Формирование интереса дошкольников к художественной литературе средствами анимационных технологий
статья по развитию речи (старшая группа)
Одна из наиболее актуальных задач приобщения дошкольников к чтению – это поиск новых, более эффективных способов, которые будут увлекательны и доступны для современного дошкольника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Каракозова Наталья Юрьевна,
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, к.п.н.
Мельник Юлия Геннадьевна,
воспитатель,
МАОУ ДС 80 «Песенка», г.о. Тольятти, Самарская область
Формирование интереса дошкольников к художественной литературе средствами анимационных технологий
В современном мире для значительной части детей и родителей информационные технологии стали источником, дающим знания, а электронные гаджеты – собеседником. В связи с этим, снижается интерес дошкольников к чтению (восприятию) художественной литературы, когда как педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка, формирование интереса и любви к книге, развития предпосылок читательских компетенций. О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции [5].
Одна из наиболее актуальных задач приобщения дошкольников к чтению – это поиск новых, более эффективных способов, которые будут увлекательны и доступны для современного дошкольника. Медиа среда увлекательна для ребенка, поэтому анимационные технологии, представляющие собой комплекс технических приёмов, основанных на последовательном чередовании изображений (рисунков, фотографий), сменяющих друг друга с заданной частотой, создающих тем самым эффект движения предметов, оживания персонажей, могут выступать эффективным средством повышения интереса детей к книге [1,2].
Включение дошкольников в создании мультфильма позволяет расширить его представления об окружающем мире, познакомиться с новыми словами, явлениями, ситуациями, показать примеры поведения; формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, эстетический вкус, чувство юмора [4].
Технологическая сложность мультфильма зависит в первую очередь от той техники, в которой он будет сниматься.
Рисованная анимация требует от детей дошкольного возраста владения техникой рисунка. Здесь каждый кадр рисуется отдельно, затем эти кадры собирают в специальной программе монтажа. Такая анимация очень живая, плавная, пространственная, но трудоёмка и сложна для детей.
Плоскостная перекладка. Эта техника проста и доступна даже маленьким детям. Здесь каждый персонаж рисуется отдельно, по деталям, вырезается и скрепляется. Рисуется несколько фонов, которые тоже могут состоять из деталей. Из персонажей и фонов составляется своеобразный коллаж. Дети двигают персонаж, убирают руки – снимают кадр.
В пластилиновой анимации посредством техники «перекладка» композиция состоит из персонажей и декораций, сделанных из пластилина. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются специальной, плоской формы. Съемки осуществляются аналогично с техникой плоскостной перекладки, однако герои из пластилина обладают большей гибкостью и подвижностью.
Очень впечатляюще выглядит песочная анимация, технологию которой вполне можно освоить в домашних условиях. На поверхность, которая излучает направленный снизу-вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Для достижения художественного эффекта песочные картины следует «рисовать» на стеклянном столе с подсветкой. В идеале должен иметься песок различных оттенков. Эта задача легко решается путём его окрашивания.
Для LEGO анимации декорациями служат, как и постройки из LEGO (стандартные наборы или собранные самим автором), так и ватман, картон (к примеру, с изображением настоящего города) [3].
С целью приобщение дошкольников к чтению художественной литературы средствами современного экранного искусства нами был разработан проект по созданию мультфильма «Лада град».
Деятельность по реализации проекта осуществлялась в рамках нескольких этапов.
На первом, мотивационно-целевом этапе, ребята вместе с воспитателями просматривали мультфильмы, обсуждали в какой технике они выполнены, рассматривали фоны, главных героев, их движения, голос. Воспитатели рассказывали ребятам об истории мультипликации, знакомили с порядком создания мультфильма и работой мультипликаторов. Ребята узнали, что сюжетами многих мультфильмов выступают известные им сказки, истории, рассказы, с которыми они знакомились в детском саду или читали с родителями. Идея создания мультфильма вызвала у старших дошкольников большой интерес. Произведение для экранизации решили выбрать из сборника сказов и легенд о Волжской земле «Сказки и придания Самарского края», собранных и записанных Д.Н. Садовниковым.
На втором, поисковом этапе, ребята совместно с педагогами и родителями совершили виртуальные путешествия по живописным местам и музеям родного края, читали произведения о Самарской луке, изучали в интернете исторические события давних времен. Благодаря сотрудничеству с библиотекой ребята смогли прикоснуться к старинным летописям, повествующим о заповедных местах Самарской Луки, народах населяющих Поволжье, их традициях и преданиях.
После проведения анализа собранной информации, прочтения рассказов, сказов и легенд о Волжской земле ребята совместно с педагогами выбрали для своей экранизации сказ «О Лада граде». На третьем, содержательно-деятельном этапе, дошкольники приступили к созданию сценария, продумали различные варианты развития сюжета, обсудили сколько фонов и какие персонажи необходимы для создания мультфильма, определили в какой технике будет осуществляться создание персонажей.
Интегрированный характер деятельности по созданию мультфильма, позволяет удерживать интерес дошкольников к произведениям художественной литературы на высоком уровне, поскольку, углубляясь в анимационный процесс (создавая образ героев, обсуждая их внешний вид, характер, действия и события) ребята постоянно нуждаются в дополнительной информации, которую они при помощи взрослых черпают из литературных источников. В момент сьемки мультфильма наиболее актуальна работа в команде, дети упражняются в навыках сотрудничества, умении договариваться, находить компромисс в решении общей задачи. На оценочно-рефлексивном этапе, ребята просматривают созданный мультипликационный фильм, обсуждают насколько достоверно им удалось отобразить сюжет прочитанного произведения, его героев, нравственную идею.
Таким образом, использование анимационных технологий в работе с дошкольниками может стать мощным воспитательным инструментом и одним из эффективных наглядных средств приобщения детей к художественной литературе.
Список литературы:
- Валетова, О.В. Мультипликационное сопровождение формирования интереса к книге у дошкольников в ДОУ // Дошкольное образование. – 2009. - № 5. – С.24 - 27.
- Вершинина, О.В. К книге через мультфильмы //Дошкольное образование. – 2011. - №7. – С. 14-17
- Изикаева, Г.М., Сыртланова, Н.Ш. Развитие творческих способностей дошкольников средствами мультипликации. Методическое пособие. – Уфа: Аэтерна, 2020. – 30 с.
- Тимофеева, Л.Л. Мультфильм своими рукам. Практический журнал //Воспитатель. – 2009 г - №10. – С .25-27
- Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование анимационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Активное внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Информатизация образования представляет большой простор для проявления творчества логопедов, п...
Использование логосказок и анимационных технологий, как метода коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР
внедрение в коррекционную деятельность технологии мультерапии....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ – технологии. Художественно – эстетическая деятельность.
В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных дейст...
Консультация для воспитателей "Использование ИКТ технологий в ознакомлении дошкольников с художественной литературой"
Консультация предназначена для воспитателей для работы при ознакомлении дошкольников с художественной литературой....
"Технология развития критического мышления, как эффективное средство для знакомства дошкольников с художественным произведением"
В практике представлен опыт работы по использованию приемов ТРКМ, для ознакомления дошкольников с художественным призведением....
Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОПЫТ РАБОТЫПЕДАГОГОВКонновой О.В., Мельник Ю.Г., МАОУ ДС № 80 «Песенка»г.о. Тольятти2022г....