Картотека игр для развития фантазии и формированию коммуникативных навыков
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Игры, способствующие развитию фантазии, мышления, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fantazii.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, способствующие развитию фантазии детей
“Оживление” предмета
Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
“Перевирание” сказки
Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.
Педагог говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры — трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры.)
Педагог рекомендует детям продумать новый сюжет, а затем разыграть его.
Игра в “волшебника”
Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка/ Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”
Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”
“Салат” из сказок
Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.
Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.
При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы-заместители. Рекомендуется иметь ценные, с точки зрения детей, атрибуты, например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной.
При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные 'предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.
Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок — цель подчиненная.
Следует иметь в виду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.
Прием “овеществления”
Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек — сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети-сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры — холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)
Игры-смешинки
Вариант 1
Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: “Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!”
Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: “Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.”.
Информация для воспитателя. Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они “едят” мяч, ходят на четвереньках и т.д.
Вариант 2.
Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: “Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.”.
Игры в заданном ключе
Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека-невидимку и т.д.
Сказка-калька
Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история: “В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.
Игра по готовому сюжету
Заготавливается колода карт, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета.
Воспитатель объясняет детям: “Каждый берет одну карту. На ней “изображена” ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карте”.
Начинаем игру: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на картах изображены старик, старуха и море.)
Однажды старик пошел ловить рыбу.
Вот он закинул невод. (Ребенок, играющий роль старика, делает соответствующие движения.) Внезапно море взволновалось. (Ребенок-“море" выполняет соответствующие движения) Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых на картах нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает “золотую рыбку", которая пытается освободиться, а “старик" тянет невод.)
Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море”. (Ребенок--“рыбка" показывает, что он освободился, и удаляется. “Синее море" радуется, а “старик" удивляется и огорчается.)
Игротехника
В совместной игре ребенку необходимо понимать не только вербальный (словесный), но и невербальный (мимика, жесты, поза) язык общения и самому использовать их.
Игры без слов
“Маски”
Материал. Маски, изображающие разные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.)
Ход игры. Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: “Какое настроение передает эта маска?” (Ответы детей.) Затем надевает маску и предлагает детям мимикой изобразить данное состояние. Объясняет: “Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вот сколько зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску и смотрю в “зеркала”. Молодцы! Теперь ты, Маша (Ваня), посмотрись в “зеркала”. (Маска передается по кругу, и дети по очереди передают соответствующее эмоциональное состояние.)
Затем воспитатель убирает маски и продолжает игру: “Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну (хитрого кота Базилио, в Буратино и т.д.)”.
Вариант игры.
Дети делятся на две группы. Участники первой договариваются,какого героя они будут показывать. Участники второй отгадывают. Воспитатель по очереди присоединяется к каждой группе. Затем группы меняются ролями.
Вопросы для беседы с детьми после игры.
Какая маска вам понравилась?
Какого героя вы хотите “сыграть” еще раз?
Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.
Как вы думаете, какое выражение вашего лица приятно для других людей? Покажите.
“Свет мой, зеркальце, скажи”
Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой.
Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.
Вариант игры. Игра называется “Разговор без слов”. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” — лицо вашего друга.
К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь: какая приятная встреча!
Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы расстаемся.
Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.
Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!
Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь!
Теперь успокойтесь: все будет хорошо!
Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой”.
Вопросы для беседы после игры.
Когда вы радуетесь? Огорчаетесь? Удивляетесь? Пугаетесь? Когда вы делаете “рот до ушей”? Когда сдвигаете “брови у переносицы”?
“Немое кино”
Дети становятся в круг.
Педагог: Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (Приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится; просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать какой-либо предмет другому.)
Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.
Вариант 1.
Ребенок — водящий. Он сам придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас. и т.д.
Вариант 2.
Играющие делятся на две группы. Педагог: Вы стоите по разным берегам широкой, бурной реки. (Обращается к детям одной группы.) Вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам.
(Обращается к детям другой группы.) На том берегу вас не слышат. Но вы видите. что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться.
Вариант 3.
Педагог: Покажите одним жестом, что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т.д.)
Вопросы для беседы после игры.
Можно ли говорить без слов?
Можно ли понять друг друга без слов?
Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая феи (Баба Яга, Золушка и т.д.)?
“Именины”
Дети образуют круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети — “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить.
Затем выбирается новый “именинник”.
Вариант 1.
Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.
Педагог: У нас сегодня именинник — неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это. Какие подарки ему можно подарить?
Вопросы для беседы после игры.
Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?
Вопросы “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?
Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?
Вариант 2.
Выбирается “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет и т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т.д.
Вопрос для беседы после игры.
Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?
“Фигуры”
Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями.
В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса Барабаса, Золушки Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего, (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.
“Фотография на память”
Материал. Сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат.
Ход игры. Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память.
Можно изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.
“Надувной Буратино”
В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.
Педагог: Я буду папой Карло, а вы буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса), а потом выпущу воздух.
Действия детей: надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.
“Давайте познакомимся”
Дети встают в круг, по очереди передают какой либо предмет стоящему справа соседу и громко произносят его имя.
“Здравствуй — прощай”
Предварительная работа. Педагог разучивает с детьми варианты приветствий и прощаний.
Варианты приветствий: здравствуй, привет, приветствую вас, рад тебя видеть, добрый день, доброе утро, добрый вечер и т.д.
Варианты ответов на приветствия: прекрасно, все в порядке, хорошо, ничего, нормально, как всегда, неважно, так себе.
Варианты прощаний: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, счастливо, всего, пока, до встречи, в добрый час, счастливого пути.
Игроки становятся в круг, в центре которого — водящий. Он бросает кому-то из детей мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребенок, возвращая мяч, произносит ответные фразы. Игра повторяется несколько раз. Затем выбирается новый водящий.
Вариант игры.
Педагог одному из игроков предлагает выбрать роль какого-либо сказочного персонажа. Остальные участники игры должны приветствовать и прощаться с ним в зависимости от особенностей выбранной роли (Айболит, Петрушка. Карлсон. Мальчик с пальчик, Баба Яга и т.д.)
Вопросы для беседы после игры.
Какие слова чаще говорят при встрече? При прощании?
Одинаково ли надо приветствовать Карабаса Барабаса и Буратино?
“Услышь меня”
Дети образуют два круга: большой и малый (внутри большого).
Задание игрокам, стоящим в малом круге: “Тихо-тихо полаять как собачка (помяукать как кошечка, покукарекать как петушок и т.д.)”. Дети, стоящие в большом круге, должны отгадать, какое животное так “говорит”.
“Звуковая волна”
Дети встают друг за другом и изображают поезд. Стульями обозначается вокзал.
Педагог: мы едем на поезде. Как стучат колеса? (Дети подражают стуку колес.) На станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд далеко от станции, стук колес еле слышен. А когда близко — звук очень громкий. Пора отправляться в путь! (В соответствии со словами педагога голоса детей звучат то тихо, то громко.)
Для регуляции звука можно использовать жесты. Исходное положение -ладони вместе. Если они медленно расходятся, звук нарастает, если приближаются друг к другу, звук становится тише.
“Два зеркала”
Для игры выбираются: Королева (Король), два зеркала, Невидимый король (Невидимая королева).
Игроки располагаются следующим образом: перед Королевой стоят два ребенка, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый король. Остальные участники игры выстраиваются за его спиной.
Педагог объясняет Королеве: “Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной. Но тебе нельзя оглядываться! Смотри на зеркала! Одно зеркало ничего не говорит, но с помощью мимики и жестов изображает человека, которого нужно отгадать. Другое зеркало говорящее: оно дает описание этого человека, но не называет его имени. Как только Королева отгадает, кто стоит за ее спиной, Невидимым королем становится следующий ребенок, и игра продолжается”.
Аналогично проводится игра, если перед зеркалом стоит Король, а за его спиной — Невидимая королева.
Вопросы для беседы после игры.
Какое зеркало вам больше помогло отгадать Невидимого короля (Невидимую королеву)? Почему?
“Детектив”
Дети располагаются по кругу; в центре находится водящий (“детектив”).
Каждый из участников выбирает роль какого-либо сказочного персонажа, “детектив” пытается отгадать выбранную роль, задавая наводящие вопросы: что герой любит? Чего он боится? Как он одет? Какие случаи с ним происходили? И т.д.
Участники игры не должны подсказывать водящему.
“Игра с воображаемым предметом”
Дети встают в круг. Водящий по очереди вызывает каждого и предлагает выполнить какие-либо действия с воображаемыми предметами. Например, говорит: “Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его и поймай”.
Варианты заданий.
- У тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол.
- Ты держишь сумочку. Открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее.
- Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер.
- На столе стоит стакан лимонада. Выпей его маленькими глотками и поставь стакан на стол.
Игру можно усложнить, если те же действия будет выполнять какой-либо сказочный персонаж (лиса Алиса, кот Базилио, Баба Яга, Царевна-Несмеяна). Например, водящий говорит: “Представь, что ты принцесса Златовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы? А теперь ты Баба Яга. Как ты будешь расчесывать свои волосы?” И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...
Картотека подвижных игр по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников
Основными в технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи в игре" являются игровые методы. Подвижные игры, представленные в картотеке, используются в непосредственно образовательно...
«Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»
П едагогический совет по направлению "Речевое развитие"...
"Театрализованная деятельность как средство развития речии формирования коммуникативных навыков младших дошкольников"
Материал для РМО...
Деловая игра для педагогов "Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников"
формирование педагогической компетентности педагогов; развивать коммуникативные качества педагогов, уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей....
КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
Пояснительная записка.Развитие речи и коммуникативные навыки, в первую очередь, развиваются в повседневной деятельности, но их необходимо еще и дополнительно развивать при помощи дидактических, подвиж...
Педагогическая интеллектуальная игра «Брейн-ринг» Тема: «Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников"
Целью данной педагогической игры является: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речево...