Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №15 имени Героя Российской Федерации
Сахабутдинова Рифа Раисовича»городского округа город Уфа
Республики Башкортостан ,структурное подразделение детский сад
Конспект ООД по развитию речи в средней группе по теме: «Моя семья»
Воспитатель: Кинзикеева Альмира Ильдаровна
г.Уфа - 2022г.
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
- закрепить знания детей о понятии «семья», формировать представления о составе семьи;
- обогащать и активировать словарный запас детей, развивать навыки связной речи;
- воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»
Оборудование и материалы: домик, кукла Даша, корзинка ,сердечки, мольберт, животные на магните (мама, детеныш).
Предварительная работа:
1.Беседы на тему «Я и моя семья», «Животные и их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей»
2.Рассматривание фото с изображением членов семьи и их занятий.
3.Разучивание загадок и стихов о семье.
4.Игровые ситуации «Мамины помощники», "Строим дом на даче", "Большая стирка"
5.Дидактические игры «Назови ласково», «Собери картинку", "Кто что делает?"
6.Пальчиковые игры «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель:
Ну – ка дружно, встаньте в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, козлятки? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя? (Да)
А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите.
В нашей группе сегодня присутствуют гости – давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: Начинаем наше занятие.
Отгадав загадку, вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная …. (семья)
Правильно, сегодня мы поговорим о семье.
2. Вводная часть
а) Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: Для того, чтобы лучше и чётче звучала ваша речь, проведём гимнастику для язычка.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник).
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)
Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)
Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.
(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Даша.) Воспитатель: Здравствуй, как тебя зовут? Даша! Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?
Даша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей. У меня есть папа, у меня есть мама, у меня есть дедушка, у меня есть бабушка, у меня есть братик, А у них есть я. Это вся моя семья. Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и интересно проводим время: гуляем, ходим в цирк, гости, ездим на дачу.
Воспитатель: Ты, знаешь Даша, у каждого из наших детей тоже есть семья! Хочешь познакомиться с нашими родственниками.
Даша: Да. Подходит к детям задает вопрос «Как тебя зовут? Как зовут маму? Как зовут папу? Что вы любите делать вместе с родителями?»
Даша: Я рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
Воспитатель: Семья - это самые близкие, самые любимые люди, самые родные люди – мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Хорошо, когда есть семья! Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Воспитатель:: Даша, ребята сейчас тебе скажут какая у них семья
Игра «Какая у вас семья?»
- большая
- маленькая
- дружная
-заботливая
-трудолюбивая
-весёлая
- крепкая
- счастливая
-здоровая
Воспитатель: Когда я была маленькой девочкой, подружки меня называли Альмирой, а мама Альмирочкой.
А как вас называют ласково?
Словесная игра «Назови ласково»
Воспитатель: А давайте поиграем и сосчитаем кто живет у нас в квартире
Физминутка
Раз, два, три, четыре. (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (Счет пальцев)
Кошка Мурка, два котёнка (Счет пальцев)
Мой сверчок, щегол и я. (Счет пальцев)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: Ребята, как хорошо, когда у каждого малыша есть семья и мамочка.А знаете ли вы, что мамы есть не только у детей? Мамы есть и у птиц, и у животных.
Игра: «Скажите, кто у кого?»
У лисят мама (лиса)
У медвежат мама (медведица)
У утят мама (утка)
У цыплят мама (курица)
У теленка мама (корова)
У жеребенка мама (лошадь)
У котенка мама (кошка)
У поросенка мама (свинья)
У козленка мама (коза)
У щенка мама (собака)
Воспитатель: Посмотрите, малыши потеряли своих мам, помогите деткам найти свою маму.
(На магнитную доску выкладывают малыша к маме)
Воспитатель: русский народ придумал много пословиц и поговорок о семье. Послушайте их:
- В гостях хорошо, а дома лучше.
-В хорошей семье, хорошие дети растут.
- Не надобен и клад, коли в семье лад
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье царил лад?
Дети: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга.
Воспитатель: Посмотрите ребята у меня есть корзинка, она не простая, это корзинка добрых дел, сейчас вы по очереди возьмете сердечко и назовете добрые дела, которые вы делаете дома.
Игра «Корзина добрых дел»
Дети: Мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать, подметаю, протираю пыль, ухаживаю за котенком (собакой) … и кладут сердечко в корзину)
Воспитатель: Молодцы ребята. Сколько много добрых дел делаете дома. Помогаете по дому родным.
На этом наше занятие подошло к концу.
До новых встреч!