Статья: "Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
статья (младшая группа) на тему
Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине).
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, включая все виды восприятия. Определённые знания по сенсорному воспитанию дети получают и при проведении подвижных игр, во время которых одновременно решаются сразу несколько задач сенсорного развития.
Лучше всего сенсорное воспитание у детей во время игры. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает сенсорные эталоны. Манипуляция с предметами различной формы и структуры полезна для детской руки. Она развивает мелкую моторику детей и положительно влияет на их речь.
Детям раннего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
Период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития. Осуществление сенсорного воспитания в системе различных видов продуктивной деятельности позволяет раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях. Например, возводя постройку они узнают не только форму деталей, но и их качества: устойчивость, прочность.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
К трем годам у детей уже накоплен определенный сенсорный опыт, который используется в продуктивных видах деятельности, в частности при рисовании, игры с мозаикой и т. д.
Речевая инструкция должна содержать только сущность задания.
На этом этапе развития ребенок способен увидеть и самостоятельно исправить допущенные ошибки, если взрослый сконцентрирует на них внимание вопросом «Посмотри, что неправильно?»
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В работе по сенсорному развитию для детей младшей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:
1. Дидактические игры на различение основных цветов
«Катание цветных шариков», «Размести грибочки», «Домики и флажки», «Воздушные шары", «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу», «Цветовое лото», «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет», «Собери гирлянду», «Уточним цвет».
Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки) развивать координацию движений рук.
2. Дидактические игры на закрепление знаний о величине
«Большие и маленькие бусы", "Большая и маленькая куклы", «Соберём башенку", «Сбор фруктов", «Какой мяч больше», «Угости зайчика», «Сравни предметы по высоте», « Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «В какую коробку», «Дальше – ближе».
Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины. , распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
3. Дидактические игры на закрепление знаний о форме
«Что лежит в мешочке», «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото", «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом. ,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
4. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
,, Чудесный мешочек,,
,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку )
,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
5. Дидактические игры и упражнения на слуховое восприятие:
Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок» - Игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Чей домик? », «Угадай, кто позвал».
6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке. Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит? », «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».
В свободной деятельности можно использовать игры:
«Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета.
«Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики.
В режимных моментах: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.
Знакомясь с явлениями природы, можно использовать игры: Игры: «Краски лета, зимы», «Соберем листочки», «Что за дерево». Дидактические упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало», «Большой-маленький», «Тихо-громко». Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяет его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.
Свойства предметов дети постигают на занятиях, но в играх позволяют сосредоточиться на решении более сложных конструктивных задач.
Для более широкого и разнообразного использования дидактических игр следует их варьировать, включая постепенно новые сведения о выделенных свойствах вещей (форме, цвете, величине), сопоставляя их, исходя из разных признаков.
Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, складывание предметов.
Знания, получаемые во время игры, помогают детям и в жизни
Таким образом, дидактическая игра у детей младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 «Светлячок»
Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Подготовила: воспитатель
1 категории Сильчева Н.А.
г. Армавир 2015 год
Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине).
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, включая все виды восприятия. Определённые знания по сенсорному воспитанию дети получают и при проведении подвижных игр, во время которых одновременно решаются сразу несколько задач сенсорного развития.
Лучше всего сенсорное воспитание у детей во время игры. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает сенсорные эталоны. Манипуляция с предметами различной формы и структуры полезна для детской руки. Она развивает мелкую моторику детей и положительно влияет на их речь.
Детям раннего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
Период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития. Осуществление сенсорного воспитания в системе различных видов продуктивной деятельности позволяет раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях. Например, возводя постройку они узнают не только форму деталей, но и их качества: устойчивость, прочность.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
К трем годам у детей уже накоплен определенный сенсорный опыт, который используется в продуктивных видах деятельности, в частности при рисовании, игры с мозаикой и т. д.
Речевая инструкция должна содержать только сущность задания.
На этом этапе развития ребенок способен увидеть и самостоятельно исправить допущенные ошибки, если взрослый сконцентрирует на них внимание вопросом «Посмотри, что неправильно?»
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В работе по сенсорному развитию для детей младшей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:
1. Дидактические игры на различение основных цветов
«Катание цветных шариков», «Размести грибочки», «Домики и флажки», «Воздушные шары", «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу», «Цветовое лото», «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет», «Собери гирлянду», «Уточним цвет».
Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки) развивать координацию движений рук.
2. Дидактические игры на закрепление знаний о величине
«Большие и маленькие бусы", "Большая и маленькая куклы", «Соберём башенку", «Сбор фруктов", «Какой мяч больше», «Угости зайчика», «Сравни предметы по высоте», « Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные кружки», «В какую коробку», «Дальше – ближе».
Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины. , распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
3. Дидактические игры на закрепление знаний о форме
«Что лежит в мешочке», «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото", «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом. ,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
4. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
,, Чудесный мешочек,,
,, Определи на ощупь,, ( найти предметы различающиеся по одному признаку )
,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,,Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
5. Дидактические игры и упражнения на слуховое восприятие:
Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок» - Игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Чей домик? », «Угадай, кто позвал».
6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке. Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит? », «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».
В свободной деятельности можно использовать игры:
«Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета.
«Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики.
В режимных моментах: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.
Знакомясь с явлениями природы, можно использовать игры: Игры: «Краски лета, зимы», «Соберем листочки», «Что за дерево». Дидактические упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало», «Большой-маленький», «Тихо-громко». Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяет его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.
Свойства предметов дети постигают на занятиях, но в играх позволяют сосредоточиться на решении более сложных конструктивных задач.
Для более широкого и разнообразного использования дидактических игр следует их варьировать, включая постепенно новые сведения о выделенных свойствах вещей (форме, цвете, величине), сопоставляя их, исходя из разных признаков.
Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, складывание предметов.
Знания, получаемые во время игры, помогают детям и в жизни
Таким образом, дидактическая игра у детей младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дид...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей.Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дида...
Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.»
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошко...
Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....
ТЕМА: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Доклад...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью р...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у...