Итоговое занятие по развитие речи детей посредством художественной литературы в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В детстве мы все верим в чудеса. Эту великолепную радость дарят нам волшебные сказки. В сказках мы попадаем в МИР волшебства, чудес и воображений.
Но самое удивительное, что с годами мы понимаем, что это вера в чудеса и превращений, остается с нами навсегда. Сказки интересны для всех от мало до велика.
Да и взрослым будет интересно вновь оказаться в волшебном МИРЕ сказок А.С.Пушкина, Аксакова, Бажова и т.д
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по развитие речи детей
посредством художественной литературы
в старшей группе
«Путешествие по русским народным сказкам»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Воспитатель первой квалификационной категории Валеева Г.Б.
Цель: закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках.
Задачи
Образовательные:
Учить распознавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.
• Привлекать детей к правильному выполнению заданий.
• Формировать чувства понимания образа литературных произведений, понимать смысл сказок.
• Побуждать интерес к ранее прочитанным произведениям.
Развивающие:
• Расширять и активировать словарный запас детей.
• Развивать зрительную память, мышление, наблюдательность, интерес к малым фольклорным жанрам.
• закрепить умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• Вызвать интерес к любимым героям сказок, эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.
- воспитывать бережное отношение к книгам
- прививать любовь и уважение к художественной литературе.
Методы:
• Словесный.
• Наглядный.
• Практический.
Приемы:
• Вводное слово.
• Игровой (отгадывание загадок, дидактические игры)
• Рефлексия.
Словарная работа: Закрепить в речи детей названия главных героев сказок.
Индивидуальная работа:
• Активизировать малоактивных детей.
• Поощрять детей за выполненное задание.
Оборудование:
• Выставка книг-сказок из серии «Читаем по слогам»
• Пазлы по русским народным сказкам
• Мяч.
Предварительная работа:
• Чтение сказок.
• Инсценировка сказок.
• Настольные игры.
• Рисование сказочных героев.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии, физминутки
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказывать свои мысли, высказывает свою точку зрения.
- Использует полученные знания в самостоятельной деятельности.
- Проявляет эмоциональное отношение к литературному произведению.
Продолжительность занятия: 30 мин
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Организационный момент
Дети становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель:
- Дети, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Знакомство с темой занятия
Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок.
Ребята, а что такое сказка? ( Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения).
В. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.
В. А вы любите сказки? Дети тема нашей игры: «Путешествие по сказкам».
А вот как вы их знаете, сейчас мы и узнаем.
3. Конкурсы
1 конкурс «Разминка»
- Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
- Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька).
- В какой сказке умели говорить : печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка – норушка)
2 конкурс «Прочитать по слогам» и построить звуковые схемы.
- Ребята, пройдите к книжной полке и почитайте названия сказок.
Ребята по очереди читают названия сказок, строят на магнитной доске звуковые схемы.
3 конкурс «Зашифрованная сказка»
Я прочитаю вам сказку, а вы должны отгадать, что это за сказка, но не кричать, а поднять руку, Кто первый тот и отвечает. Ответы хором не принимаются.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
-Как называется сказка? Сказка «Три медведя»
- Как зовут девочку? В сказке девочку зовут Маша.
- Назовите героев сказки. Герои не волки, а медведи.
- Куда легла Маша? Маша легла не на раскладушку, а на кровать.
В: Молодцы, ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями, но каждому путешественнику нужен отдых. Сейчас и мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Колобок».
Колобок, колобок, теплый и румяный (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок (прыжки и бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул (повороты направо, налево)
То с листочком закрутился (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился (приседание)
Покатился по дорожке (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки (дети подбегают к воспитателю)
4 конкурс Загадки «Угадай героя сказки»
1. У него ни рук, ни ног,
Но пустился наутёк.
Громко песни распевал,
Прямо в рот к Лисе попал. (колобок)- Фаддей
2. Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)- Коля
3. Бабке с дедом повезло: много снегу намело.
И слепили себе дочь, чтобы им могла помочь.
Но весна красна, настала
Без следа их дочь пропала (снегурочка)- Злата
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей (Лягушка-царевна) — Алиса
5. Способ есть, но он не прост
Рыбку я ловлю на хвост.
В проруби ее полно…
Все, пора домой – темно
Ой, видать, улов богат!
Хвост не вытащу назад» (волк)- Ярослав
6. Волшебница из проруби- бывает ли такое?
Ни палочкой волшебною не машет, ни рукою.
Но по ее велению, лишь было бы желание,
Случаются явления, достойные внимания» (щука)- Лукьян
7. Выросла она на грядке
Очень крепкой, круглой, сладкой.
Нелегко её сорвать —
Мышь на помощь надо звать. (Репка)- Вика
8. В глухом лесу, в своей избушке,
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она не пол метёт,
Метла — старушки самолёт. (Баба – яга)- Маша
5 конкурс «Исправь ошибки»
«Петушок Ряба» «Даша и медведь» «Волк и семеро ягнят» «Утки – лебеди» «Лисичка с кастрюлькой» «Заюшкин домик» «Царевна Индюшка» «Мальчик с кулачок»
6. Физминутка
Буратино потянулся Раз – нагнулся, Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
7. Конкурс «Собери сказку»
Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать Сказку русскую назвать!
-Необходимо выбрать картинки из сказки и выложить их в правильной последовательности.
-Из пазлов собрать иллюстрации к сказкам, а затем назвать сказку.
8. Игра «Доскажи словечко»
В заключении воспитатель предлагает поиграть в игру (мяч) (Начало говорит воспитатель, заканчивают - дети).
Иван -царевич, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица-Аленушка, братец-Иванушка, серый-волк, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица, Василиса-премудрая, баба-Яга, мальчик-с-пальчик
9. Рефлексия.
- Вот и закончилась наша игра.
- Чему нас учат сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев.
- Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Организационный момент Игра психологического здоровья. | Доброжелательная встреча. Дети в кругу читают наизусть стихи и дарят друг другу улыбки. | Проявляют эмоциональное отношение к игре. |
2. | Знакомство с темой занятия. Рассматривание книг на книжной полке. | Слушают воспитателя и рассматривают сказки | Знают названия русских народных сказок |
3. | 1 конкурс «Разминка». | Называют героев сказок | Знают программные произведения |
4. | 2 конкурс «Прочитать по слогам, построить звуковые схемы. | Читают название сказок и строят звуковые схемы. | Умение читать по слогам, строить звуковые схемы. |
3 конкурс «Зашифрованная сказка» | Слушают сказку и отвечают на вопросы | Проявляют умение поддержать беседу, высказывают свою точку зрения. | |
5. | Физкультурная минутка «Колобок» | Выполняют подвижные упражнения со стихами из сказки «Колобок» | Проявляют интерес к выполнению физических упражнений |
6. | 4 конкурс Загадки «Угадай героя сказки». | Читают наизусть загадки и отгадывают. | Называют отгадки, проявляют эмоциональное отношение к сказкам |
7. | 5 конкурс «Исправь ошибки» | Находят ошибки и называют правильный ответ. | Знают программный материал, проявляют интерес. |
8. | Физкультурная минутка «Буратино» | Выполняют подвижные упражнения со стихами из сказки «Буратино» | Проявляют интерес к выполнению физических упражнений |
9. | 6. Конкурс «Собери сказку» Пазлы. | Составляют из пазлов картинки к сказкам | Договариваются с партнером, как составить картинку к сказке |
10. | Игра с мячом«Доскажи словечко» | Воспитатель называет начало, дети — заканчивают. | Знают русские народные сказки, проявляют интерес. |
9. | Рефлексия. Что вам понравилось? | Отвечают на вопросы. | Имеют навыки организованного поведения. Умеют делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"
Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...
Открытое занятие (НОД) в старшей группе № 6 «Теремок» Чтение художественной литературы Тема : «Викторина по русским народным сказкам»
Программное содержание : Расширять представления детей о родной стране , её названии , культуре , устном народном творчестве ,.. Упражнять в умении отгадывать загадки , узнавать сказки , вспомни...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка Хаврошечка
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературному произведению...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям....
Конспект занятия по знакомству детей с художественной литературой в средней группе «Русская народная сказка «Морозко»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Морозко». Образовательные области – развитие речи, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное разв...
Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"
Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"...