Что будет, если:

  • повара перестанут готовить пищу?
  • врачи перестанут лечить людей?
  • учителя перестанут учить детей?
  • строители перестанут строить дома?
  • все водители откажутся сесть за руль?
  • сапожники не будут чинить обувь?
  • портные не будут шить одежду?
  • садовники перестанут ухаживать за садом?

10. Составление описательного рассказа о профессиях людей

по схеме.

  • Любите ли вы загадки?
  • Тогда отгадайте мою:

Не художник он, но краской пахнет неизменно,

По картинам он не мастер - мастер он по стенам!

  • Мне бы хотелось послушать ваши загадки - описания о разных профессиях. А для выполнения этого задания, вам нужно разделиться на группы (по три человека). Пройдите к своим столам.
  • Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Вам нужно всем вместе составить рассказ по своей картинке и договориться, кто будет рассказывать. Но рассказывать о профессии надо, не называя её, а мы должны отгадать, о какой профессии вы нам рассказали. А чтобы рассказ получился точным и полным, вы можете использовать план- схему.
  • Давайте вспомним, что обозначают рисунки на схеме:
  1. Рука - что делает человек данной профессии.
  2. Геометрические фигуры - какие предметы нужны ему для работы.
  3. Фартук - какая спецодежда нужна человеку данной профессии.
  4. Сердце - какими качествами должен обладать человек данной профессии.

Образец рассказа:

Этот человек рассказывает людям, как следить за здоровьем, и лечит их, если они заболеют. Для работы ему нужны фонендоскоп, шприц, лекарства, вата, бинт, шпатель. Он носит белый халат и шапочку. Он должен быть добрым, чутким, заботливым, внимательным.

Самостоятельные рассказы детей.

- Молодцы, хорошо потрудились. Мне очень понравились ваши рассказы.

Дети заканчивают предложения:

  • летчица
  • учительница
  • воспитательница
  • художница
  • писательница
  • певица
  • фокусница
  • переводчица
  • проводница

  • рыболов
  • пчеловод
  • лесоруб
  • землекоп
  • трубочист

Дети отвечают на вопросы полными предложениями

Выполняют движения:

холопки

ходьба

«пилят бревно»

«колют дрова»

  наклоны

садятся за столы

Дети исправляют ошибки.

  • Строитель стоит дом.
  • Пожарный тушит пожары.
  • Писатель пишет книгу.
  • Парикмахер стрижет людей.
  • Почтальон разносит почту.
  • Дворник подметает двор.
  • Летчик управляет самолетом.
  • Художник рисует картину.
  • Медсестра делает укол.

Дети по очереди подходят к воспитателю, достают из коробки предмет и говорят, кому он принадлежит.

 Проговаривают чистоговорки.

 Дети называют существительные во множественном числе, образовывают форму родительного падежа множественного числа существительных.

Выполняют пальчиковую гимнастику:

попеременно кладут кисти рук одна на другую;

делают бинокль из пальцев;

загибают пальцы, перечисляя

профессии;

разгибают пальцы;

повороты кистями;

грозят пальцем;

движение указательным пальцем влево-вправо.

Отвечают на вопросы.

Договаривают пословицы:

  1. портит
  2. мидится
  3. нечего
  4. нкуки
  5. час
  6. делам
  7. из пруда
  8. на смех
  9. боится
  10. и уменье

Дети стоят в кругу.

Ловят мяч, отвечают на вопрос и бросают мяч воспитателю.

Слушают загадку и отгадывают.

Договариваются, кто с кем будет сидеть и садятся за столы.

Вспоминают обозначения символов.

Слушают воспитателя.

Рассказывает один человек от группы.

3 часть - заключительная

Цель: подведение итогов, плавный вывод из ОД

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- Как вы думаете, что же объединяет людей разных профессий?

- Скажите, кем бы вы хотели стать, когда вырастете?

Профессий много разных есть,

И все их нам не перечесть.

Сегодня многие нужны,

И интересны, и важны.

Не так уж важно, кем нам быть,

Достаточно свой труд любить

И людям пользу приносить!

  • Итак, скажите, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию?
  • А почему?

Да, все профессии важны, все профессии нужны!

Предполагаемые ответы детей:

(умение общаться, внимательно выслушивать людей, сохранять приветливый и доброжелательный тон, проявлять доброту, отзывчивость, терпение).

Высказывают свое мнение.

Плавный вывод детей из

непосредственно образовательной

деятельности в

самостоятельную

деятельность

- Дети, я приготовила для вас цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски и бумагу. Сейчас мы с вами пойдем в группу, и вы нарисуете, кем вы хотите быть, когда станете взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Математика в профессии полицейского»

Расширять представление детей о профессиональной деятельности взрослых посредством выполнения различных заданий при интеграции образовательных областей, закрепить математические знания и умения посред...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Профессии»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Профессии»  Подготовительная группа                      ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с профессией-актер театра»

Этот материал поможет детям раскрыть свои творческие способности,даст представление о том,что актерами становятся талантливые люди....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с профессией-актер театра»

Этот материал поможет детям раскрыть свои творческие способности,даст представление о том,что актерами становятся талантливые люди....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Знакомство с профессией Сталевара"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство с профессией Сталевар". Поможет детям изучить данную профессию и ее особенности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Профессии. Кем я хочу стать!»

Закрепить знания детей о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость этих профессий....