Занятие Народные промыслы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Митупова Дарима Бальжинимаевна

Открытое занятие по речевому и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие Народные промыслы29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого занятия по речевому и художественно-эстетическому развитию «Народные промыслы».

Дата: 17 ноября 2021г.

Группа: подготовительная.

Воспитатель: Митупова Дарима Бальжинимаевна.

Цель: Развитие речи и творческих способностей детей через закрепление знания о мотивах народно-декоративно-прикладного искусства.

Задачи: Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве, различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, матрёшки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель); расширять словарный запас детей за счет названия различных видов росписи, создавать условия для речевой активности детей, воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: Дымковские игрушки, матрёшки, подносы с городецкой росписью, посуда, расписанная хохломской росписью, предметы, расписанные гжельской росписью, русские народные костюмы для детей и воспитателя, вырезанные заготовки чайников из картона, краски, вода, кисточки, аудиозаписи народной музыки.

Предварительная индивидуальная работа: заучивание стихотворений наизусть.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводно- мотивационный

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить на выставку по мастерским народных умельцев.

Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

Как вы понимаете такую пословицу: «Славится птица перьями, а человек умениями»?

Ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Сейчас приглашаю вас на выставку. Ну а чтобы попасть туда, нам нужно переодеться в русскую народную одежду.

( звучит народная музыка).

Дети заходят в приемную. Здороваются.

Ответы детей.

Человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер.

Дети с воспитателем переодеваются и проходят в групповую комнату.

Операционно- содержательный

-Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

Ребята, обычно каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от села, в котором был придуман. Посмотрим же на работу народных умельцев.

(в группе расположены столы с предметами, посудой, игрушками, расписанные разной росписью отдельно друг от друга).

Подходят к первому столу. Про него рассказывает народный умелец Аюр.

Ребята, что же это за изделия такие интересные?

Почему эти изделия называют гжельскими?

Чем же эта роспись отличается от других росписей, как вы её узнали?

Что обычно расписывают этой росписью?

Ребята, что это?

Почему она так называется?

Что изображают эти игрушки?

 

Из чего сделаны эти игрушки?

Какие элементы использовали умельцы в этой росписи.

 -Ребята, а это у нас какая роспись?

Почему она называется городецкой?

Что расписывали городецкой росписью?

Как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера?

А почему именно этих животных выбрали умельцы?

-Это что за куколка?

Скажите, а почему эта куколка зовётся матрёшкой?

А вы знаете, что спрятано в матрёшке?

Что же это обозначает, зачем мастера прятали несколько кукол в одну?

А из чего же сделаны матрёшки?

Ребята, посмотрите, у нас несколько матрёшек, и все разные. Матрёшки – это отражение той местности, откуда они родом, их костюм изображает костюмы женщин, которые принято было носить в этой местности.

Дети, а сколько одинаковых матрёшек на столе?

А какая по счёту самая большая? Какая самая маленькая?

Воспитатель выставляет 3 разных матрёшки и спрашивает: какая по размеру эта матрёшка?

Что же такое хохлома, почему её называют золотой?

А ещё какие цвета используют хохломские мастера?

Что расписывают этой росписью?

Посмотрите, у нас и матрёшка есть, расписанная хохломой!

Какие элементы присутствуют в этой росписи?

Правильно, дети, и это называется растительный орнамент, потому что он берётся из природы.

Дети, а посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые их изготавливают, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!

А вы бы хотели стать настоящими мастерами?

У меня на подносе стоят чайники, давайте попробуем их расписать!

А перед этим проведем физкультминутку:

Вот большой стеклянный чайник,

(Надули животик, одну руку поставили на

пояс, другую изогнули —«носик».)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

(Присели, одну руку поставили на пояс.)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца:

(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)

Только стукни —разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянулись, сомкнули руки над головой.)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

(Легли, вытянулись.)

Он посуду нам принес!

Ребята, давайте возьмем краски, и распишем чайники. А какой росписью вы украсите их?

Схемы росписи.

Дети подходят к столику с предметами народного промысла.

Гжель.

Потому что они из деревни Гжель.

Всего два цвета: белый и синий!

Гжелью обычно расписывают посуду или фарфоровые фигурки.

Аюр рассказывает:

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали,

Что за синие просторы!

И картины, и узоры!

Подходят к следующему столу, про который рассказывает умелец Мэргэн.

Дымковская игрушка.

Потому что она из села Дымково.

Дымковские игрушки изображают людей и животных.

Эти игрушки сделаны из глины, затем их обжигают в печи.

Волнистые линии, геометрические фигуры, горошины.

Мэргэн берёт дымковскую игрушку и рассказывает стих:

В Дымково есть мастера,

Глиной заняты с утра.

Лепят барынь расписных

И зверушек озорных.

Подходят к следующему столу. Возле него стоит умелец Данил.

Это городецкая роспись!

Потому что она из города Городец.

Изделия домашнего обихода, предметы быта.

Часто используется образ коня и птицы.

Конь считается символом богатства, а птица – символом счастья.

Данил рассказывает:

Едет в город Городец

Покупать товар купец:

Разрисованные прялки,

Люльки, доски и качалки.

Подходят к столу, возле которого стоит народный мастер Цырен.

Это матрёшка.

Название матрёшки происходит от имени Матрёна, что означает «матерь», то есть мама.

Да, другие матрёшки.

Это символизирует плодородие, большую семью.

Матрёшки сделаны из дерева.

Цырен рассказывает:

Поколдую я немножко,

У меня одна матрёшка.

На столе она стояла…

А теперь их 10 стало.

Семь.

Дети показывают и называют: первая, седьмая.

Маленькая, средняя , большая.

Подходят к следующему столу. Про нее рассказывает умелица Надежда:

Хохлома, хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда –

Золотая вся посуда!

Потому что много жёлтого цвета.

Чёрный, красный, зелёный.

Посуду, мебель.

Ягодки, листочки, завиточки.

Дети пробуют поиграть на ложках.

Ответы детей.

Дети выбирают силуэты чайников, присаживаются за столы и украшают их любым орнаментом, который им понравился.

Звучит музыка.

Рефлексивно- оценочный

Ребята, вам понравилась наша выставка по мастерским народных умельцев?

О каких видах росписи мы говорили?

А на память о нашей выставке вам остаются эти чайники, которые вы расписали сами.

Ответы детей.

Дети перечисляют.

Любуются своими работами, выставляют их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" для старшей группы...

Конспект занятия «Народные промыслы России»

Программное содержание:- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивно...

Конспект занятия "Народные промыслы"

Воспитывать любовь к народному искусству народным промыслам: создающему красоту на радость людям. Познакомить с росписью Гжель, Хохлома, её характерными особенностями, элементами росписи....

Конспект занятия «Народные промыслы, оренбургский пуховый платок» (2023г)

Знакомство с народными промыслами Оренбуржья....

Конспект занятия "Народные промыслы России " в подготовительной группе

ЗадачиОбразовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.Побуждать к стремлению состав...

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка"

Конспект занятия" Народные промыслы Курского края : Кожлянская игрушка" в подготовительной группе...