Проект по речевому развитию в старшей группе на тему: «Учимся правильно говорить»
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект будет актуален для воспитателей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe_na_temu_uchimsya_pravilno_govorit.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 12
«Журавушка»
Проект по речевому развитию
в старшей группе на тему:
«Учимся правильно говорить»
Воспитатель:
Голуб К.П.
Актуальность проекта.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения, активизации и уточнения словаря детей.
Задачи: - обогащать словарь детей на основе расширения представлений об окружающей действительности; - закреплять представления об обобщающих понятиях; - развивать представления о смысловой стороне слова: -работа над правильным пониманием значений многозначности слова; -раскрытиесемантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий); - способствовать активизации словаря дошкольников.
Участники проекта: воспитатель, родители, воспитанники старшей группы. Продолжительность проекта: с 15 февраля по 23 марта 2021 года.
Предполагаемые результаты: Развитие связной монологической речи. Расширение знаний детей по теме проекта, повышение уровня нравственно - эстетической воспитанности дошкольников. Обогащение предметной среды группы, улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
Этапы проекта. 1. Подготовительный этап: - постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.); - подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы; - организация развивающей среды в группе. 2. Основной этап. Реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям: 1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях в рамках НОД. 2. Обогащение и активизация словаря в дидактических играх и упражнениях. План работы:
Февраль: 3 неделя - Категория одушевленности имен существительных: обучение постановке вопросов: Кто это? Что это? - Слова – действия. (Что делает?) - Слова – признаки. (Какой, какая, какие) - Подбор однородных прилагательных к существительному. 4 неделя – «Мир зимней природы», «Мир весенней природы», «Мир растений», «Перелётные и зимующие птицы», «Мир животных» (дикие и домашние животные и их детеныши). НОД изодеятельность рисование «Зимний лес», «Следы на снегу». Лепка: «Любимое животное». Март: 1-2 неделя: Рассматривание репродукций Исаак Левитан «Март», Алексей Саврасов «Грачи при летели». НОД изодеятельность рисование «Весенняя природа», «Подснежники».
Образование в речи: - существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - прилагательных относительно названия фруктов, овощей, деревьев (яблочный, морковный, дубовый); - использование глаголов; - употребление слов с эмоционально-оттеночным значением; - образование существительных от глаголов; - объяснение переносного значения слов: весна ранняя, поздняя. - Подбор слов-антонимов; - Усвоение простых случаев переносного значения слов. - Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений. - Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. - Образование сравнительной степени прилагательных. - Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул, природа уснула, проснулась). - Многозначность слов: снег идет, дождь идёт, человек идет, поезд идет, часы идут, время идёт. -Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок). - Подбор однородных определений; - усвоение слов с противоположным значением. - Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный. - Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых. - Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов. - Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище). 3 неделя – Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь»; «Мир сказок» (чтение сказок). Виды театров (Би-ба-бо, настольный «Три поросёнка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», пальчиковый «Теремок», теневой театр «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Красная шапочка». Мнемотаблицы: Расскажи сказку по мнемотаблице. Дидактические игры по речевому развитию: «Времена года», «Во саду ли, в огороде», «Чей малыш?», «Чей домик?», «Мама, папа и я», «Паровозик для зверят», «Транспорт», «Профессии», «Найди пару и букву», «Буквознайка», «Антонимы», «Найди лишнее», «Слова и числа», «Мой, моя, моё, мои», «Времена года – чего не хватает?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Один - много», «Найди подходящую картинку», «Найди и назови», «Собери из частей сказку»,«Шумовые коробочки». Картотеки «Речевые игры и упражнения», «Физминутки», «Считалки», «Пословицы и поговорки на разные темы», «Чистоговорки», «Пестушки», «Скороговорки», «Фонематические потешки», «Присказки», «Пальчиковая гимнастика». Дыхательная гимнастика нетрадиционное оборудование: бумажные «Бабочки», «Снежинки». Бутылочки и трубочки: «Салют», «Снегопад». Подвижные и малоподвижные игры: «У медведя во бору», «Совушка», «Кот и мыши», «Два мороза», «Мышеловка», «Огуречик», Х/и «Как у дедушки Трифона», «Снежинки и ветер», «Караси и щука, «Белые медведи», «Пожарные на учении», «Быстрей по местам», Х/и «Солнышко», «Ветер по морю гуляет», Х/и «Весенний хоровод»,«Наседка и цыплята», «Охотники и зайцы», «Найди свой домик», «Белки в лесу», «Лошадки», Х/и «Хоровод». Театрализованная деятельность: Театрализованные игры: «Оркестр», «Расскажи стихи руками»; Инсценировка сказки «Вежливые слова» (Э.Машковская); Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»); Драматизация знакомых отрывков из русских народных сказок (куклы би-ба-бо) «Театр сказок»,«Лисичка сестричка и серый волк»; Театрализованная игра по материалу потешек и закличек «Проговори и изобрази»; Театрализованная викторина «Гости из сказок».
Взаимодействие с родителями: 1. Помощь в пополнении уголка «Абвгедейка», изготовление дидактических игр. 2. Консультации для родителей по речевому развитию. 3. Беседы индивидуальные и подгрупповые. 4. Анкетирование «Речевое развитие вашего ребёнка». 5. Рекомендации по речевому развитию детей 5-6 лет. 6. Самостоятельная работа по речевому развитию: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений наизусть, просмотр сказок, мультфильмов, пересказ увиденного.
3. Заключительный этап. Результатом проекта является: - итоговаянод «Спасение Весны» с использованием кейс технологии; - речевой уголок «Абвгедейка»; - конспекты занятий, бесед по речевому развитию; картотеки, дидактические игры и пособия.Заключение.Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность - разноцветную, звучащую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. 2. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 270 с. 4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. 5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с. 6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с. 7. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с. 8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с. 9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развитияречи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Учимся правильно говорить»
Данный конспект позволяет детям пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; формировать умение употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правиль...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа по теме «Осенняя пора»
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по речевому развитиюстаршая группапо теме «Осенняя пора»...
Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Учимся правильно проводить досуг с малышом!»
Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Учимся правильно проводить досуг с малышом!»...
Проект по речевому развитию для детей 6-7 лет "Будем говорить правильно"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» Проект с детьми подготовительной группы...
Проект по речевому развитию в старшей группе на тему: «Учимся правильно говорить»
Актуальность проекта.С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, п...