Формирование интереса дошкольников к художественной литературе средствами анимационных технологий
статья по развитию речи (старшая группа)

Мельник Юлия Геннадьевна

Одна из наиболее актуальных задач приобщения дошкольников к чтению – это поиск новых, более эффективных способов, которые будут увлекательны и доступны для современного дошкольника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каракозова Наталья Юрьевна,

заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, к.п.н.

Мельник Юлия Геннадьевна,

воспитатель,

МАОУ ДС 80 «Песенка», г.о. Тольятти, Самарская область

Формирование  интереса дошкольников к художественной литературе  средствами анимационных технологий

В современном мире для значительной части  детей и родителей информационные технологии стали источником, дающим знания, а электронные гаджеты – собеседником. В связи с этим,  снижается интерес дошкольников к чтению (восприятию) художественной литературы, когда как педагоги и психологи  отмечают, что дошкольный возраст -  период активного становления художественного восприятия ребенка, формирование интереса и любви к книге, развития  предпосылок читательских компетенций. О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции [5].

Одна из наиболее актуальных задач приобщения дошкольников к чтению – это поиск новых, более эффективных способов, которые будут увлекательны и доступны для современного дошкольника. Медиа среда увлекательна для ребенка, поэтому анимационные технологии, представляющие собой комплекс технических приёмов, основанных на последовательном чередовании изображений (рисунков, фотографий), сменяющих друг друга с заданной частотой, создающих тем самым эффект движения предметов, оживания персонажей, могут выступать эффективным средством повышения интереса детей к книге  [1,2].

Включение дошкольников в создании мультфильма позволяет расширить его представления об окружающем мире, познакомиться с новыми словами, явлениями, ситуациями, показать примеры поведения; формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, эстетический вкус, чувство юмора [4].

 Технологическая сложность мультфильма зависит в первую очередь от той техники, в которой он будет сниматься.

Рисованная анимация требует от детей дошкольного возраста  владения техникой рисунка. Здесь каждый кадр рисуется отдельно, затем эти кадры собирают в специальной программе монтажа. Такая анимация очень живая, плавная, пространственная, но трудоёмка и сложна для детей.

Плоскостная перекладка. Эта техника проста и доступна даже маленьким детям. Здесь каждый персонаж рисуется отдельно, по деталям, вырезается и скрепляется. Рисуется несколько фонов, которые тоже могут состоять из деталей. Из персонажей и фонов составляется своеобразный коллаж. Дети двигают персонаж, убирают руки – снимают кадр.

В пластилиновой анимации посредством техники «перекладка» композиция состоит из персонажей и декораций, сделанных из пластилина. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются специальной, плоской формы. Съемки осуществляются аналогично с техникой плоскостной перекладки, однако герои из пластилина обладают большей гибкостью и подвижностью.

Очень впечатляюще выглядит песочная анимация, технологию которой вполне можно освоить в домашних условиях. На поверхность, которая излучает направленный снизу-вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Для достижения художественного эффекта песочные картины следует «рисовать» на стеклянном столе с подсветкой. В идеале должен иметься песок различных оттенков. Эта задача легко решается путём его окрашивания.

Для LEGO анимации декорациями служат, как и постройки из LEGO (стандартные наборы или собранные самим автором), так и ватман, картон (к примеру, с изображением настоящего города) [3].

С целью приобщение дошкольников к чтению художественной литературы средствами современного экранного искусства  нами был разработан проект по созданию мультфильма «Лада град».

Деятельность по реализации проекта осуществлялась в рамках нескольких этапов.

На первом,  мотивационно-целевом этапе,  ребята вместе с воспитателями    просматривали мультфильмы, обсуждали в какой технике они выполнены, рассматривали  фоны, главных героев, их движения, голос. Воспитатели рассказывали ребятам об истории мультипликации, знакомили с порядком создания мультфильма и работой мультипликаторов. Ребята узнали, что сюжетами многих мультфильмов выступают известные им сказки, истории, рассказы, с которыми они знакомились в детском саду или читали с родителями. Идея создания мультфильма вызвала у старших дошкольников большой интерес. Произведение для экранизации  решили выбрать из сборника сказов и легенд о Волжской земле   «Сказки и придания Самарского края», собранных и записанных Д.Н. Садовниковым.

 На втором, поисковом этапе, ребята совместно с педагогами и родителями совершили виртуальные путешествия по живописным местам и музеям родного края, читали произведения о Самарской луке, изучали в интернете исторические события давних времен. Благодаря  сотрудничеству с библиотекой  ребята смогли прикоснуться к старинным летописям, повествующим о заповедных местах Самарской Луки, народах населяющих Поволжье, их традициях и преданиях.

После проведения анализа собранной информации, прочтения рассказов, сказов и легенд о Волжской земле   ребята совместно с педагогами   выбрали для своей экранизации  сказ «О Лада граде». На третьем,  содержательно-деятельном этапе, дошкольники приступили к созданию сценария, продумали различные варианты развития сюжета, обсудили  сколько фонов и какие персонажи необходимы для создания мультфильма, определили в какой технике будет осуществляться создание персонажей. 

Интегрированный характер деятельности по созданию мультфильма, позволяет удерживать интерес дошкольников к произведениям художественной литературы на высоком уровне, поскольку, углубляясь в анимационный процесс (создавая образ героев, обсуждая их внешний вид, характер, действия и события) ребята постоянно нуждаются в дополнительной информации, которую они при помощи взрослых черпают из литературных источников. В момент сьемки мультфильма наиболее актуальна работа в команде, дети упражняются в навыках сотрудничества, умении договариваться, находить компромисс в решении общей задачи. На оценочно-рефлексивном этапе, ребята просматривают созданный мультипликационный фильм, обсуждают насколько достоверно им удалось отобразить сюжет прочитанного произведения, его героев, нравственную идею.

Таким образом, использование анимационных технологий в работе с дошкольниками может стать мощным воспитательным инструментом и одним из эффективных наглядных средств приобщения детей к художественной литературе.

Список  литературы:

  1. Валетова, О.В. Мультипликационное сопровождение формирования интереса к книге у дошкольников в ДОУ // Дошкольное образование. – 2009. - № 5. – С.24 - 27.
  2. Вершинина, О.В. К книге через мультфильмы //Дошкольное образование. – 2011. - №7. – С. 14-17
  3. Изикаева, Г.М., Сыртланова, Н.Ш. Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации. Методическое пособие. – Уфа: Аэтерна, 2020. – 30 с.
  4. Тимофеева, Л.Л. Мультфильм своими рукам. Практический журнал //Воспитатель. – 2009 г - №10. – С .25-27
  5. Ушакова,  О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование анимационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Активное  внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Информатизация образования представляет большой простор для проявления творчества логопедов, п...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ – технологии. Художественно – эстетическая деятельность.

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных дейст...

Консультация для воспитателей "Использование ИКТ технологий в ознакомлении дошкольников с художественной литературой"

Консультация предназначена для воспитателей  для работы при ознакомлении дошкольников с художественной литературой....

"Технология развития критического мышления, как эффективное средство для знакомства дошкольников с художественным произведением"

В практике представлен опыт работы по использованию приемов  ТРКМ,  для ознакомления дошкольников с художественным призведением....

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫПЕДАГОГОВКонновой О.В., Мельник Ю.Г., МАОУ ДС № 80 «Песенка»г.о. Тольятти2022г....