Итоговое занятие по развитие речи детей посредством художественной литературы в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Валеева Гульнур Бакировна

              В детстве мы все верим в чудеса. Эту великолепную радость дарят нам волшебные  сказки. В сказках мы попадаем в МИР волшебства, чудес и воображений.

        Но самое удивительное, что с годами мы понимаем, что это вера в  чудеса и превращений, остается с нами навсегда. Сказки интересны для всех от мало до велика.

        Да и взрослым будет интересно вновь оказаться в волшебном МИРЕ сказок А.С.Пушкина, Аксакова, Бажова и т.д

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по  развитие речи детей

посредством художественной литературы

в старшей  группе

                          «Путешествие по русским народным сказкам» 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. 

Воспитатель  первой квалификационной категории Валеева Г.Б.

Цель: закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках.

Задачи

Образовательные:

   Учить распознавать  сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.

 • Привлекать детей к правильному выполнению заданий.

 • Формировать чувства понимания образа литературных произведений, понимать смысл сказок.

 • Побуждать интерес к ранее прочитанным произведениям.

Развивающие:

 • Расширять и активировать словарный запас детей.

 • Развивать зрительную память, мышление, наблюдательность, интерес  к малым фольклорным жанрам.

 • закрепить умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.

 Воспитательные:

• Вызвать интерес к любимым героям сказок,  эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.

- воспитывать бережное отношение  к книгам  

- прививать любовь и уважение к художественной литературе.

Методы:

• Словесный.

 • Наглядный.

• Практический.

Приемы:

• Вводное слово.

• Игровой (отгадывание загадок, дидактические игры)

• Рефлексия.

 Словарная работа: Закрепить в речи детей названия главных героев сказок.

Индивидуальная работа:

 • Активизировать малоактивных детей.

• Поощрять  детей за выполненное задание.

 Оборудование:

 • Выставка книг-сказок из серии «Читаем по слогам»

•  Пазлы по русским народным сказкам

•  Мяч.

 Предварительная работа:

 • Чтение сказок.

•   Инсценировка сказок.

•   Настольные игры.

•   Рисование сказочных героев.

Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии, физминутки

Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказывать свои мысли, высказывает свою точку зрения.
- Использует  полученные знания в самостоятельной деятельности.
- Проявляет эмоциональное отношение к литературному произведению.
Продолжительность занятия: 30 мин

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Организационный момент
Дети становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель:

- Дети, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Знакомство с темой занятия                                 

Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок.

Ребята, а что такое сказка? ( Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения).

В. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

В. А вы любите сказки? Дети тема нашей игры: «Путешествие по сказкам».

А вот как вы их знаете, сейчас мы и узнаем.

 3. Конкурсы

 1 конкурс «Разминка»

 - Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

- Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька).

- В какой сказке умели говорить : печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка – норушка)

 2 конкурс «Прочитать по слогам» и построить звуковые схемы.

- Ребята, пройдите к книжной полке и почитайте названия сказок.

Ребята  по очереди читают названия сказок, строят на магнитной доске звуковые схемы.

3 конкурс «Зашифрованная сказка»

Я прочитаю вам сказку, а вы должны отгадать, что это за сказка, но не кричать, а поднять руку, Кто первый тот и отвечает. Ответы хором не принимаются.

Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

-Как называется сказка? Сказка «Три медведя»
- Как зовут  девочку?
В сказке девочку зовут Маша.

- Назовите героев сказки. Герои не волки, а медведи.

- Куда легла Маша?  Маша легла не на раскладушку, а на кровать.

В: Молодцы, ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями, но каждому путешественнику нужен отдых. Сейчас и мы с вами немного отдохнем. 

Физкультминутка «Колобок».

Колобок, колобок, теплый и румяный (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок (прыжки и бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул (повороты направо, налево)

То с листочком закрутился (поворот на 360 градусов)

То с бельчонком подружился (приседание)

Покатился по дорожке (бег по группе)

И попал ко мне в ладошки (дети подбегают к воспитателю)

4 конкурс Загадки «Угадай героя сказки»

1. У него ни рук, ни ног,

    Но пустился наутёк.  

    Громко песни распевал,

    Прямо в рот к Лисе попал. (колобок)- Фаддей

2. Уплетая калачи, ехал парень на печи.  

    Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)- Коля

3. Бабке с дедом повезло: много снегу намело.

    И слепили себе дочь, чтобы им могла помочь.

    Но весна красна, настала

    Без следа их дочь пропала (снегурочка)-   Злата           

4. Летела стрела и попала в болото,  

    И в этом болоте поймал ее кто-то.

    Кто, распростившись с зеленою кожей

    Сделался милой, красивой, пригожей (Лягушка-царевна) — Алиса

5. Способ есть, но он не прост  

    Рыбку я ловлю на хвост.

    В проруби ее полно…  

    Все, пора домой – темно  

   Ой, видать, улов богат!  

   Хвост не вытащу назад»    (волк)- Ярослав

6. Волшебница из проруби- бывает ли такое?

    Ни палочкой волшебною не машет, ни рукою.

    Но по ее велению, лишь было бы желание,

    Случаются явления, достойные внимания» (щука)- Лукьян

7.  Выросла она на грядке  

    Очень крепкой, круглой, сладкой.

    Нелегко её сорвать —

    Мышь на помощь надо звать. (Репка)- Вика

8. В глухом лесу, в своей избушке,

   Совсем одна живёт старушка.

    Метлой она не пол метёт,

    Метла — старушки самолёт. (Баба – яга)-  Маша

5 конкурс «Исправь ошибки»

«Петушок Ряба» «Даша и медведь» «Волк и семеро ягнят» «Утки – лебеди» «Лисичка с кастрюлькой» «Заюшкин домик» «Царевна Индюшка» «Мальчик с кулачок»  

6. Физминутка

Буратино потянулся Раз – нагнулся, Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки) 

7. Конкурс «Собери сказку»

Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать Сказку русскую назвать!

-Необходимо выбрать картинки из сказки и выложить их в правильной последовательности.

-Из пазлов собрать  иллюстрации к сказкам, а затем назвать сказку.

8. Игра «Доскажи словечко» 

В заключении воспитатель предлагает поиграть в игру (мяч) (Начало говорит воспитатель, заканчивают - дети).

Иван -царевич, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица-Аленушка, братец-Иванушка, серый-волк, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица, Василиса-премудрая, баба-Яга, мальчик-с-пальчик

9. Рефлексия.

- Вот и закончилась наша игра.

- Чему нас учат сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев.

- Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

 Ожидаемые результаты

1.

Организационный  момент

Игра психологического здоровья.

Доброжелательная встреча.

Дети в кругу читают наизусть стихи и дарят друг другу улыбки.

Проявляют      эмоциональное отношение  к игре.

2.

Знакомство с темой занятия.

Рассматривание книг на книжной полке.

Слушают воспитателя и рассматривают сказки

Знают  названия русских народных сказок

3.

1 конкурс «Разминка».

Называют героев сказок

Знают программные произведения

4.

2 конкурс «Прочитать по слогам, построить звуковые схемы.

Читают название сказок и строят звуковые схемы.

Умение читать по  слогам, строить  звуковые схемы.

3 конкурс «Зашифрованная сказка»

Слушают сказку и отвечают на вопросы

Проявляют умение поддержать беседу, высказывают свою точку зрения.

5.

Физкультурная минутка «Колобок»

Выполняют подвижные упражнения  со стихами из сказки «Колобок»

Проявляют интерес к выполнению физических упражнений  

6.

4 конкурс Загадки «Угадай героя сказки».

Читают наизусть загадки и отгадывают.

Называют отгадки, проявляют эмоциональное отношение к сказкам

7.

 5 конкурс «Исправь ошибки»

Находят ошибки и называют правильный ответ.

Знают программный материал, проявляют интерес.

8.

Физкультурная минутка «Буратино»

Выполняют подвижные упражнения  со стихами из сказки «Буратино»

Проявляют интерес к выполнению физических упражнений  

9.

6. Конкурс «Собери сказку»

Пазлы.

Составляют  из пазлов картинки к сказкам

Договариваются с партнером, как составить картинку к сказке

10.

Игра с мячом«Доскажи словечко» 

Воспитатель называет начало, дети — заканчивают.

Знают русские народные сказки, проявляют интерес.

9.

Рефлексия.  Что вам понравилось?

Отвечают на вопросы.

Имеют навыки организованного поведения. Умеют делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"

Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...

Открытое занятие (НОД) в старшей группе № 6 «Теремок» Чтение художественной литературы Тема : «Викторина по русским народным сказкам»

Программное содержание : Расширять представления детей о родной стране , её названии , культуре , устном народном творчестве ,..  Упражнять в умении отгадывать загадки , узнавать сказки , вспомни...

Конспект занятия по знакомству детей с художественной литературой в средней группе «Русская народная сказка «Морозко»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Морозко». Образовательные области – развитие речи, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"...