Статья по обучению пересказывания детей младшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Методика обучения пересказыванию детей младшего дошкольного возраста.
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста.
На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развёртывания действия, занимательность, а также доступность содержания; небольшой объём.
План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:
- Словарная работа или вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения.
- первичное чтение произведения.
- Беседа по вопросам, по содержанию, отображающая сюжет.
- Повторное чтение, с установкой на пересказ.
- Пересказ детьми.
Важным методическим приёмом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа помогают проанализировать его.
Указание педагога – тоже важный методический приём. Он используется, если ребёнок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают малышу понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказе.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.
На данном этапе перед педагогом стоят две задачи:
- научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребёнка.
- подвести к воспроизведению текста.
Обучение пересказыванию во второй младшей группе начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.
Начало сказки, как правило, запоминается хорошо, поэтому ребёнок пересказывает его самостоятельно. Далее воспитатель в случае затруднения включается в процесс пересказывания, напоминает текст, а рассказчик повторяет за ним одно-два слова или целое предложение. Постепенно дети переходят к пересказыванию по вопросам.
После небольших по объёму народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов с несложной фабулой. Образцом таких художественных произведений являются рассказы-миниатюры Л. Н. Толстого.
Для закрепления навыков пересказа важна индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, особенно с теми детьми, которые недостаточно активны на занятиях.
При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи: их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержания произведения, последовательности событий, а так же некоторых средств художественной выразительности.
При затруднении в пересказе, воспитатель задаёт ребёнку вопросы или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово.
Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают - воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалогов персонажей. Если ребёнок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, что бы точно пересказывалась мысль автора.
Подготовку детей к пересказыванию сказок можно проводить по следующему плану. На первом занятии воспитатель рассказывает сказку, кукольный театр, на втором – повторно рассказывает сказку и затем предлагает детям пересказать её.
Важным методическим приёмом является оценка детского пересказа. В средней группе её проводит воспитатель. Оценивая пересказ, необходимо кратко проанализировать его, обязательно поощрить старания ребёнка, вселить в него уверенность в своих силах. При этом необходимо решать другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия текста в пересказах друг друга.
Если на первых занятиях можно вызвать тех, кто изъявляет желание пересказать литературный текст, то в дальнейшем надо следить, что бы каждый ребёнок принимал участие в пересказывании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства....
Статья « Обучение рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»
Данная статья поможет педагогам в обучении рассказывания детей младшего дошкольного возраста....
Статья Использование приемов оздоровления детей младшего дошкольного возраста в системе работы в ДОУ
В статье описываеться необходимость Использование приемов оздоровления детей младшего дошкольного возраста в системе работы в ДОУ....
Статья: "Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучени...
Обучение пересказыванию детей старшего дошкольного возраста
Обучение пересказыванию детей старшего дошкольного возраста...
Статья на тему "Статья на тему "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада""
Статья на тему "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"...